Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:24, курсовая работа
Первое упоминание об игре, похожей на баскетбол, относится к седьмому веку до нашей эры. Индейцы племени инков в Мексике увлекались игрой в «пок-та-пок», суть которой сводилась к тому, что игроки пытались забросить мяч в кольцо. Причем «мячом» служил каучуковый круглый шар, а «забрасывать» его полагалось локтями или бедрами. Если к этому добавить, что кольцо располагалось довольно высоко, да еще перпендикулярно земле, то, видимо, один заброшенный шар зачастую решал исход поединка.
1. Введение в предмет специализации
2. История возникновения, эволюция и современное состояние баскетбола
3. Правила игры и методика судейства соревнований
4. Техника игры
5. Общая характеристика методики обучения
6. Физическая подготовка баскетболистов
Литература
При противодействии особенно
сильному центровому игроку противника
или сопернику, имевшему превосходство
в росте. Применяют такой вид
защиты, как опека центрового игрока
спереди. Это, пожалуй, самый трудный
вид защиты против центрового игрока,
ибо требует тонкого
Защитные действия против игрока, входящего в трехсекундную зону
Возможности проникновения мяча в область трехсекундной зоны весьма обширны при входе нападающего в трехсекундную зону без мяча, с тем чтобы получить там передачу и атаковать кольцо с удобной позиции. Это очень опасный подрыв всей обороны изнутри. Поэтому крайне важно, чтобы все защищающиеся умело противодействовали таким входам и не оставляли противнику шансов на получение передачи в этой опасной зоне.
В том случае, когда мяч находится у противника, стоящего на месте, один защитник плотно его опекает, а четверо занимают позицию, обусловленную понятием «защита треугольником».
Современный баскетболист на любом уровне подготовки, будь то в команде мастеров, дублеров или юношеской команде, обязан твердо знать и помнить, что каждый ход противника должен вызывать ответное движение. А поскольку темп игры в баскетболе значительно возрос и на площадке происходит, ежесекундная смена ситуаций, то и защитник должен находиться в постоянном движении. Причем это небессмысленное движение ради движения, демонстрация своей скоростной выносливости и силы, а строго обдуманное целенаправленное перемещение по площадке, в котором защитник постоянно стремится оказаться в выигрышной позиции, предвидя и предугадывая намерение противника и мешая ему исполнить его намерения. Такое давление на соперника будет сказываться не только на его результативности, но и на его психической устойчивости. Таким образом, грамотные защитные действия помогут победить соперника еще до окончания матча. Но такая тактическая грамотность развивается в тренировочном процессе путем многократных объяснений тренера, разборов ошибок, совершенных в двусторонних играх.
Самые распространенные ошибки
неопытных баскетболистов при опеке
игрока направляющегося в
1. Они «пропускают» вход-рывок соперника и реагируют на него слишком поздно.
2. Двигаются в том же направлении, что и соперник, и не успевают занять позицию, мешающую принять передачу.
Обе эти ошибки обычно влекут за собой взятие кольца или нарушение правил защитником.
Основным способом борьбы против входа нападающего в зону является борьба за овладение мячом. Защитник все время обязан помнить, что соперник не должен получить мяч в опасной зоне, иначе борьба уже на 70 % проиграна. Хороший, умелый защитник сможет помешать этому за счет соблюдения правильной дистанции и позиции. При каждом перемещении мяча защитник должен сделать 1-2 шага в направлении мяча, что дает ему выигрыш в дистанции перед противником, если тот задумает открыться на получение мяча по прямой. Если нападающий начинает движение к кольцу или к мячу, защитник сопровождает его, сохраняя эту видную для себя дистанцию и не выпуская из вида мяч.
Для того чтобы помешать своему подопечному получить мяч в зоне, защитник должен стараться затруднить ему прямое движение. Он может это сделать несколькими способами. Заставить противника остановиться в зоне, используя корпус, и выйти в противоположную от мяча сторону. Но блокировать путь соперника корпусом нужно очень технично, ибо это сопряжено с нарушением правил. Можно начать бороться за получение мяча еще на подступах к зоне и заранее предугадать место, где нападающий задумал получить мяч. В этом случае надо быть особенно внимательным и не допустить, чтобы подопечный даже на короткий миг оказался между тобой и мячом. Необходимо помнить и о возможности навесной передачи через голову защитника, поэтому особенно важно выдержать дистанцию с соперником /около 0,5м/, не дать ему использовать корпус. Быть все время, пока противник в опасной зоне, между ним и мячом очень сложно. Это требует не только большой физической концентрации, но и напряжения внимания, терпения выдержки.
Стойка защитника, борющегося с входящим в зону нападающим, совпадает с основной защитной стойкой. В процессе передвижения нападающего к мячу дистанция между опекуном и подопечным постепенно сокращается с 1,5-2 м до 0,5 м. Ведь защитник должен первым оказаться в той точке, где нападающий хочет получить мяч. Если нападающий при входе или выходе из зоны занял положение центра, спиной или боком к кольцу, то защитник должен опекать его как центрового игрока, используя ту технику, которая необходима в определенной игровой ситуации.
Поскольку временно роль центрового на площадке может исполнить любой игрок противника, то и каждый защитник в тренировочном процессе должен изучить все виды защитных действий, вне зависимости от своего игрового амплуа.
