Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:04, реферат
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетаний. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.
Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по, силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.
Установка также
влияет на эффективность
Использование физических упражнений как средства активного отдыха
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной
деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с
именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой
других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.
Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной
деятельности, где подобранные
соответствующим образом
начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий
эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее
эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в
общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга
возникает "доминанта движения",
которая оказывает
состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует
сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время
активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию
восстановительных процессов.
5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов
относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы
в учебном труде студентов с использованием физических упражнений
(физкультминуты).
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но
достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в
учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное
состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание,
что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся
за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет
сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность
пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры
головного мозга.
Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство
повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания
организма.
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана
решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их
работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары
учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться.
Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность
восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а
при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня
физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов
занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки,
т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.
Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические
упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не
принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.
Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы
проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-
9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений
(физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу
воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от
выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это
обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры,
монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления
наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и
восьмичасовых аудиторных занятий.
В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег
на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или
позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного
сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей
конечностей и туловища (рис.5.1).
При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые
30-60 мин. использовать
проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким
ритмичным дыханием.
|
|
|
|
|
Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений.
Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов
играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении
работоспособности.
5.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме
учебно-трудовой деятельности
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для
интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и
переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим
совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование
средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию
достаточно высокой и
работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического
воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.
В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась
целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в
такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение
работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней
паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего
учебного года.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя
периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего
утомления.
Полученные материалы
физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в
начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение
работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6
часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень
работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели
положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.
Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем
уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время
самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких
занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно
постепенно затухает.
Использование в занятиях нагрузок
большой интенсивности в
периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной
работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%.
Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное
отдаленное последействие
учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.
Проведенные исследования позволяют
рассмотреть ряд вариантов
занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает
положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние
студентов:
1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов.
Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры,
легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности;
2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой:
упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и
спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;
3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена.
Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние
и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются
ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до
5-10 мин.;
4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в
содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег,
общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий
увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы
выполняется 10-минутный комплекс упражнений;
5-й вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в
экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна,
питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в