Развитие ловкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость.
Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не владев этим комплексом качеств, и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями».
Об этом физическом качестве можно многое сказать: это и функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости т. е. ей приходится очень многим. Прежде всего двигательная ловкость проявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня.
Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. В последующем в развитии ловкости может наступить, если систематически не выполнять упражнения для ее совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.

Файлы: 1 файл

Котрольная работа Физкультура.docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современных условиях значительно  увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих  ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности  к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности  связывают в теории физического  воспитания с понятием «ловкость».

Необходимость целенаправленного  развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять  движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и  перестраивать свою деятельность в  зависимости от условий - все это  характеризует ловкость.

Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не  владев этим комплексом качеств, и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями».

Об этом физическом качестве можно  многое сказать: это и функция  управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению  занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости т. е. ей приходится очень многим. Прежде всего двигательная ловкость проявляется  во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня.

Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем  школьном возрасте. В последующем  в развитии ловкости может наступить, если систематически не выполнять упражнения для ее совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст  является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у  школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени  зависит от пластичности нервных  корковых процессов, от способности  человека различать темп, амплитуду  и направление движений, степень  напряжения и расслабления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ловкость как один из видов двигательных способностей

 

Слово «Ловкость» - есть производная от слова «лов» - ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по-прежнему определяется как способность нашего тела к проворству, ухватке, подвижности, гибкости.

«Ловкость» - это значит «складный в движениях». Именно «складность» движений определяет ловкого прыгуна, бегуна именно умение многие движения рук, ног, туловища «складывать» в общее движение всего тела, дающие высший результат. Умение управлять своим телом и есть ловкость.

Ловкостью называется способность  быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижные  игры с меняющимися условиями  или осложненных дополнительными  заданиями (бег змейкой, с убеганием препятствий и др.).

Многочисленные исследования последних  десятилетий показали, что различные  виды координационных проявлений человека в физической культуре, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего  термина ловкость оказавшегося многозначным, нечетным и «житейским», ввели понятия  координационные способности (КС); стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию.

При осуществлении гимнастических, метательных движений, спортивно-игровых  двигательных действий (ДД) исполнители  отличаются разными координационными возможностями, как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому в самом общем виде под координационными способностями понимают возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению двигательных действий.

При определении координационные  способности используют критерии. Критерии - это основные признаки, на основании которых оценивается координационные способности. Иначе говоря, это измерители оценки уровня координационных возможностей и отдельных элементов, их составляющих. При определении критериев координационные способности нужно отталкиваться от современных позиций физиологии и психологии активности, кибернетики, биомеханики физических упражнений, раскрывающих особенности поведения сложных систем, включая систему управления движениями, где ведущую роль играют критерии оптимальности и целенаправленности.

Существуют следующие виды координационных  способностей: специальные, специфические и общие.

Специальные координационные способности относятся к однородным и психофизическим механизмам группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные координационные способности:

Во всевозможные циклических (ходьба, лазанье, бег, плаванье и др.) и ациклические двигательных действий (прыжки);

В движениях манипулирования в  пространстве отдельными частями тела (прикосновение, укола, обвода контура, движения указания и т.д.)

В движениях перемещения вещей  в пространстве (подъем тяжести)

В движениях прицеливания

К наиболее важным специфическим координационные способности относятся способности воспроизведения, отмеривания и оценке пространственных, временных и силовых параметров движений: к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы).

Педагогическая эффективность  воспитания и обучения находится  в тесной зависимости от того, в  какой мере учитывается анатомо-физиологические  особенности детей и подростков, периоды развития, для которых  характерна наибольшая восприимчивость  к воздействию тех или иных факторов, а так же периоды повышенной чувствительности и понижение сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка  особенно необходимо при физическом воспитании для определения эффективных  методов обучения двигательным действиям  на уроках физической культуры, для  разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной  работы в школе.

В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в организме  детей и их нужно учитывать  в процессе физического воспитания. Интенсивно развивается нервная  система. Удваивается спинной мозг. В головном мозге происходит значительный скачек в развитии височно-теменно-затылочной и лобной областей.

Происходит развитие условных рефлексов. К 6-7 годам улучшается.

В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания коры нервных  процессов. Развитие процессов коркового  торможения создает условие для  быстрого формирования условных связей.

