Психологические особенности спортивной деятельности в футболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

Одним из самых эффективных путей познания собой окружающего мира, источником положительных эмоций являются различные игры, например спортивные. Игра вызывает активизацию мыслительной деятельности обучающихся, способствует расширению их кругозора, совершенствованию всех психических процессов, развитию физических способностей, стимулирует естественное развитие организма человека. Кроме того, она воспитывает важные для любого человека качества, связанные с умением общаться и взаимодействовать в коллективе, отвечать за свой личный вклад в результат коллективной деятельности.

Содержание работы

1.Введение
2.Мотивация спортивной деятельности
3.Средства спортивной деятельности
4.Результат спортивной деятельности
5.Психологические особенности общения в спорте
6.Характеристика групповой сплоченности
7.Заключение
8.Литература

Файлы: 1 файл

Психологические особенности спортивной деят-ти в футболе..doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 Среди важных условий,  оказывающих влияние на физическое  и психологическое воспитание  игрока в процессе спортивной  тренировки и соревнований, выделяется групповая композиция (это определённая групповая структура, в которой в качестве элементов являются члены группы, а форма взаимосвязи – это сходство и различие их индивидуально-психологических свойств).

 

 Групповая композиция  характеризуется как однородная, если группа состоит из сходных по индивидуально-психологическим свойствам людей, и как разнородная, если между ними обнаруживается различие.

 

 В процессе становления  и развития спортивная группа  приобретает такое групповое  качество как сплоченность. Если она имеет положительную направленность, то это благоприятно влияет на эффективность спортивной деятельности. Есть данные, что довольно часто та или иная команда, уступающая в технико-тактическом мастерстве другой, более сильной, одерживает убедительную победу. В таких случаях говорят, что команда выиграла благодаря дружбе и моральной сплочённости её членов. Любая команда начинается с учебно-тренировочной группы. И если в ней создаётся атмосфера заинтересованности и удовлетворения, то в дальнейшем в этой спортивной группе командный образ будет более эффективным. Без дружбы и сплочённости спортивного коллектива немыслимы достижения в спорте. Групповая сплочённость характеризуется в основном тем, хотят ли члены группы остаться и продолжать заниматься в ней.

 

 

    1. Характеристика групповой сплоченности.

 

 Психологическая совместимость  взаимодействующих партнёров и  совместно выполняемой спортивной  деятельности выступает важным  фактором, обуславливающим врабатываемость  спортсменов, и проявляется в быстроте овладения новыми упражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия, повышения результативности соревновательной деятельности команды.

 

 Если в группу  приходит новый человек, то  возникают такие проблемы, как  разработка наиболее оптимального взаимодействия нового спортсмена с другими членами группы, возможность изменения его поведения, если оно не соответствует тому, как привыкли вести себя члены группы, то есть новенькому необходимо изучать нормы, правила и традиции, свойственные именно этой спортивной группе. В группе может быть разный психологический климат. Это довольно устойчивое явление. Хороший, благоприятный психологический климат способствует наиболее успешному достижению групповой цели, преодолению препятствий, а также позволяет эффективно решать возникающие в группе конфликты.

 

 Проблема преодоления  межличностных конфликтов актуальна  для спортивной деятельности. Противоречия, которые находят выражение в  межличностных конфликтах, определяют  противостояние между спортсменами. Низкий уровень сплочённости спортивной группы выражается в наличии частых конфликтов между членами группы, в допущении грубых нарушений спортивного режима, что приводит иногда к прекращению занятий спортсменом. Длительно протекающие, затяжные или неразрешённые конфликты оказывают разрушительное влияние на межличностные отношения, сплочённость и социально-психологический климат в коллективе, что требует неотложного воздействия со стороны тренера. Тренер спортивной команды должен уметь квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, в противном случае при организации учебно-тренировочного процесса, участий в соревнованиях и неформальном общении он столкнётся со многими трудностями.

 

 Психологический климат  формируется под влиянием групповых эмоций, которые возникают в результате достижения командой успеха, что является стимулом к дальнейшему совершенствованию, или неудачи, которая может разобщить группу.

 

 В группе можно  наблюдать здоровую конкуренцию.  Это проявляется в том, что каждый член группы стремиться стать лучше остальных и быстрее получить более высокий спортивный разряд. Такая позиция почти всех учащихся не может являться причиной разобщения группы и не приводит к конфликтам и недопониманию. Наоборот, в группе часто присутствует здоровая атмосфера соперничества. Но спортсмены, которые выделяются лучшими результатами, пользуются большим авторитетом, а остальные тянуться за ними. Тренер в процессе обучения учитывает этот фактор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев психологическую структуру спортивной деятельности можно сделать вывод, что ступени спортивного мастерства образуются сменой привычного на противоположное. Каждое спортивное достижение – это «скачок» в развитии, нарушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку старых.

 

 В каждую роль  член спортивного коллектива  приносит то, что он приобретает  в процессе спортивной деятельности. При этом нужно учитывать, что  освоение ролей происходит индивидуально каждым, порой непредсказуемо и трудно управляемо. В этом случае большое значение имеют взаимоотношения тренера и членов команды, основанные на доверии, сотрудничестве и поддержке.

 

 Спортивные группы  объединяют небольшое число спортсменов одной специализации на основе их общих интересов и совместной деятельности в данном виде спорта. Они охватывают только те стороны жизни своих членов, которые связаны со спортивной деятельностью. Решая конкретные общие для коллектива задачи в области спортивной деятельности, малые спортивные коллективы содействуют развитию и совершенствованию у своих членов лучших сторон и качеств личности, присущих человеку.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия,2009.
  2. Двали Г.М. К психологии секундирования (словесного воздействия тренера) в спортивном соревновании // Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям в различных видах спорта. – М.: ФиС, 1968. – С.38 – 43.
  3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008.
  4. Интернет - ресурсы httр.//Footballtrainer.ru. Возрастные закономерности психологии подготовки футболистов
  5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  6. Монахова К.В. Влияние индивидуально-коррекционной работы на взаимоотношения в спортивной команде// Мир образования – образование в мире. – 2009. - № 2. – С. 253-259.
  7. Скорович С.Л. Содержание комплексного контроля сборных мини-футбольных команд общеобразовательных школ / С.Л. Скорович // Физическая культура в школе. - 2012. - №4. - С.24-26.
  8. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. – СПб.: Изд – во «Центр карьеры», 1999. С. 65 – 69.

 

  1. Скорович СЛ. Комплексный контроль в мини футболе и методы его проведения. / С.Л. Скорович // Мини футбол (футзал): Учебник для вузов. глава 9. -М.: Советский спорт, 2012. - С. 469-507

 

 

  1. Скорович СЛ. Диагностика биомеханических функций опорно-двигательной системы высококвалифицированных игроков в мини-футбол (футзал) /СЛ. Скорович // Теория и практика физической культуры. -2011. - №1. - С.53.

 

  1. Скорович С .Л. Анализ функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата высококвалифицированных игроков разного возраста в мини-футболе / С.Л. Скорович // Международная научно-практическая конференция «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте» - Смоленск, 2012. - С 129-130.

 

 


Информация о работе Психологические особенности спортивной деятельности в футболе