Взаимосвязь техники нападения и защиты
Несмотря на то, что нападение в силу многообразия своих форм и приемов требует большего количества упражнений, нельзя забывать, что нападение и защита - одинаковые по важности части игры. Сила командной защиты равна силе индивидуальной игры в защите самого слабого игрока команды. Когда команда теряет мяч, игроку следует быстро сместиться назад, используя передвижение спиной вперед. Защитник должен по возможности всегда располагаться спиной к охраняемой корзине. Это позволяет ему видеть всю площадку и удерживать правильную защитную позицию.
При попытках отобрать мяч у защитника должна быть обоснованная уверенность в том, что он овладеет мячом. Ошибка при отборе дает огромное преимущество нападающим, так как партнеры, предвидя отбор, готовятся перейти в нападение. Психологически они перестают играть в защите. С другой стороны, успешный отбор мяча в большинстве случаев дает возможность легко заработать два очка. Распознав маневр игры противника, защитник получает хорошие шансы при отборе. Противодействуя броску, защитник должен помнить, что нападающий может применить финт. Защитник тоже может использовать финты. Это заставляет нападающего больше думать о сохранении мяча, чем о броске в корзину.
При выполнении упражнений в защитных действиях особое внимание должно быть обращено на держание игрока без мяча в опасной зоне; выбор позиции и сохранение равновесия, оказание постоянного давления на нападающего, не расслабляясь до тех пор, пока не овладеешь мячом, постоянное удержание в поле зрения подопечного и мяча.
Если нападающий имеет высокий процент нападений, но плохо владеет мячом или не любит играть без мяча, первая позиция является более предпочтительной. Если нападающий хорошо двигается и не очень стабилен в попаданиях, надо использовать другой вид стойки. Если нападающий прорывается между мячом и защитником, защитник поворачивается в направлении прорыва и рывком восстанавливает защитную позицию. Во время движения не нужно пытаться отбивать посланный нападающему мяч, т. к. это замедляет восстановление защитной позиции и приводит к фолу. Защитник может получить помощь от партнера, переключающегося на выходящего игрока.
Овладение мячом при неудачном броске создает хорошие возможности для атаки быстрым игровым. Когда бросок выполнен угловым игроком, защитники, опекающие игроков задней линии, должны сделать шаг назад к корзине, оставаясь лицом к лицу со своими игроками, затем уловить направление движения и подставить спину, затем действовать. Защитник с хорошей реакцией, опекавший игрока задней линии, может успешно включаться в борьбу с высоким противником, овладевшим мячом при отскоке, навязывая ему спорный мяч.
Примерные упражнения для совершенствования техники игры в защите
I. Упражнения для
II. Упражнение для
Остальные его условно опекают, двигаются в защитной стойке, реагируют на все движения.
III. Упражнение для
IV. Упражнение для
V. Прыжковые упражнения.
Упражнения носят
VI. Упражнение для быстроты
ног - выполнение семенящего бега
на месте; быстроты рук - игрок
в защитной стойке лицом к
сетке. Партнер с мячом
VII. Реакция на перехват.
Защитник располагается перед
нападающим в защитной стойке
лицом к нападающему. В пяти
метрах за спиной защитника
стоит еще один нападающий
с мячом. Он передает мяч
партнеру, используя передачу с
отскоком от пола, прямую или
с навесом. После этого
VIII. «Направь дриблера», оттесни дриблера, отними мяч у дриблера. Защитная реакция заставляющего изменить направление ведения, дриблера оттеснить к боковым линиям, другая рука удерживается внизу для предотвращения перевода мяча, выбивание мяча у дриблера движением руки снизу вверх.
IХ. «Помешай бросить, один на один под корзиной, на линии штрафного броска». После рывка защитник выполняет накрывание мяча; защитник применяет весь арсенал действий защитника и оказывает максимальное защитное давление на игрока с мячом в опасной зоне под кольцом.
X. В игре довольно часто
возникают ситуации, когда один
защитник вынужден
Устойчивость техники защиты в зависимости условий игры
Обучая защите, каждый тренер должен иметь в виду следующие моменты:
I. Для воспитания необходимого
психологического отношения к
игре в защите следует
II. Воспитывая необходимое психологическое отношение к защитник действиям, тренер должен внушать защитнику, чтобы он не стремился отобрать мяч у нападающего. Защитник должен сыграть так, чтобы нападающий сам отдал ему мяч.
III. После остановки дриблера все игроки должны опекаться в закрытой стойке, препятствующей получению мяча.
VI. При работе над защитой любая ошибка защитника должна повлечь остановку упражнения или учебной игры и отчет защитника о своих действиях.
Ориентировочная расстановка акцентов при прохождении материала игры в защите в возрастном аспекте может быть представлена следующим образом:
группы I и II года обучения - противодействия игроку с мячом; группы III и VI года обучения - противодействия игроку без мяча; группы V и VI года обучения - борьба за заслонами, игра в численном меньшинстве и создание ситуаций оправданного риска при попытках перехватить передачу. Действиям в нападении и защите тренер должен уделять равное внимание.
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Структура процесса обучения
Обучение игре начинается
с изолированного изучения приемов
/вначале технике нападения, а
затем защиты/. Это не значит, что
должна быть изучена вся техника
нападения, а затем защиты. Как
только освоены один-два приема нападения,
следует переходить к соответствующим
контрприемам. По мере овладения приемами
техники изучается тактика
Обучение каждому приему осуществляется в соответствии с общей схемой:
1. Ознакомление с приемами.
2. Изучение приема в
упрощенных условиях или