Развитие экономики здоровья для повышения качества жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Здоровье всегда считалось главной ценностью человека, основой гармоничного развития личности и величайшим благом.
«Здоровье есть высочайшее богатство человека» – говорил знаменитый врач древности Гиппократ. По мнению философа Артура Шопенгауэра, девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.
Анализ различных существующих сегодня методик определения здоровья человека показал, что они чрезвычайно разнообразны, отражают разные цели и подходы авторов к пониманию самой проблемы.

Файлы: 1 файл

фир-ра.doc

— 468.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики

 

 

 

Кафедра физической культуры

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ  ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила студентка 1 курса гр. 6221

                                                                                                     Сафина Г.И.

Проверил: Миннебаев Эмиль Шарипович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2013

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Здоровье всегда считалось  главной ценностью человека, основой  гармоничного развития личности и величайшим благом. 
«Здоровье есть высочайшее богатство человека» – говорил знаменитый врач древности Гиппократ. По мнению философа Артура Шопенгауэра, девять десятых нашего счастья зависят от здоровья. 
Анализ различных существующих сегодня методик определения здоровья человека показал, что они чрезвычайно разнообразны, отражают разные цели и подходы авторов к пониманию самой проблемы.

Здоровье человека чаще всего разделяют на три составляющие: 
- биологическое (физическое) здоровье – уровень саморегуляции в организме и способность адаптации к окружающей среде; 
- психическое здоровье – уровень душевного комфорта, отражающийся в адекватных поведенческих реакциях; 
- социальное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Эти составляющие характеризуют  в значительной степени индивидуальное здоровье человека. То есть это показатели конкретного индивидуума. Однако с экономической точки зрения, данного показателя недостаточно, следует оперировать понятием «общественное здоровье».

Общественное  здоровье можно определить как свойство популяции, обеспечивающее ее демографическое развитие, максимально возможную продолжительность жизни и трудовую активность большинства населения, формирующееся при комплексном воздействии биологических и социально-экономических факторов и условий общественной жизни. Общественное здоровье служит объектом исследования общественных, гуманитарных и экономических наук.

Поскольку общественное здоровье основывается на здоровье конкретных индивидуумов, то в нем можно выделить аналогичные три составляющие: 
1) физическое здоровье, которое характеризуется следующими показателями: ожидаемая продолжительность жизни, ожидаемая продолжительность здоровой жизни, прирост населения, уровень смертности, уровень заболеваемости населения, уровень инвалидности населения; 
2) психическое здоровье, которое характеризуется уровнями самоубийств, наркомании, алкоголизма; 
3) социальное здоровье, которое можно охарактеризовать уровнем распространения тревог и депрессий, количеством браков и разводов, приоритетами общества и отношением к социальным институтам (брак, семья, образование, работа и т.д.).

Чем лучше состояние общественного здоровья, тем более высокими являются темпы социально-экономического развития государства. Плохое здоровье приводит к снижению объемов производства, при массовой заболеваемости производство дезорганизуется. Государство несет убытки, связанные с выплатами по больничным листам, оплатой пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца, необходимостью содержать дома инвалидов и интернаты для детей-инвалидов.

Стоит отметить, что из-за временной  и постоянной утраты трудоспособности в результате заболеваний, получения инвалидности или смерти снижаются объемы валового внутреннего продукта. Проиллюстрировать это можно следующими цифрами. По данным Института социально-экономического развития территорий РАН из-за временной нетрудоспособности государство теряет около 0,3% ВВП, а из-за преждевременной смерти – 17% ВВП. То есть, цифры потерь весьма значительны и актуальность проблемы сохранения здоровья населения весьма велика (табл. 1).

Таблица 1

Снижение объемов ВВП  в связи с потерей здоровья населением Российской Федерации, участвующим в производственном процессе

Сегодня вопросами здоровья занимаются не только медики, социологи, но и ученые-экономисты. И ценность, и значение здоровья гораздо больше, чем такие привычные виды ресурсов, как лес, уголь, газ, нефть. Не случайно, во многих медицинских учреждениях созданы экономические службы, появилась  должность заместителя руководителя по экономике. Все это дает нам основания рассматривать здоровье не только с точки зрения медицины или социологии, но и с точки зрения экономики и говорить о возникновении нового направления в науке – экономики здоровья.

