Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:51, доклад

Описание работы

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД на МО.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 на методическое объединение для инструкторов по физической культуре и плаванию

на тему «Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредствам фитбол-гимнастики»

 

 

инструктора по физической культуре

МБДОУ № 2 детский сад «Солнышко» г. Охи

Тугариной Светланы Геннадьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Оха

февраль 2013

 

Уважаемые коллеги! Проблема физического развития детей стала особенно актуальна в нашей стране с тех пор, как многие специалисты обратили внимание на тот факт, что дети, которых мы привыкли считать самыми здоровыми в мире, стали отставать в физическом развитии от детей 60-70-х гг. рождения.

Физическое  воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей дошкольного возраста является важной и ответственной  задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.

Известно, что  дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического  и психического здоровья. Именно в  этом возрастном периоде закладываются основные черты личности, основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По мнению Глазыриной традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В условиях модернизации физкультурного образования остаётся актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких сочетаний и средств, методов, и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность, способствовать комплексному развитию двигательных качеств

Ранние результаты тестирования и анализ контрольных нормативов физической подготовленности детей в МБДОУ № 2 детский сад «Солнышко» свидетельствует о том, что у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста исследуемые физические качества не соответствуют возрастным нормативным требованиям, это, может быть, в частности, обусловлено слабым развитием мышц нижних конечностей, спины и брюшного пресса. Такой уровень физической подготовленности дошкольников вызывает тревогу, поскольку может привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата и снижение уровня их здоровья.

Постоянное  использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков.

Таким образом, в основу содержания физической культуры дошкольников нужно включать как традиционные средства и методы физического воспитания дошкольников, так и современные инновационные средства и методы физического воспитания, компоненты технологии спортивной тренировки. К одним из современных инновационных средств физического воспитания относится фитбол – гимнастика.

Все это подтолкнуло меня к поиску эффективных методов оздоровления и развития физических качеств дошкольников, которые бы учитывали весь комплекс их соматических, интеллектуальных  и физических проблем. Поэтому целью моей научно-исследовательской разработки является: развитие физических качеств и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики. 

Для достижения данной цели  определила следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотреть возможности фитбол-гимнастики как средства для совершенствования двигательных качеств старших дошкольников.
  3. Разработать и апробировать комплексы упражнений с использованием фитбол-мяча  на занятиях физической культуры.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по развитию физических качеств и фитбол – гимнастики, как эффективного средства развития детей.

В основу исследования была поставлена гипотеза, согласно которой, процесс развития и совершенствования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста станет более эффективным,  если инструктор по физической культуре будет:

    • учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
    • в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре использовать упражнения с фитбол мячами;
    • методически грамотно обучать детей применению фитбол-мяча в развитии физических качеств и здоровья;
    • систематически осуществлять контроль за развитием физических качеств старших дошкольников;
    • мотивировать детей на использование фитбол-мячей в самостоятельной игровой деятельности;
    • привлекать родителей к применению новых  средств развития физических качеств в оздоровление детей.

С целью развитие физических качеств и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, реализации потребности в движении приступила к внедрению фитбол-гимнастики в процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах.

Мяч по своим  свойствам многофункционален и  поэтому может использоваться в  комплексах упражнений фитбол-гимнастики  как предмет, снаряд или опора. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные  задачи.

На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся, для детей 3-5 лет диаметр 45 см, от 6-10 лет -55см.  Для занятий с дошкольниками мяч должен быть упругим.

Мячи могут  быть не только разного диаметра, но и разного цвета:

  • Теплые цвета (красный оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.
  • Холодные цвета (синий голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества
  • Зеленый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени

Помимо цветового  влияния на организм ребенка фитболы  оказывают также вибрационное воздействие.

Механическая  вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует  на нервную систему успокаивающе, а прерывистая возбуждающе. На занятиях с детьми используется легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча)

Организационными  формами работы, направленными на развитие двигательных качеств дошкольников являются: 1) непосредственно образовательная  деятельность по физической культуре; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, физкультурная минутка); 3) активный отдых; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) работа с семьей.

На основе полученных результатов, на констатирующем этапе  эксперимента, были составлены комплексы  упражнений и игр, с использованием мяча-фитбола, повышающие уровень физических качеств детей. 

      Для этого  был разработан  перспективный план для детей  старшего дошкольного возраста, который  направлен на сохранение  и укрепление здоровья и развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста,  формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Были определенны средства и методы фитбол-гимнастики, положительно влияющие на развитие физических и музыкально-ритмических способностей.

В  составлении  системы работы  по фитбол-гимнастике, перспективного плана  я опиралась  на программу Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой  - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», работу  С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол – аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников».

Методика обучения технике упражнений с фитболами  предполагала определенную этапность:

  • Этап начального обучения упражнения;
  • Этап углубленного разучивания упражнения:
  • Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Сроки этапов определялись уровнем физической подготовленности детей.

Слайд.

Во время проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре обязательным условием было соблюдение правил   фитбол-гимнастики,   подробно   описанных   Т.С. Овчинниковой, А.А. Потапчук.

    На начальном этапе (2 месяца) октябрь – ноябрь создавала предварительное представление об упражнении. На этом этапе рассказывала, объясняла и показывала упражнение, а дети пытались воссоздать увиденное, опробовать упражнение.

     На  данном этапе дала детям представления  о форме и физических свойствах  фитбола, обучала правильной посадке на мяче, знакомила с правилами работы с большим мячом. Учила основным исходным положениям фитбол-гимнастики. Для обучения правильной посадке на мяче использовала наглядные методы, прием объяснения и показа, словесные инструкции, оказывалась помощь и страховка.

Для решения  этих задач применяла такие игровые  упражнения, как: прокатка мяча полом, рядом, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров; поглаживание, похлопывание, отражения мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы, передача мяча друг другу, броски мяча; игры с мячом типа «Догони мяч»,  «Попади в цель», «Докати мяч» (варианты: толкая руками, толкая развернутой ступней). Дети усваивали статические упражнения с фитболом. Для этого использовались игры типа «Кто дольше простоит?», «Кто выносливее?», «Самый сильный», «Замри»

Этап  углубленного разучивания упражнения декабрь – февраль

 Характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного исполнения. Основным методом обучения  на этом этапе является целостное выполнение упражнения.

    На  данном этапе обучала детей  сидя на мяче самостоятельно  проверять правильность постановки  стоп (стопы должны быть прижаты  к полу и параллельны друг  другу). Упражняла в прыжках на  месте с мячом в руках на  одной и двух ногах, сидя на мяче. Обучала свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах с ритмичным подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола,  более сложным упражнениям с исходными положениями: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, руки крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.  Дети выполняли общеразвивающие упражнения в едином для всей группе темпе.

 Этап закрепления и совершенствования – март – май

Характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.

Здесь применялись  все предыдущие методы, однако ведущую  роль приобретали методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой.

    Совершенствовала у детей качество, технику выполнения упражнений из различных исходных положений.

    Этап совершенствования упражнения или композиции можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение или композицию, можно применить в сочетании с другими, разученными ранее.

Для воспитанников  была разработана модель непросредственно образовательной деятельности по физической культуре  с применением мячей. В нее включены три части.

В водной части  использовались: строевые упражнения, перестроения, упражнения на согласование движений с музыкой, игры малой подвижности, с целью подготовки двигательного аппарата - разогревание мышц, связок, суставов и подготовка их к выполнению предстоящих упражнений; создания благоприятного, положительного фона, эмоционального настроя. Выполнялись различные упражнения на дыхание (подражательные, звуковые, задержка дыхания, зрительная гимнастика).

В основной части  с детьми разучивались упражнения фитбол-гимнастики (3-5 упражнений), комплексы упражнений под музыку на закрепление разученных ранее движений, комплексы ОРУ на мячах с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты с фитболами, с целью обучения новым видам упражнений, формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и координации движений.  Детям предлагались  мини-задания на координацию, равновесие, ори ориентировку в пространстве. Например, такие, как "Пятнашки сидя", "Гонки с выбыванием", "Перекати поле". Обязательно  используется  минутка  тишины, во время которой даются упражнения на расслабление мышц туловища и на растягивание — стрейчинг.

Информация о работе Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики