Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 16:58, реферат
Баскетбол -- игра с мячом, завоевавшая у нас в стране огромную популярность. Систематически баскетболом занимается более трех миллионов детей, подростков, юношей и взрослых.
Современный баскетбол -- быстрая игра. Она строится на неожиданных рывках, мгновенных остановках, требует бега со скоростью лучших спринтеров.
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол -- игра с мячом, завоевавшая у нас в стране огромную популярность. Систематически баскетболом занимается более трех миллионов детей, подростков, юношей и взрослых.
Современный баскетбол -- быстрая игра. Она строится на неожиданных рывках, мгновенных остановках, требует бега со скоростью лучших спринтеров. За 40 мин. игрового времени баскетболист пробегает 5--7 км, выполняет большое количество прыжков и метаний разными по форме и характеру движениями.
Своеобразность бега и прыжков, а также метаний определяется незначительными размерами площадки и необходимостью внезапно переходить от одних к другим, действовать в условиях постоянного лимита времени, навязанного степенью противодействия противника.
В силу этого под воздействием занятий баскетболом улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.). Движения становятся более точными, координированными, уверенными. Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка.
Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения. Для этого необходимо уметь распределять внимание, хорошо видеть складывающуюся ситуацию и запоминать ее, ориентироваться и уметь анализировать. В системе занятий эти способности совершенствуются и в жизни человека и его трудовой деятельности оказываются весьма ценными и необходимыми.
Активная борьба предъявляет особые требования к волевым усилиям, а поэтому по мере занятий у занимающихся совершенствуются способности к проявлению воли, смелости, решительности, инициативы, самостоятельности в принятии решений и умению сдерживать отрицательные эмоции. Сознательная деятельность требует быстроты принятия решений, что способствует развитию интеллектуальных способностей.
Коллективность действий в достижении цели связана сочетанием личных интересов с интересами команды, благодаря чему коллектив содействует воспитанию самодисциплины, активности, инициативы, товарищеской взаимопомощи и др.
Изучая баскетбол и тренируясь по этому виду спорта, учащиеся приобретут навыки участия в игре и смогут значительно повысить уровень разносторонней физической подготовленности.
РАЗМИНКА ДЛЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Разминка на развитие техники перемещений
Бег:
- бег по прямой с постоянным контролем за мягкостью его и свободой с постановкой ног перекатом с пятки на носок;
- бег на месте с переходом на бег по дистанции;
- бег с прыжками с ноги на ногу (по отметкам и свободно) с переходом на обычный бег;
- старты с пробеганием отрезков 10--15 м. То же, с ходу -- рывки;
- переход от обычного бега к ускоренному: ускорение по дуге с выходом на прямую; ускорение по прямой с входом на дугу; ускорение по двум взаимным дугам по восьмерке -- вправо, влево (с ускорением в начале входа на дугу);
- бег за лидером;
- бег лицом вперед с переходом на бег спиной вперед и обратно;
- бег по ориентирам (изменяя способ бега и скорость его).
Приставные шаги:
- перемещаться на приставных шагах (вправо, влево или назад);
- по условленному зрительному сигналу;
- в парах -- один в нападении, другой в защите. Продвигаясь вдоль площадки лицом друг к другу, нападающий свободно меняет направление. Защитник соответственно перемещается на приставных шагах, сохраняя нужную дистанцию;
- то же, провести соревновательным методом, когда нападающему дается задание перебежать за противоположную лицевую линию, а защитнику не пропустить его, правильно при всём этом перемещаясь на приставных шагах. Как только нападающий будет остановлен, защитник выполнил задачу.
Прыжки:
- прыжки с места вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-в сторону. То же, с поворотами на 90 и 180°;
Рис. 1. Прыжок вверх толчком одной ногой
- многоскоки с акцентом на высоту и с доставанием предметов или соответствующих ориентиров;
- прыжки в глубину с последующим прыжком в темпе вверх;
- впрыгивание на высоту;
- прыжки через гимнастическую скамейку, скакалку (на одной и двух ногах);
- прыжки с разбега толчком одной ногой (см. рис. 1).
