Развитие ловкости в физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение такого понятия как ловкость в общем смысле и на примерах отдельных видов игрового спорта – волейбола, баскетбола и футбола.
Задачами являются:
Изучить концепции, приемы и принципы развития ловкости;
Изучить особенности развития ловкости в игровых видах спорта;
Рассмотреть комплекс конкретных упражнений, необходимых для развития ловкости в игровых видах спорта;
Обозначить роль, необходимость развития ловкости у любителей игровых видов спорта и у профессиональных спортсменов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.Общее понятие о ловкости…..……………………………………………...4
2. Развитие ловкости в волейболе……………………………………………7
3. Развитие ловкости в баскетболе………………………………..…………12
4. Развитие ловкости в футболе………………………………………..…….19
Заключение……………………………………………………………………..22
Библиографический список……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Физра2.docx

— 41.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

   1.Общее понятие о ловкости…..……………………………………………...4

 

   2. Развитие ловкости в волейболе……………………………………………7

 

  3. Развитие ловкости в баскетболе………………………………..…………12

 

  4. Развитие ловкости в футболе………………………………………..…….19

Заключение……………………………………………………………………..22

Библиографический список……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для большинства  из нас игровые виды спорта являются одним из любимых способов активного  отдыха. Кроме того, что спорт  является довольно весёлым занятием, он ещё предлагает существенную пользу для здоровья, таким образом, улучшая  и физическое и психологическое  состояние. Спорт играет важную роль в развитии индивидуальности, будучи источником и тренировки и развлечения.

 Спорт  обеспечивает отличную физическую  нагрузку. У тех, кто занимается  спортом, как правило, гораздо  более красивое тело, чем у  тех, кто спортом пренебрегает. Игровые виды спорта чаще всего  подразумевают такие физические  упражнения как бег, прыжки, растяжка  и, кроме того, конструктивный  расход энергии. Занятия игровыми  видами спорта с ранних лет  позволяет усилить костную структуру  и мускулатуру и поддерживает  тело в тонусе. Таким образом,  такие виды спорта обеспечивают  комплексную тренировку всего  тела.

Игровые виды спорта развивают в людях математические навыки. Они развивают лидерские качества и способствуют воспитанию командного духа. Спорт подразумевает соревнования, а значит победы и поражения. Это ставит игроков в разные жизненные ситуации, такие как успех и неудача. Спорт воспитывает в человеке дух соперничества и учит его участию независимо от того заканчивается оно победой или поражением. Игровые виды спорта помогают людям позитивно принимать оба варианта.

Игровые виды спорта очень полезны для  развития в человеке социальных навыков. Спорт учит взаимодействию между  людьми и командным действиям. Игровые  виды спорта способствуют коллективному  мышлению и развивают навыки планирования в детях. Спорт помогает создать  атмосферу доверия и удовлетворения. Таким образом, спорт играет важную роль в социальном развитии человека.

Чтобы заниматься игровыми видами спорта, необходимо иметь  хорошие физические данные. В первую очередь, это сила, выносливость и ловкость.

Целью данной работы является изучение такого понятия  как ловкость в общем смысле и  на примерах отдельных видов игрового спорта – волейбола, баскетбола и  футбола.

Задачами  являются:

  • Изучить концепции, приемы и принципы развития ловкости;
  • Изучить особенности развития ловкости в игровых видах спорта;
  • Рассмотреть комплекс конкретных упражнений, необходимых для развития ловкости в игровых видах спорта;
  • Обозначить роль, необходимость развития ловкости у любителей игровых видов спорта и у профессиональных спортсменов.

В своей работе я постарался максимально точно  и доходчиво обозначить эти задачи и ответить на вопрос о значении ловкости в физической культуре и  спорте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие о ловкости

Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью  пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

Следуя  общепринятому мнению, ловкость - это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

Как известно, В.М. Зациорский предлагает несколько  критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить  данную способность:

1. Координационная  трудность двигательной задачи.

2. Точность  выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик  двигательной задаче).

3. Время  освоения (учебное время, которое  требуется спортсмену для овладения  необходимой точностью движения  или исправления его).

В видах  спорта, для которых характерна быстрая  смена условий деятельности и  большая изменчивость действий, важно  сократить время между сигналом к выполнению и началом выполнения движения. В быстро изменяющейся обстановке необходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость).

