Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:51, доклад
Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.
ДОКЛАД
на методическое объединение для инструкторов по физической культуре и плаванию
на тему «Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредствам фитбол-гимнастики»
инструктора по физической культуре
МБДОУ № 2 детский сад «Солнышко» г. Охи
Тугариной Светланы Геннадьевны
г.Оха
февраль 2013
Уважаемые коллеги! Проблема физического развития детей стала особенно актуальна в нашей стране с тех пор, как многие специалисты обратили внимание на тот факт, что дети, которых мы привыкли считать самыми здоровыми в мире, стали отставать в физическом развитии от детей 60-70-х гг. рождения.
Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этом возрастном периоде закладываются основные черты личности, основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В то
же время анализ многочисленных литературных
источников свидетельствует о недостаточно
По мнению Глазыриной традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В условиях модернизации физкультурного образования остаётся актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких сочетаний и средств, методов, и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность, способствовать комплексному развитию двигательных качеств
Ранние результаты тестирования и анализ контрольных нормативов физической подготовленности детей в МБДОУ № 2 детский сад «Солнышко» свидетельствует о том, что у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста исследуемые физические качества не соответствуют возрастным нормативным требованиям, это, может быть, в частности, обусловлено слабым развитием мышц нижних конечностей, спины и брюшного пресса. Такой уровень физической подготовленности дошкольников вызывает тревогу, поскольку может привести к нарушениям опорно-двигательного аппарата и снижение уровня их здоровья.
Постоянное использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков.
Таким образом, в основу содержания физической культуры дошкольников нужно включать как традиционные средства и методы физического воспитания дошкольников, так и современные инновационные средства и методы физического воспитания, компоненты технологии спортивной тренировки. К одним из современных инновационных средств физического воспитания относится фитбол – гимнастика.
Все это подтолкнуло меня к поиску эффективных методов оздоровления и развития физических качеств дошкольников, которые бы учитывали весь комплекс их соматических, интеллектуальных и физических проблем. Поэтому целью моей научно-исследовательской разработки является: развитие физических качеств и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
В основу исследования была поставлена гипотеза, согласно которой, процесс развития и совершенствования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста станет более эффективным, если инструктор по физической культуре будет:
С целью развитие физических качеств и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, реализации потребности в движении приступила к внедрению фитбол-гимнастики в процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.
На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся, для детей 3-5 лет диаметр 45 см, от 6-10 лет -55см. Для занятий с дошкольниками мяч должен быть упругим.
Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета:
Помимо цветового влияния на организм ребенка фитболы оказывают также вибрационное воздействие.
Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая возбуждающе. На занятиях с детьми используется легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча)
Организационными
формами работы, направленными на
развитие двигательных качеств дошкольников
являются: 1) непосредственно
На основе полученных результатов, на констатирующем этапе эксперимента, были составлены комплексы упражнений и игр, с использованием мяча-фитбола, повышающие уровень физических качеств детей.
Для этого был разработан
перспективный план для детей
старшего дошкольного возраста,
который направлен на
Были определенны средства и методы фитбол-гимнастики, положительно влияющие на развитие физических и музыкально-ритмических способностей.
В составлении системы работы по фитбол-гимнастике, перспективного плана я опиралась на программу Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», работу С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол – аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников».
Методика обучения технике упражнений с фитболами предполагала определенную этапность:
Сроки этапов определялись уровнем физической подготовленности детей.
Слайд.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре обязательным условием было соблюдение правил фитбол-гимнастики, подробно описанных Т.С. Овчинниковой, А.А. Потапчук.
На начальном этапе (2 месяца) октябрь – ноябрь создавала предварительное представление об упражнении. На этом этапе рассказывала, объясняла и показывала упражнение, а дети пытались воссоздать увиденное, опробовать упражнение.
На
данном этапе дала детям
Для решения этих задач применяла такие игровые упражнения, как: прокатка мяча полом, рядом, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров; поглаживание, похлопывание, отражения мяча двумя руками на месте в сочетании с различными видами ходьбы, передача мяча друг другу, броски мяча; игры с мячом типа «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч» (варианты: толкая руками, толкая развернутой ступней). Дети усваивали статические упражнения с фитболом. Для этого использовались игры типа «Кто дольше простоит?», «Кто выносливее?», «Самый сильный», «Замри»
Этап углубленного разучивания упражнения декабрь – февраль
Характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного исполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.
На
данном этапе обучала детей
сидя на мяче самостоятельно
проверять правильность
Этап закрепления и совершенствования – март – май
Характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.
Здесь применялись все предыдущие методы, однако ведущую роль приобретали методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой.
Совершенствовала у детей качество, технику выполнения упражнений из различных исходных положений.
Этап совершенствования упражнения или композиции можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение или композицию, можно применить в сочетании с другими, разученными ранее.
Для воспитанников была разработана модель непросредственно образовательной деятельности по физической культуре с применением мячей. В нее включены три части.
В водной части использовались: строевые упражнения, перестроения, упражнения на согласование движений с музыкой, игры малой подвижности, с целью подготовки двигательного аппарата - разогревание мышц, связок, суставов и подготовка их к выполнению предстоящих упражнений; создания благоприятного, положительного фона, эмоционального настроя. Выполнялись различные упражнения на дыхание (подражательные, звуковые, задержка дыхания, зрительная гимнастика).
В основной части с детьми разучивались упражнения фитбол-гимнастики (3-5 упражнений), комплексы упражнений под музыку на закрепление разученных ранее движений, комплексы ОРУ на мячах с предметами и без предметов, подвижные игры и эстафеты с фитболами, с целью обучения новым видам упражнений, формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и координации движений. Детям предлагались мини-задания на координацию, равновесие, ори ориентировку в пространстве. Например, такие, как "Пятнашки сидя", "Гонки с выбыванием", "Перекати поле". Обязательно используется минутка тишины, во время которой даются упражнения на расслабление мышц туловища и на растягивание — стрейчинг.