Остановки:
- неоднократные остановки во время обычного бега или рывка в заранее обусловленном месте площадки (см. рис. 2);
- то же, но после остановки выполняется рывок и снова остановка;
- остановки после прыжков или введения.
Рис. 2. Остановка.
Повороты:
– находясь в стойке баскетболиста, самостоятельно выполнять повороты вперед и назад (см. рис. 3);
– то же, но повороты выполняются по условным зрительным сигналам, сочетая несколько поворотов в разной последовательности;
– в кругах -- первый бежит ко второму и перед ним выполняет остановку и поворот назад. Остается на месте второго, а тот продолжает упражнение дальше;
– в двух колоннах -- бег до определенного ориентира, остановка, попорот назад, поворот вперед, продолжать бег; в парах -- один с мячом, другой в защите.
Рис. 3. Повороты на месте
– в парах - один с мячом, другой в защите. Игрок с мячом выполняет повороты, укрывая мяч от защитника. Задача защитника -- овладеть мячом;
– ловля мяча от стены и с поворотом назад, ведение его до установленного ориентира или броска.
Свободный переход от одного способа к другому:
· равномерный бег, остановка, поворот вперед или назад. Повороты и остановки выполняются по условному сигналу либо в заранее обусловленном месте;
· бег по сигналу, рывок с заданием догнать впереди бегущего и осалить его. То же, догоняя сзади бегущего, для чего надо сделать поворот назад;
· прыжки с доставанием щита, после приземления (по сигналу) рывок и ускоренный бег до указанного ориентира;
· в парах -- оба выполняют прыжки вверх с доставанием щита. По сигналу выполняют поворот и рывок до ориентира, где делается остановка, затем поворот, рывок и движение обратно. Можно проводить соревновательным методом.
Упражнения по зрительным сигналам:
· подбросить мяч вверх-вперед на расстояние 4 -- 5 м. Выполнить рывок за мячом и поймать его с остановкой раньше, чем мяч коснется площадки;
· ловить мяч пли увертываться от него при перемещениях со сменой способа (бег, прыжок и др.) на заданных участках;
· подвижные игры типа "Пятнашки в спину", "Вызов номеров", "Кто быстрее" и др. Каждый раз обусловливать способы перемещения;
· прыжок с доставанием щита, после приземления рывок и бег до указанного ориентира;
· в парах -- оба выполняют прыжки вверх с доставанием щита. По внезапному сигналу поворот и рывок вперед, остановка по сигналу и рывок обратно.
Разминка на развитие техники нападения
Ловля:
· в исходном положении в стойке баскетболиста имитировать расположение рук на мнимом мяче;
· то же, присесть и положить руки на мяч, лежащий на полу. Захватить его и принять первоначальное исходное положение; повращать кисти с мячом или просто подвигать мячом, чтобы убедиться, насколько удобно выполнять эти движения. Если захват правильный и контакт пальцев с мячом хороший, эти движения выполняются не напряженно;
· то же, открыть кисти, с тем, чтобы мяч упал на площадку и после отскока от нее поймать мяч. То же, подбросив мяч вверх, поймать его (см. рис. 4).
Рис. 4. Ловля мяча двумя руками
Для выполнения ловли с остановкой во время бега, встречая мяч руками, одновременно надо выполнить широкий шаг навстречу мячу. Приземлившись на одну ногу после этого шага, следует подтянуть мяч к туловищу. Нога при приземлении сгибается, как при остановке без мяча. Затем в соответствующее положение шага вперед-в сторону выставляется вторая нога.
Передача мяча
Передача двумя руками от груди требует, чтобы мяч находился на уровне груди, кисти свободно охватывали его, локти опущены естественно вниз, предплечья почти горизонтальные. Движением рук мяч выталкивается вперед, и передача заканчивается полным выпрямлением рук вперед (см. рис. 5).
Рис. 5. Передача двумя руками от груди
Передача одной рукой от плеча -- в исходном положении мяч на клети одной из рук, которая согнута в локте, и мяч находится у плеча. Кис и, располагается со стороны, обратной направлению полета мяча. Разгибая руку вперед до отказа, быстрым движением мяч посылается вперед. Движение заканчивается кистью (см. рис. 6).