Экономика здоровья рассматривает общественное и индивидуальное здоровье как одну из составляющих экономического роста, а, следовательно, и устойчивого развития государства, которой можно и должно управлять. Сегодня государством вкладываются существенные средства в сферу здравоохранения. Так, по данным Министерства финансов РФ, за период с 2006 по 2012 годы на реализацию национального проекта «Здоровье» отводится почти 930 миллиардов рублей. Появились современные центры помощи при сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, строятся перинатальные центры и центры высоких медицинских технологий (рис. 1). Однако расходы государственного бюджета на здравоохранение составляют всего 4,8% ВВП. Это один из самых низких показателей среди развитых стран Европы.

Рис. 1. Расходы на реализацию национального проекта «Здоровье» (млрд. руб.)

Здоровье является одним из важнейших  факторов, влияющих на качество жизни. А повышение качества жизни населения  входит в число важнейших государственных  задач. Программа развития ООН (ПРООН), появившаяся в 1990-м году, подчеркивает, что главная цель и смысл экономического и общественного прогресса состоят в обеспечении каждому человеку возможностей реализовать свой потенциал и вести здоровую, полноценную, творческую, активную жизнь.

В Программе предложена методика расчета «индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)», который и стал синонимом понятия «качество жизни». Методика расчета ИРЧП является на сегодняшний день наиболее универсальным инструментом, позволяющим оценить и сравнить качество жизни населения в различных странах и регионах. Согласно ей, основополагающими константами признаются три главные возможности, представляющие три составляющие ИРЧП: 
– ожидаемая продолжительность жизни; 
– достигнутый уровень образования; 
– реальный ВВП на душу населения.

Доклады в рамках Программы развития ООН публикуются с 1990 года, наша страна по индексу развития человеческого потенциала в тот год занимала в рейтинге стран 29-ю позицию среди 130 стран. Сегодня по этому показателю мы занимаем 71-е место среди 182 стран (рис. 2.).

Рис. 2. Динамика Индекса  человеческого потенциала в России 
(рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики РФ)

Стоит подчеркнуть, что на первое место  среди составляющих ИРЧП эксперты ООН  ставят ожидаемую продолжительность жизни, которая, прежде всего, зависит от здоровья. Рассчитывается индекс ожидаемой продолжительности жизни на основе данных, накапливаемых в аппарате ООН, и содержащих оценки и прогнозы в области народонаселения (например, ожидаемая продолжительность жизни женщин, мужчин и так далее). Что касается России, динамика ожидаемой продолжительности жизни россиян за последние 20 лет увеличилась, с 2005 года этот показатель вырос с 65  до 68,9 лет (рис. 3).

Рис. 3. Динамика ожидаемой продолжительности жизни россиян

Сегодня Россия занимает 122 место среди 182 стран (рис. 4). Но, несмотря на такой  рост, именно по этому показателю наша страна до сих пор серьезно отстает  от стран-лидеров – более чем  на 10-12 лет. Ситуация в России изменилась и в демографическом плане: за последние годы рождаемость увеличилась, а смертность упала. Это неоспоримый, позитивный результат. Но, хотелось бы отметить, что в 1980-е годы общая смертность в России была гораздо ниже, чем сегодня. По сравнению с тем периодом сегодня этот показатель вырос на 30%. Причем в России умирает вчетверо больше трудоспособных граждан, чем в развитых странах, и вдвое больше, чем в развивающихся (рис. 5).

Рис. 4. Динамика ожидаемой  продолжительности жизни в некоторых странах 
(по данным Доклада о развитии человека 2009, ПРООН)

Рис. 5. Демографическая  ситуация в России 
(по данным Федеральной службы государственной статистики РФ)

По данным академика А.Г. Аганбегяна, население России от болезней умирает на 12 лет раньше, чем в Западной Европе, а мужчины от болезней умирают на 16 лет раньше.

Основными причинами смертности являются следующие (рис. 6.):

1. Сердечно-сосудистые заболевания - 57% смертей от общего числа смертей, причем болезни системы кровообращения являются основной причиной всех смертей в мире. Но в России этот показатель выше, чем в других странах, в нашей стране умирает 25% людей, получивших инфаркт. Для сравнения: на Западе этот показатель в 5 раз меньше. От инсульта у нас умирает каждый второй, а, к примеру, во Франции – только каждый восьмой.

2. Травматизм и внешние причины смерти – 27%. Смертность от травматизма в России в разы выше, чем за рубежом. В 4 раза больше, чем в Японии, в 3 раза – Франции, почти в 3,5 раза – США.

3. Онкологические заболевания– более 14%. Если сравнивать смертность мужчин от рака в России и на Западе, то процент умерших будет почти одинаковым. Но в России умирают 65-летние, а на Западе – 75-летние.

Рис. 6. Причины  смертности россиян (2009 г.)

Вместе с тем уровень  современной науки позволяет  успешно бороться с раком. Конечно, при условии раннего его обнаружения. И здесь на первый план выходят очень простые методы, зависящие от самого человека. 
Во-первых, систематическое обследование и, прежде всего, органов-«мишеней». Для мужчин, как известно, это простата, желудок, легкие. Для женщин – молочная железа, матка, легкие. 
Во-вторых, необходима большая просветительская работа по развитию культуры заботы о своем здоровье. 
И, наконец, в-третьих, жизненно необходима разработка стандартов онкологических обследований. Проблема рака чрезвычайно актуальна и сложна. В настоящее время огромные деньги тратятся на приобретение современного оборудования для борьбы с онкологическими заболеваниями, ведь одно из важнейших условий своевременного обнаружения опухоли является качественное, современное оборудование. Но как используется это оборудование? Общее количество средств измерений медицинского назначения в Санкт-Петербурге (в сфере функциональной диагностики, лабораторной диагностики, офтальмологии) составляет более 140 тысяч единиц. Процент забракованных СИ составляет более 8,5 %. Проверки состояния метрологического обеспечения медицинских учреждений постоянно выявляют около 20-30 % средств измерений неповеряемых и не прошедших испытания типа. Общее количество средств измерений (СИ) медицинского назначения в Санкт-Петербурге (в сфере функциональной диагностике, лабораторной диагностике, офтальмологии) составляет более 140 тысяч единиц. Процент забракованных СИ составляет более 8,5 %. Прежде всего, это касается клинико-диагностических лабораторий, состояние метрологического обеспечения которых существенно влияет на правильность и достоверность поставленных диагнозов и методов лечения. Анализ парка лабораторного оборудования, проведенного в клинико-диагностических лабораториях Санкт-Петербурга, показал, что не более 30% поставляемого лабораторного оборудования, в том числе по национальной программе «Здоровье», проходило испытания типа измерения и имеет разрешения на применение. Именно следствием этого является отсутствие необходимых средств поверки и невозможность подтверждения правильности и достоверности измерений, проводимых с их применением, и правильности поставленных диагнозов. На наш взгляд, не нуждается в доказательстве тезис о том, что недостоверные измерения могут привести к ошибочным диагнозам и методам лечения. Однако именно экономическая целесообразность заставила специалистов западных стран обратиться к проблемам качества получаемой информации при проведении измерений. Наблюдения, проведенные специалистами национального института стандартов и технологий (NIST) США показали, что ошибка в измерении холестерина лишь на 3 % увеличивает ошибку в диагностировании почти на 10 %. Финансовые затраты, связанные с ошибками в лабораторных исследованиях составляют около 100 млрд. долларов в год. Международное метрологическое сообщество добилось значительного прогресса в понимании и уменьшении неопределенностей связанных с измерениями в медицине. Располагая более точной информацией, метрологи могут работать совместно с врачами и персоналом клинических лабораторий по созданию такой всемирной системы, при которой измерения давали бы одинаковые результаты в любой точке земного шара. В результате врачи смогут ставить диагнозы и определить лечение на основе более точных и надежных данных измерений, чем это делалось ранее. Более точные и надежные данные в медицине обеспечивают огромные экономические и социальные выгоды. Например, проведенные исследования показали, что экономический эффект от программы США, связанный с измерением содержания холестерина за период 13 лет, оказался равен более 3,5 млрд. долларов. 