В процессе развития ребенка происходят изменения взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых  структур. Это обуславливает особенности  возбудительного и тормозного процессов  в детском возрасте, а следовательно  и специфику проявления типологических особенностей.

В младшем школьном возрасте идет интенсивное созревание сенсорных  систем. Помимо корковых отделов переработку  поступающей информации вовлекаются  и другие корковые зоны - ассоциативные  отделы, участвующие в опознание  стимулов, их классификации, выработке  эталонов. Эти структуры созревают  в течение длительного времени, вплоть до подросткового возраста и  во время его. Постоянность их созревания определяет специфику процесса воспитания в школьном возрасте.

В это время идет развитие вестибулярного анализатора, который отвечает за координацию  движений. Поэтому при развитии ловкости нужно, прежде всего, развивать возможности  вестибулярного анализатора.

Для обеспечения полноценной умственной и физической деятельности хорошая  работоспособность. Умственная и физическая физической работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут  выполнить 38 -53 % объема заданий, выполняемые 15-17 летними учащимися. При этом качество работы у первых на 45-64% ниже, чем  у вторых.

Темп роста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста возрастает неравномерно, подобно  изменению других количественных признаков, отражающих рост и развитие организма.

Скорость и продуктивность работы первые три года обучения нарастает  одинаково на 37-42% по сравнению с  уровнем этих показателей при  поступлении детей в школу.

Физическая работоспособность  повышается за счет систематических  занятий физической культурой.

Работоспособность изменяется в течение  рабочего дня. В первой половине учебных  занятий у большинства учащихся младших классов работоспособность  сохраняется на относительно высоком  уровне, обнаруживая подъем после  первого урока. К концу третьего урока работоспособность уменьшается  и еще больше к концу четвертого урока.

Для поддержания высокой работоспособности  в течение учебного дня необходимо делать переход от умственной работы к физической.

Опорно-двигательный аппарат в  младшем школьном возрасте так же претерпевает изменения. Наблюдается  усиление роста позвоночного столба, продолжается окостенение его костей, появляется шейный и грудной изгиб. В этом возрасте позвоночник обладает большой подвижностью и гибкостью  за счет незначительного окостенения. Именно в это время нужно развивать  ловкость и гибкость.

К шести годам устанавливаются  свойственные взрослому относительные  величины верхней и нижней части  грудной клетки, резко увеличивается  наклон ребер.

На форму грудной клетки большое  влияние оказывает физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных кровеносных сосудов  и лёгких.

К семи годам становятся ясно видимыми кости запястья, происходит сращивание костей тазового пояса, наблюдается  рост костей черепа.

К восьми годам идет накопление мышечной массы. Она составляет примерно 27% от массы тела. Рост мышечных волокон  продолжается в связи с увеличением  сухожилий и за счет структурных  преобразований самого волокна. Увеличивается  сила отдельных групп мышц.

Но все же младшие школьники  обладают низкими показателями силы. Силовые и особенно статические  упражнения вызывает у них быстрое  утомление. Дети этого возраста, более  приспособленные к кратковременным  корыстно-силовым упражнениям. Отсюда видно, что при таких показателях  наиболее целесообразно развивать  в этом возрасте координационные  способности. К тому, же в этом возрасте проявляется способность к точному  воспроизведению движений по заданной программе. Детям доступны такие  двигательные акты, как бег, прыганье, катание на коньках, плаванье, гимнастические упражнения.

Итак, младший школьный возраст  особенно благоприятен для развития ловкости. Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленно применять  именно в этом возрасте, который  является ключевым для координационно-двигательного  совершенствования.

 

 

 

 

 

 

  1. Методика развития ловкости

 

Для развития двигательно-координационных  способностей (ловкости) рекомендуют разнообразные методические приемы:

1. Применение необычных исходных положений.

2. Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.

3. Смена способов выполнения упражнений:

    • метание сверху, снизу, сбоку;
    • прыжки на одной, двух ногах, с поворотом.

4. Использование предметов различной формы и массы и т.д.

5. Выполнение согласованных действий.

Для развития КС в физическом воспитании и спорте используют следующие методы.

    • Стандартно-повторного упражнения;
    • Вариативного упражнения;
    • Игровой;
    • Соревновательной.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют  стандартно-повторный метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после  большого количества повторений их в  относительно стандартных условиях.

По мнению многих исследователей, главным методом развития КС является метод вариативного (переменного) упражнения.

Информация о работе Развитие ловкости