Рис. 6. Передача одной рукой от плеча
Передача в парах:
· построение в шеренгах (см. рис. 7). С шагом передать мяч в шеренгу напротив и перебежать на место партнера, которому передал мяч;
Рис. 7. Передача в парах
· построение в кругах, один в центре круга. Мяч у первого. Передав его стоящему в центре -- второму, он перебегает за мячом на его место. Второй передает третьему и тоже перебегает на его место и т. д. (см. рис. 8).
Рис. 8. Передача со сменой мест
Для ловли мяча в движении во время бега, в момент выноса рук вперед навстречу мячу, одновременно нога, выполняющая очередной шаг бега, делает более широкий шаг. Приземляясь на нее с мячом в руках, подтянутым к туловищу, игрок выполняет очередной шаг бега и в безопорном положении после второго шага, раньше, чем игрок наступит третий раз, мяч выпускается (см. рис. 9).
Рис. 9. Ловля и передача мяча в движении
Упражнения на закрепление правильного ритма в сочетании работы рук (передачи) и ног (бега):
· во время бега по прямой выделить один широкий шаг после толчка левой ногой (прыжок шагом) и продолжать бег. Такой шаг лучше выделять в заранее обусловленном месте (по ориентиру);
· то же, выполнить два широких шага подряд, каждый после толчка левой ногой;
· то же, с имитацией движений ловли (на первом шаге) и передачи (на втором шаге);
· то же, но во время ловли снять мяч с руки' преподавателя, стоящего на пути следования игрока.
Передача в движении:
· в двух встречных колоннах. Первый передает выбегающему мяч, а сам уходит в конец колонны напротив. Второй в движении передает мяч очередному выбегающему из первой колонны и т. д. (см. рис. 10);
Рис. 10. Ведение мяча
Рис. 11. Встречные передачи в колоннах
· в двух кругах, которые движутся в разных направлениях: передача из круга в круг в движении (см. рис. 11);
· в парах с продвижением вдоль площадки передачи друг другу;
· в тройках -- передачи в движении со сменой мест (см. рис. 12).
Рис. 12. Встречные передачи в движении
Ведение:
· на месте, в стойке баскетболиста, последовательными толчками вести мяч, сосредоточивая внимание на длительном сопровождении его рукой вниз и возможно более ранней встрече после отскока (мяч как бы "привязан" к кисти);
· то же, вести мяч перед собой то правой, то левой рукой, перемещая кисть на его поверхности: сверху-справа, сверху-слева, от себя, на себя и т. п.;
· в парах (один в защите, другой в нападении). Ведущий мяч стремится передвигаться от одной лицевой линии к другой. Игрок в защите, соответственно отступая, противодействует ему (пассивно или активно);
· в небольших группах (3--5 чел.). Каждый водит свой мяч в ограниченной площадке, при всём этом, не прекращая ведения и укрывая свой мяч, стремится выбить мяч у партнеров по упражнению;
· то же, у каждого свой мяч, игра в "Пятнашки";
· вести мяч на месте с обычным отскоком, с шагом-выпадом перевести мяч на сниженный отскок:
· то же, на ведении со снижением сделать рывок (вперед, назад или в стороны) на 2 -- 3 шага. Па ведении с обычным отскоком возвращаться на исходное положение.
Броски.
Бросок двумя руками сверху (от головы) выполняется: в исходном положении мяч у головы (на уровне чуть выше лба). Кисти ладонями обращены вперед, предплечья вертикальны. Коротким плавным разгибанием рук в локтевых суставах вверх-вперед мяч выпускается вверх в направлении цели.
При выполнении броска одной рукой от головы мяч удерживается на пальцах одной из рук. В этом положении мяч может поддерживаться другой рукой (см. рис. 13). Остальные движения выполняются так же, как и в броске двумя руками от головы.
Рис. 13. Бросок одной рукой сверху
Бросок в движении: