Развитие баскетбола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Первое упоминание об игре, похожей на баскетбол, относится к седьмому веку до нашей эры. Индейцы племени инков в Мексике увлекались игрой в «пок-та-пок», суть которой сводилась к тому, что игроки пытались забросить мяч в кольцо. Причем «мячом» служил каучуковый круглый шар, а «забрасывать» его полагалось локтями или бедрами. Если к этому добавить, что кольцо располагалось довольно высоко, да еще перпендикулярно земле, то, видимо, один заброшенный шар зачастую решал исход поединка.

Содержание работы

1. Введение в предмет специализации
2. История возникновения, эволюция и современное состояние баскетбола
3. Правила игры и методика судейства соревнований
4. Техника игры
5. Общая характеристика методики обучения
6. Физическая подготовка баскетболистов
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по баскетболу.docx

— 146.29 Кб (Скачать файл)

Основным показателем  технического мастерства является соответствие навыков и умений задачам и  реальным условиям спортивной борьбы, а также соответствие их индивидуальным способностям баскетболиста, который  выполняет приемы свободно, непринужденно, наиболее экономно, используя свои двигательные и иные способности, проявляя при этом, с одной стороны, моментальную мышечную мобилизацию, а с другой, своеобразное расслабление.

Вникая глубже в средства и методы технической подготовки баскетболистов, найденные или уже  примененные тренерами для решения  сложных, а иногда главных задач, можно в настоящее время выделить пять главных путей совершенствования в технике игры:

1. Специализированное развитие  отдельных физических способностей  игроков.

2.  Развитие у игроков широких координационных возможностей в связи с разнообразием условий, средств и методов тренировки.

3. Овладение некоторыми  новыми современными приемами  техники или исправление уже  сформированных навыков в технике  при помощи целостного, расчлененного  методов и метода подводящих  упражнений.

4. Целенаправленный выбор  средств и способов тактической  подготовки, способствующих правильному  использованию новых приемов  техники в условиях, приближенных  к играм.

5. Использование комплекса  методов совершенствования баскетболистов  в технике, построенного на  систематическом усложнении условий  выполнения приемов как с педагогической, так и с психофизиологической точек зрения, при сохранении неприкосновенности основного звена приемов.

Данные рекомендации связаны  лишь с практическими методами совершенствования  и технике.

Введение в упражнения дополнительных ориентиров

Этот метод достаточно широко используется в процессе совершенствования  в бросках, передачах, обводке. Так, например, применение горизонтальных реакций на различной высоте помогает игроку уточнять траекторию полета мяча при броске, расположение стоек в местах площадки, где необходимо изменение направления, ведение или выполнение открытой передачи; способствует правильному выбору направления обводки и прихода к щиту противника, а также своевременности передач центровому игроку. Тренер национальной команды Франции с успехом применял для совершенствования игроков на бросках в прыжке с повышенной точкой прицела и выпуска мяча вырезанные из фанеры манекены, схожие по форме с высокорослыми /2,05 - 2,10 см./ противниками с поднятыми руками.

Использование пространственных и временных ограничений

В практике подготовки большинства  квалифицированных команд используются такие упражнения, как ведение  мяча или обводка в узком коридоре, специально очерченном на площадке, борьба за мяч 3х2 или 4х2 в кругу радиусом 3,5-4 м., при условии, что игроки, владеющие  мячом, не имеют права выходить за пределы круга.

Ограничения пространства площадки для выполнения упражнений целесообразно  сочетать с ограничением времени  на выполнение серии конкретных приемов  по принципам «не более» /определенного  количества секунд на серию приемов/ или «не менее» /удержать мяч в  воздухе, не потерять при передачах  и т.д. по крайней мере столько-то секунд/.

Целесообразно ограничиваться двумя степенями интенсивности  сопротивления партнера - пассивным и активным. Причем пассивное сопротивление не должно вызывать значительных изменений в основном звене технического приема при выполнении упражнения. Активное сопротивление вводится в упражнение, когда исправлены ошибки в техническом приеме и новый навык достаточно прочно сформировался. Интенсивность активного сопротивления не следует доводить до интенсивности игрового противодействия, т. к. условный противник, зная заранее содержание упражнений, всегда может помешать игроку успешно выполнить прием.

Данные методы можно использовать не только для совершенствования  игроков в технических приемах  нападения, но и в приемах защиты.

Последовательное увеличение быстроты выполнения технического приема

Борьба за скоростные действия в баскетболе тесно связана с  необходимостью существенного увеличения быстроты выполнения различных передач  мяча, ведения и обводки, совершенствования  в ловле стремительно летящих  мячей. К увеличению выполнения приемов  ведет сокращение амплитуды применений и возрастание силовых показателей  мышц, участвующих в двигательном акте. Опыт показал, что все это  требует некоторого уточнения или  частичной перестройки сформированных двигательных навыков.

Усложнение исходных положений  игрока при выполнении технического приема, а также усложнение его  действий, непосредственно предшествующих выполнению приема Примерные упражнения для реализации метода:

1. Игрок сидя ловит  мяч, направленный в сторону  него, или во время рывка к  щиту ловит мяч, сильно направленный  ему в спину.

2. Начать ведение мяча  в положении сидя на площадке, затем, не прекращая ведения,  сделать быстрый проход к щиту, остановиться, продолжить ведение  мяча, встав на колени, в заключение  сделать передачу на среднее  расстояние.

3. Разбег, высокий прыжок  с отталкиванием от пружинного  мостика, находясь в воздухе,  игрок ловит мяч, направленный  партнером, и передает его обратно,  после приземления следует кувырок  вперед; повторное получение мяча  и заключительный бросок в  корзину.

4. Игрок выходит от  щита противника для получения  мяча спиной к щиту, поворот  бросок в прыжке с отклонением  туловища назад, сразу после  приземления немедленный рывок  для участия в борьбе за  отскок.

Введение в упражнения сопротивления условного противника

Для того чтобы приблизить условия технической подготовки баскетболистов к специфическим  условиям состязания, рекомендуется  в упражнения периодически вводить  сопротивление условного противника - партнера по команде.

Условность состоит в  том, что сопротивление носит  вполне определенный характер, ограничивается и направляется тренером.

Выполнение технических  приемов по максимальной скорости перемещения

Данный метод тесно  связан с предыдущим и является как  бы его логическим продолжением и  завершением с точки зрения дальнейшего  усложнения условий тренировки.

Сочетание максимальных условий, развиваемых игроком в коротких и удлиненных рывках с быстрым  и точным выполнением на ходу передач, ведения, ловли, поворотов, финтов, остановок, способствует овладению командой эшелонированным  быстрым прорывом.

Так, систематическое использование  этого метода на максимальной скорости сборной командой по баскетболу позволило  довести результативность быстрых  прорывов в контрольных играх  и международных встречах до 75-80%.

Изменение темпа и ритма  отдельных движений в общей структуре  приема Применение утяжеленных и  облегченных мячей

Применение утяжеленных  и облегченных мячей в передачах, ведении при поворотах, бросках  в корзину, финтах, помимо положительного влияния на мышечное чувство, способствует развитию у игроков скоростно-силовых  качеств отдельных небольших  мышечных групп.

Что касается методики совершенствования  баскетболистов в бросках в корзину  с использованием мячей различного веса, то последнего слова в её разработке ещё не сказано.

Выполнение приемов без  постоянного зрительного контроля или с ограниченным зрительным контролем

Игровая обстановка требует  от квалифицированного баскетболиста  устойчивости и приспособительной  изменчивости в двигательных навыках  в связи с постепенным переходом  контролирования мяча периферическим зрением, а иногда и только мышечно-суставным  чувством.

Для решения этой задачи рекомендуется вводить специальные  сигналы, расположенные таким образом, что игрок не может держать  одновременно сигналы и мяч в  центральном зрении, он должен изменять характер выполнения технического приема в упражнении. Например, несколько  игроков ведут мячи, одновременно наблюдая за сигналами тренера, который  перемещается по площадке в различных  направлениях. В зависимости от того или иного сигнала тренера, игроки должны немедленно изменять направление  ведения, скорость, высоту отскока.

Для ограничения поля зрения игрока при ведении мяча следует  применять специальные очки, закрывающие  нижнюю часть поля зрения.

Вопрос об эффективности  выключения или ограничения зрительного  анализатора и процессе совершенствования  игроков в бросках, хотя и ставится отдельными авторами /К.И.Травин. Т. В. Шубладзе/, однако обоснованного решения до сих пор не получил.

Реальное устранение функциональной асимметрии в подготовке игрока

Качественное, примерно равноценное, использование в игре сильнейшей и слабейшей руки /ноги/ в основных способах ловли, ведения, передач и  бросков - один из главных признаков  высокого технического мастерства баскетболистов.

В процессе обучения на первом этапе совершенствования техники  используется обычно совместное упражнение функциональной асимметрии: в одном  занятии один и тот же прием  игрока выполняют как правой, так  и левой рукой /ногой/. На следующих  этапах совершенствования следует  отдавать предпочтение раздельному  устранению функциональной асимметрии в одном занятии для правой и левой руки /ноги/, давать различные  технические приемы. В этих занятиях игровые упражнения и двусторонние игры проводятся исключительно по измененным правилам, с одной стороны, запрещающим или ограничивающим выполнение приемов сильнейшей рукой или ногой, а с другой, стимулирующим смелое эффективное использование слабейшей руки /ноги/ в бросках, передачах, ведении, поворотах, путем начисления дополнительных очков за достижение определенного результата. В тренировке зарубежных команд встречается такой крайний способ, как привязывание правой руки игрока за спину, с тем чтобы он действовал в упражнении в играх исключительно левой рукой.

Проведение «свободной»  работы с мячом

Данный метод направлен  не столько на стабилизацию и совершенствование  определенных навыков в техническом  вооружении игрока, сколько на дальнейшее развитие его специальных координационных  способностей в обращении с мячом, изобретательности в тренировочном  процессе. Игроку предоставляются все  возможности для индивидуальной работы с мячом без строго регламентированных заданий. В ходе подобной свободной  работы игрок жонглирует мячом, выполняет  различные хитрые броски, скрытые  передачи, пробует разнообразие сочетаний  приемов и финтов.

Выполнение приемов техники  в состоянии утомления

Игрок может считаться  хорошо подготовленным к ответственным  состязаниям только в том случае, если он способен длительно и точно  применять в матчах технические  приемы в состоянии утомления.

Здесь очень важно тренеру  не допускать случаев небрежного отношения игроков к выполнению приемов, требуя тщательности в каждом двигательном акте. Игрок не должен закончить упражнение до тех пор, пока не добьется нужной результативности.

Данный метод систематически использовался в процессе подготовки сборной команды СНГ по баскетболу к матчам с командами США. При  сокращении почти вдвое /по сравнению  с 1960г./ общего количества тренировочных  бросков в корзину, 65% всех бросков  с точек и почти 100% всех штрафных бросков было выполнено игроками в условиях существенного утомления, которое достигалось, в свою очередь, путем применения интенсивных нагрузок интервальным методом тренировки. В  результате целенаправленной подготовки сборная команда СНГ показала в международных матчах высокий  процент попаданий в бросках  с игр и в штрафных бросках /свыше 45% и 70% соответственно/.

Выполнение приемов техники  в состоянии большой эмоционального возбуждения

В настоящее время в  практике широко применяются игровые  упражнения 1х1, 2х2 и 3х3 в одну корзину  с заданием отрабатывать определенные технические приемы и их сочетания  с финтами. За успешное, результативное выполнение намеченного к совершенствованию  приема или сочетания приемов  группе или игроку начисляются дополнительные очки. Тренеру нужно следить, чтобы  игрок или группа игроков, действующие  в защите, всегда оказывали нападающим активное боевое «противодействие», но без грубых персональных ошибок, особенно в заключительной стадии проведения игроком нового технического приема, иначе тренировка не достигнет основной цели.

Опыт показал, что процесс  совершенствования в технике  с использованием данного метода заметно облегчится, если в игровые  упражнения 1х1, 2х2 вводить дополнительного  пассивного партнера, который всегда играет за группу нападающих, но без права активного участия во взаимодействиях и без права броска в корзину.

В заключение заметим, что  большинство из рекомендуемых методов  совершенствования приемов техники  рационально использовать прежде всего в индивидуальных или групповых тренировочных занятиях, когда тренеру легче дать четкое конкретное задание каждому игроку, систематически проверять результаты работы игрока определенными методами педагогического и врачебно-физиологического контроля, требовать от игрока самооценки своих действий и достижений и дать заключение, прогнозы на будущее.

Информация о работе Развитие баскетбола