Ловкость - важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются  высокие требования к координации  движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых  необходима способность приспосабливаться  к быстро изменяющимся ситуациям  в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в  целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений.

Ловкость  нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись  и т.п.).

В психологии спорта принято разграничивать общую  ловкость (проявляемую в многообразных  сферах спортивной деятельности) и  специальную (способность к освоению и вариативному применению спортивной техники).

Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться  только в комплексе с другими  физическими качествами. В этом заключается  одна из основных предпосылок развития ловкости - физические способности человека.

Другой  предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое  движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные  сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, - тем больше его ловкость.

Деятельность  анализаторов - третья основная предпосылка  для развития ловкости. Наряду с  определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое  значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей  информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных сигналов). Соответствующая текущая информация воспринимается с помощью анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность более детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы быстрее овладеть им и при необходимости перестраивать его.

Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной  нервной системы. Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих  способностей:

1) быстро  осваивать сложные по координации  двигательные действия;

2) перестраивать  двигательную деятельность в  соответствии с требованиями  меняющейся обстановки;

3) четко  воспринимать пространственные, временные  и силовые параметры движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие ловкости в волейболе

 

Ловкость  – способность управлять своими движениями и быстро перестраивать  двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющийся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Ловкость  в волейболе условно делится  на акробатическую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при  вторых передачах в прыжке) и игровую (умение предвидеть продолжение действия).

Составляющими ловкости волейболиста являются:

  • координация движений – способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по условию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);
  • быстрота и точность действий – от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно – значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;
  • способность распределять и переключать внимание – функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;
  • устойчивость вестибулярных реакций – непременное проявление ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками; чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры.

Высокая подвижность нервных процессов  при проявлении ловкости дает возможность  волейболисту ориентироваться в  постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

Уровень развития ловкости в значительной степени  зависит от того, насколько развита  у волейболиста способность к  правильному восприятию и оценке собственных движений, положения  тела.

В развитии ловкости у юных волейболистов особенное  значение придают психологической  подготовке.

Начинается  такая подготовка с ее планирования, когда тренер, зная индивидуальные особенности каждого игрока и  «характер» своей команды, а также  состояние в настоящее время, заранее подбирает средство повышения  или понижения психического напряжения последних тренировок при общей тенденции к снижению напряжения в последние дни перед соревнованием. Иногда есть смысл повысить его уровень, сделать своего рода «зарядку», после чего легче стабилизировать психическое состояние игроков, как это нередко делает Н. Карполь.

Особую  роль в специальной психологической  подготовке играет формирование в тренировочном  процессе моральных качеств волейболистов, находящихся в тесной связи со спецификой волейбола – коллективным характером игры. Тренер подбирает  способы психической изоляции «ныти-ков» и стремится повысить активность «оптимистов», создает в команде  обстановку спокойной, деловой уверенности, особое внимание уделяет психическому состоянию лидеров и маргиналов.

В этот период тренер использует вербальные (словесные) психолого-педагогические средства гетерорегуляции (воздействия на спортсмена со стороны).

Среди них  выделим следующие:

1. Создание  внутренних психических опор. Этот  прием применяется в последних  тренировочных микроциклах, он  наиболее эффективен по отношению к чувствительным, эмоционально реактивным, неуравновешенным спортсменам.

2. Рационализация. Это универсальное средство годится  для любых спортсменов, особенно  подходит для мнительных, которых  в волейболе немало, и игроков  с признаками психического пресыщения. Заключается в рациональном объяснении  тренером механизмов возникающих  неблагоприятных состояний с целью их объективной оценки и логического по-иска путей не только выхода из неблагоприятного состояния, но и ис-пользования его для повышения уровня активности.

3. Сублимация. Прием заключается в искусственном  вытеснении одного настроения  другим благодаря изменению мотивации,  переориентировке в отношении  решаемых в игре задач. Особенно  нуждаются в сублимации спортсмены со слабой нервной системой или потерявшие веру в свои возможности вследствие спортивных или житейских неудач и травм.

4. Десенсибилизация. Моделируются неблагоприятные психические  состояния в игре (рекомендуется  применять за один – два  дня до ответственной игры). После  релаксации спортсмен мысленно  проигрывает не-благоприятные ситуации, бывшие реально в других играх,  лучше всего с тем соперником, с которым предстоит играть.

Информация о работе Развитие ловкости в физической культуре