Работоспособность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности

Файлы: 1 файл

реферат п физре.docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

Работоспособность — это способность человека выполнять  конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической  природы человека, служит показателем  его дееспособности, с другой —  выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности  составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое  значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых  в конкретной деятельности. Работоспособность  зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних  и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетаний. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.

Интерес к эмоционально привлекательной  учебной работе увеличивает продолжительность  ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по, силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка также  влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных  на систематическое усвоение учебной  информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в  течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали  большой объем материала при  подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко  выраженный спад. В определенной мере снижение работоспособности можно  представить как процесс угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности  может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем  нейротизма обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

Использование физических упражнений как средства активного отдыха

Различают отдых пассивный и  активный, связанный с двигательной

деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с

именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой

других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации  отдыха и в сфере умственной

деятельности, где подобранные  соответствующим образом физические нагрузки до

начала умственного труда, в  процессе и по его окончании оказывают  высокий

эффект в сохранении и повышении  умственной работоспособности. Не менее

эффективны ежедневные самостоятельные  занятия физическими упражнениями в

общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга

возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное  влияние на

состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует

сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время

активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию

восстановительных процессов.

     5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов

относятся утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы

в учебном труде студентов с  использованием физических упражнений

(физкультминуты).

     Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но

достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в

учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное

состояние, усиливает ток крови  и лимфы во всех частях тела и  учащает дыхание,

что активизирует обмен веществ  и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся

за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет

сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность

пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры

головного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство

повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания

организма.

     Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана

решать задачу обеспечения активного  отдыха студентов и повышения  их

работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют  о том, что после второй пары

учебных часов умственная работоспособность  студентов начинает снижаться.

Спустя 2-3 часа после завершения учебных  занятий работоспособность

восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а

при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня

физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов

занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки,

т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.

Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические

упражнения подбираются так, чтобы  активизировать работу систем организма, не

принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой    деятельности.

Исследования показывают, что эффективность  влияния физкультурной паузы

проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности  на 5-

9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

     Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений

(физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу

воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от

выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это

обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной  мускулатуры,

монотонным характером выполняемой  работы и др. Наиболее часто подобные явления

наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой  и

восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег

на месте, приседания, сгибание и  выпрямление рук в упоре и  т.п.) или

позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного

сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей

конечностей и туловища (рис.5.1).

При продолжительной напряженной  умственной работе рекомендуется через каждые

30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа

проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким

ритмичным дыханием.

    


 

    


 

    


 

    


 

    


 

    

 

 

Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов

играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении

работоспособности.

     5.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме

учебно-трудовой деятельности

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий  для

интенсивного и напряженного творческого  учебного труда без перегрузки и

переутомления, в сочетании с  активным отдыхом и физическим

совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование

средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию

достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и

работоспособности студентов. Обеспечение  данной функции физического

воспитания является одной из ведущих  в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась

целесообразность проведения занятий  физическими упражнениями и спортом в

такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение

работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней

паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего

учебного года.

Динамика работоспособности в  течение рабочего дня характеризуется тремя

периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате  наступившего

утомления.

Полученные материалы свидетельствуют  о том, что проведение занятий

физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в

начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2   часа) повышение

работоспособности  и   поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6

часов учебного труда. Далее во время  самоподготовки, к 18-20 часам, уровень

работоспособности постепенно снижается  до исходного. В течение учебной недели

положительный эффект от занятий с  такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности  обеспечивают наибольший подъем

уровня работоспособности до конца  учебно-трудового дня, включая время

самоподготовки. В течение учебной  недели положительное воздействие таких

занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно

постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном

периоде последействия (до 1 часа) незначительно  повышает уровень умственной

работоспособности. В последующие  часы учебного труда она снижается  до 70-90%.

Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное

отдаленное последействие таких  нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней

учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют  рассмотреть ряд вариантов проведения

занятий в зачетный и экзаменационный  период, каждый из которых оказывает

положительное воздействие на работоспособность  и психоэмоциональное состояние

студентов:

1-й вариант - занятия проводятся  раз в неделю после сдачи  экзаменов.

Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры,

легкоатлетические и общеразвивающие  упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два занятия в  неделю по 45 мин. со следующей  структурой:

упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и

спортивные игры - 25 мин., дыхательные  упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два занятия в  неделю по 45 мин. по возможности  после экзамена.

Их содержание включает общеразвивающие  упражнения, разнообразные двусторонние

и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются

ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до

5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные занятия  по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в

содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег,

общеразвивающие упражнения. После  каждого экзамена продолжительность занятий

увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы

выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант - отличается комплексной  организацией ЗОЖ студентов в

экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна,

питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в

Информация о работе Работоспособность студентов