Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:47, контрольная работа
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость.
Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не владев этим комплексом качеств, и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями».
Об этом физическом качестве можно многое сказать: это и функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости т. е. ей приходится очень многим. Прежде всего двигательная ловкость проявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня.
Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. В последующем в развитии ловкости может наступить, если систематически не выполнять упражнения для ее совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.
Его подразделяют на два варианта:
К методам строго-
1) Приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия;
2) Приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
а) «зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;
б) усложнение привычного действия;
в) комбинирование двигательных действий.
3) Приемы введения внешних
а) Использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;
б) Усложнение движений с помощью заданий;
в) Совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки
г) Выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.
Методы не строго регламентированного варьирования предполагают такие приемы:
а) Игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов;
б) Варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения и др.
При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо учитывать следующие правила:
использовать небольшое
многократное их повторение, изменяя отдельные характеристики и двигательные действия в целом, изменяя условия осуществления этих действий.
Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании ловкости в младшем школьном возрасте.
Для развития ловкости у детей этого
возраста очень эффективны игровой
и соревновательный методы. Игровой
метод с дополнительными
Необходимо учитывать
Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации движений, лучше всего проводить в начале основной части занятия.
В количественном процессе воспитания
способностей, от которых зависит
точность движений, лишь условно выделить
отдельные стороны. Л.П. Матвеев выделяет
особенности проявления «чувства пространства»
в двигательной деятельности. Он подчеркивает,
что «восприятие пространства»
и оценка пространственных параметров
движений тесно связаны с активным
включением «мышечного чувства», отсюда
понятно, что совершенствование
«чувства пространства» в процессе
физического воспитания осуществляется
в единстве с совершенствованием
способности соблюдать заданные
пространственные параметры движений.
Автор отмечает ведущую роль в
совершенствование «чувства пространства»
и повышении степени
- четкую постановку и
движениями в пределах заданных пространственных параметров.
Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными пространственными параметрами, надо:
- чтобы движения были точными:
а) по времени;
б) по величине прилагаемых усилий
Одним из слагаемых комплексного процесса воспитания ловкости является воспитание способности поддерживать равновесие тела, балансировать в статических и динамических положениях, обусловленных жизненными различными ситуациями (статистические упражнения - стойки в спортивной гимнастике; динамические - бег, прыжки и др.).
Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять:
а) движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной нагрузки;
б) упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексах утренней зарядки и домашних заданиях;
в) правильно освоенные движения на «результат».
Способность быстро перестраивать двигательную деятельность у детей младшего возраста является очень важной. Способность к перестроению это «умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям».
В теории и методике физического
воспитания это способность
Ребенок быстрее и эффективнее
перестраивает двигательные действия
в одних условиях, способен так
же эффективно перестраивать их в
других, подобных условиях, внезапно изменившейся
обстановки. Наряду с этим следует
различать специфические
Для формирования этой способности наиболее пригодны упражнения, требующие быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Это аналитические и синтетические координационные упражнения подвижных и спортивных игр.
Непременным условием предупреждения и преодоления мышечной напряженности является формирование адекватной установки на расслабление, которая предусматривала бы как необходимую степень расслабления мышц в состоянии покоя, так и по возможности свободное, раскрепощенное выполнение двигательных действий. Для выработки такой установки нужны систематические подкрепления ее, достаточно частое напоминание о значении расслабления. Важнейшую роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц на первых этапах физического воспитания играет овладения системой специально направленных упражнений, получивших название «упражнения в расслаблении», а затем регулярное применение их в сочетании с другими упражнениями и использование методических приемов, способствующих исключению излишней напряженности при выполнении двигательных действий. Упражнения на расслабление можно разделить на 4 группы:
1-включает упражнения, требующие быстрейшего перехода мышц от напряженного к расслабленному состоянию;
2-упражнения, в которых напряжение
одних мышц сочетается с
3-упражнения, в которых требуется
поддерживать движения по
4-упражнения, в процессе выполнения,
которых рекомендуется
Выполняя упражнения на расслабление, необходимо следить, чтобы напряжение мышц сочеталось со вздохом и задержкой дыхания, расслабление-с активным выдохом.
Для снятия тонической напряженности, которой характерен повышенный тонус мышц, проявляющийся не только во время работы, но и в условиях относительного покоя, рекомендуется упражнения на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем (потряхивание, махи и т.п.) Кроме них целесообразны упражнения на растягивание, выполняемые в промежутках между силовыми и скоростными нагрузками. Эффективными средствами являются плавание, купание в теплой воде, сауна, массаж...
Развитие и совершенствование
ловкости может осуществляться посредствам
различных организационно-
В подготовительной и заключительной
части целесообразно проведение
некоторых специально-
Для решения главных задач
Организация занятий на уроке физической культуры, направленная на развитие ловкости, включает и контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить уровень развития КС детей, темпы изменения этих способностей.
Очень эффективны для развития ловкости подвижные игры и эстафеты, спортивные игры. В каждый урок физической культуры целесообразно включать следующие упражнения для развития ловкости:
Заключение
На основе анализа научно - методической литературы, можно сделать выводы:
Список используемой литературы