Наряду с проблемой метрологического обеспечения в здравоохранении особого внимания сегодня заслуживает также вопрос о роли стандартов в этой сфере. В области безопасности сегодня в России существует только один технический регламент «О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии», и в разработке находится проект специального технического регламента на медицинские изделия. В области производства требования к продукции устанавливаются национальными стандартами. В отношении медицинского оборудования и техники в России действуют более 650 национальных стандартов. Всего 33% из них гармонизировано с международными. Требования к лекарственным препаратам содержатся в Государственной фармакопее Российской Федерации. В области медицинских услуг на сегодняшний день существуют только отраслевые стандарты, содержащие ряд требований в виде так называемых индикаторов. Таких стандартов на сегодняшний день существует более 15000. При этом следует обратить внимание, что для эффективного развития системы здравоохранения необходимо также применять современные методы управления, основанные на международных стандартах. В качестве основы по системной деятельности в области управления можно рассматривать международные стандарты ИСО 9001. Анализ статистики по последним данным показывает, что количество выданных сертификатов на системы менеджмента в области здравоохранения составляет более 20 тысяч. Однако в соответствии с областью применения существуют дополнительные стандарты. В области производства лекарственных средств необходимо учитывать требования ГОСТ 52249 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств», созданного на основе стандарта GMP (Надлежащая медицинская практика). В области оказания медицинских услуг следует использовать наряду со стандартом ИСО 9001 также IWA 1 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению процессов в органах здравоохранения». При производстве медицинских изделий применяются требования ГОСТ Р ИСО 13485 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования». Важным также является стандарт ИСО 27001 ««Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности», применение которого позволяет обеспечивать безопасное обращение информации в сфере здравоохранения. Необходимо отметить, что разработка стандартов в области здравоохранения предусмотрена проектом новогоЗакона об охране здоровья граждан, который был принят Государственной Думой в первом чтении 31 мая 2011 года. Проект должен заменить действующие с 1993 года «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», которые давно уже перестали соответствовать реалиям нынешнего дня. В Законе отмечены основные направления совершенствования системы здравоохранения России, среди них приоритетом объявлена профилактика, а не лечение граждан, как это существует сегодня. Основной объем полномочий по оказанию бесплатной медицинской помощи перенесён на уровень субъектов Российской Федерации. А полномочия по организации и осуществлению контроля закрепляются только за федеральными органами исполнительной власти. Впервые появляется возможность выбора врача и медицинского учреждения, сделана попытка определить условия оказания платных медицинских услуг гражданам; получили свое правовое регулирование вопросы редких заболеваний и медицинской помощи безнадежно больным; упорядочен институт медицинской экспертизы, проведена четкая грань между медицинской экспертизой и медицинским освидетельствованием; детально регламентируются вопросы подготовки медицинских и фармацевтических работников. Предусматривается усиление требований и к самим медицинским работникам. Так, лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, будет обязан сообщить ему приблизительные данные о стоимости препарата. В новом Законе устанавливаются права и обязанности медицинских организаций, при этом к медицинским организациям в этот раз отнесены также предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Введена обязанность медицинских организаций страховать свою ответственность перед пациентами. Для реализации этой нормы Правительство России уже подготовило проект Федерального закона «Об обязательном страховании пациентов при оказании им медицинской помощи». Существуют в Законе и недостатки, нуждающиеся в серьёзной доработке:

  • из законопроекта выпали два важных принципа:

- социальная защита  граждан в случае утраты здоровья; 
- ответственность органов власти и должностных лиц за организацию медпомощи.

  • не урегулированы вопросы развития в регионах современной социальной инфраструктуры.
  • отсутствуют правовые нормы, касающиеся электронного документооборота и электронной медицинской истории пациента.
  • не разъяснены вопросы оборота персональных данных пациента, в том числе вопросы передачи информации о пациенте в зарубежные клиники и иностранным врачам–специалистам.
  • в законопроекте отсутствуют полномочия субъектов Российской Федерации по установлению медико-экономических стандартов.
  • но главное – из документа невозможно понять, что такое платная и бесплатная медицинская помощь.

В настоящее время  в полной мере законодательно не урегулированы  вопросы предоставления гражданам  платных медицинских услуг. Это  вызывает не только рост их объемов, но и исчезновение бесплатной медицинской помощи, развитие теневого рынка медицинских услуг, снижение доступности в получении медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Необходимо упомянуть в этой связи еще один законопроект, подготовленный в целях улучшения качества и условий жизни россиян. По поручению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в сентябре 2011 года Министерством здравоохранения и социального развития России был подготовлен и опубликован проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», предназначенный для установления единых правил предоставления социальных услуг на всей территории страны. 

Таблица 2

Проект Федерального закона 
«Об основах охраны здоровья граждан РФ»

Законопроект должен заменить два действующих закона от 1995 года: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ, которые давно уже не отвечают современным требованиям социально-экономического развития страны и не позволяют в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. А ведь социальным обслуживанием в России ежегодно охвачено около 19 млн. человек — пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Законопроект детализирует порядок предоставления социальных услуг, организацию и принципы регулирования социального обслуживания, определяет структуру системы социального облуживания, принципы ее финансового обеспечения и контроля. Новый документ содержит развернутый перечень оснований признания гражданина (семьи) находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в предоставлении социальных услуг; обеспечит государственные гарантии таким гражданам; социальное обслуживание и получение социальных услуг. Проект вводит единые нормы социального обслуживания населения на всей территории России — социальные услуги предоставляются в соответствии с регламентами предоставления социальных услуг, требования к разработке и порядку утверждения которых являются общими для всех субъектов Федерации и устанавливаются Правительством Российской Федерации. Региональные власти будут обязаны создать законодательную базу, определяющую, кто и на какие услуги имеет право. При этом предлагается учитывать личные потребности каждого конкретного человека — перечень факторов, обуславливающих индивидуальную нуждаемость граждан в социальных услугах, должен устанавливаться с учетом имеющейся географической, социально-экономической, этнографической и организационной специфики. Определены принципы и условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, определены категории граждан (семей), которым социальные услуги предоставляются бесплатно в рамках государственного задания. Законопроектом повышается планка доходов при определении тех, кому положены бесплатные услуги, с одного до полутора прожиточных минимумов. Вызвано это тем, что в связи с проведенными в последние годы мероприятиями по повышению уровня жизни пенсионеров, размеров минимальной оплаты труда и др., доходы многих потенциальных получателей социальных услуг превысили величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Впервые сделана попытка определения типов учреждений социального обслуживания населения в зависимости от видов предоставляемых социальных услуг, что расширяет для субъектов Российской Федерации возможности принятия самостоятельных решений относительно номенклатуры и структуры указанных учреждений. В целях обеспечения персонифицированного учета получателей социальных услуг вводится регистр получателей социальных услуг, установлен перечень сведений, который должен в нем содержаться. Сведения, содержащиеся в регистре, подлежат впоследствии включению в «Универсальную электронную карту гражданина». Данный законопроект в полной мере позволит обеспечить необходимую государственную поддержку наиболее нуждающимся в ней слоям населения. Как говорилось выше, он будет способствовать повышению качества жизни людей, а, следовательно, будет оказывать влияние, в том числе, и на их здоровье.

Информация о работе Развитие экономики здоровья для повышения качества жизни человека