Развитие ловкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения, их рациональности. Все эти качества или способности связывают в теории физического воспитания с понятием «ловкость».
Необходимость целенаправленного развития способностей оптимально регулировать, (т. е. точно, быстро, рационально) управлять движениями, быстро усваивать сложно координационные, точные движения и перестраивать свою деятельность в зависимости от условий - все это характеризует ловкость.
Один из наиболее крупных ученых в области физического воспитания школьников Г.Н. Сатиров отмечал: «не владев этим комплексом качеств, и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями».
Об этом физическом качестве можно многое сказать: это и функция управления, а в связи с этим главенствующее место по ее осуществлению занимает центральная нервная система. Управлять же для реализации ловкости т. е. ей приходится очень многим. Прежде всего двигательная ловкость проявляется во всевозможных случаях: профессиональных навыках, рабочих движениях, в быту, в домашнем хозяйстве, в гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, акробатике, в военной деятельности и т. д. Притягательное свойство ловкости, ее доступности т. е. особенность ее, которая дает шанс человеку с самыми средними телесными данными одержать верх в самым сложных ситуациях, ловкость не какое - то неизменяемое прирожденное свойство, она поддается упражнению, ее можно выработать в себе, добиться сильного повышения ее уровня.
Ловкость и лежащая в ее основе координация движений в наибольшей мере склонны к развитию в младшем школьном возрасте. В последующем в развитии ловкости может наступить, если систематически не выполнять упражнения для ее совершенствования. Отсюда видно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в развитии ловкости не только у школьников, но и вообще у человека. Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности нервных корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления.

Файлы: 1 файл

Котрольная работа Физкультура.docx

— 35.21 Кб (Скачать файл)

Его подразделяют на два варианта:

    • Метод строго регламентированного;
    • Не строго регламентированного упражнения.

К методам строго-регламентированного  упражнения, можно отнести (условно) 3 группы методических приемов, (выше указанных):

1) Приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия;

2)   Приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

а) «зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;

б) усложнение привычного действия;

в) комбинирование двигательных действий.

3) Приемы введения внешних условий,  строго регламентирующих направлений  и пределы варьирования:

а) Использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;

б) Усложнение движений с помощью заданий;

  в) Совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки

г) Выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.

Методы не строго регламентированного  варьирования предполагают такие приемы:

а) Игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов;

б) Варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения и др.

При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо учитывать  следующие правила:

использовать небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений;

многократное их повторение, изменяя  отдельные характеристики и двигательные действия в целом, изменяя условия  осуществления этих действий.

Методы строго регламентированного  варьирования должны занимать больше места при формировании ловкости в младшем школьном возрасте.

Для развития ловкости у детей этого  возраста очень эффективны игровой  и соревновательный методы. Игровой  метод с дополнительными заданиями  и без них, предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Поэтому целесообразно включать регулярно в уроки физкультуры  разные подвижные игры, эстафеты с  направленным развитием ловкости и  др. физических качеств.

Необходимо учитывать особенности  регулирования нагрузок и отдыха в упражнениях, специально ориентированных  на улучшение развития ловкости: их число и частоту повторений в  рамках каждого отдельного занятия  целесообразно доводить лишь до таких  величин, которые не исключают успешного  преодоления координационных трудностей.

Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации  движений, лучше всего проводить  в начале основной части занятия.

В количественном процессе воспитания способностей, от которых зависит  точность движений, лишь условно выделить отдельные стороны. Л.П. Матвеев выделяет особенности проявления «чувства пространства»  в двигательной деятельности. Он подчеркивает, что «восприятие пространства»  и оценка пространственных параметров движений тесно связаны с активным включением «мышечного чувства», отсюда понятно, что совершенствование  «чувства пространства» в процессе физического воспитания осуществляется в единстве с совершенствованием способности соблюдать заданные пространственные параметры движений. Автор отмечает ведущую роль в  совершенствование «чувства пространства»  и повышении степени пространственной точности движений:

- четкую постановку и реализацию  системы заданий с последовательно  возрастающими требованиями к  точности дифференцировок (различий) при оценке пространственных  условий действий и к точности  управления

движениями в пределах заданных пространственных параметров.

Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными  пространственными параметрами, надо:

- чтобы движения были точными:

а) по времени;

б) по величине прилагаемых усилий

Одним из слагаемых комплексного процесса воспитания ловкости является воспитание способности поддерживать равновесие тела, балансировать в статических  и динамических положениях, обусловленных  жизненными различными ситуациями (статистические упражнения - стойки в спортивной гимнастике; динамические - бег, прыжки и др.).

Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять:

а) движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной нагрузки;

б) упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексах утренней зарядки и домашних заданиях;

в) правильно освоенные движения на «результат».

Способность быстро перестраивать  двигательную деятельность у детей  младшего возраста является очень важной. Способность к перестроению это  «умение быстро преобразовывать  выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к  другим соответственно меняющимся условиям».

В теории и методике физического  воспитания это способность рассматривается  как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость и сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных координационных способностей человека.

Ребенок быстрее и эффективнее  перестраивает двигательные действия в одних условиях, способен так  же эффективно перестраивать их в  других, подобных условиях, внезапно изменившейся обстановки. Наряду с этим следует  различать специфические проявления в данной способности.

Для формирования этой способности  наиболее пригодны упражнения, требующие  быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Это  аналитические и синтетические  координационные упражнения подвижных  и спортивных игр.

Непременным условием предупреждения и преодоления мышечной напряженности  является формирование адекватной установки  на расслабление, которая предусматривала  бы как необходимую степень расслабления мышц в состоянии покоя, так и по возможности свободное, раскрепощенное выполнение двигательных действий. Для выработки такой установки нужны систематические подкрепления ее, достаточно частое напоминание о значении расслабления. Важнейшую роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц на первых этапах физического воспитания играет овладения системой специально направленных упражнений, получивших название «упражнения в расслаблении», а затем регулярное применение их в сочетании с другими упражнениями и использование методических приемов, способствующих исключению излишней напряженности при выполнении двигательных действий. Упражнения на расслабление можно разделить на 4 группы:

1-включает упражнения, требующие  быстрейшего перехода мышц от  напряженного к расслабленному  состоянию;

2-упражнения, в которых напряжение  одних мышц сочетается с расслаблением  других (например, напрячь мышцы  правой ноги и расслабить левой,  напрячь мышцы правой руки  и левой ноги и т.п.);

3-упражнения, в которых требуется  поддерживать движения по инерции  расслабленной части тела за  счет движений других частей;

4-упражнения, в процессе выполнения, которых рекомендуется самостоятельно  определять моменты отдыха для  расслабления мышц, участвующих  в работе.

Выполняя упражнения на расслабление, необходимо следить, чтобы напряжение мышц сочеталось со вздохом и задержкой  дыхания, расслабление-с активным выдохом.

Для снятия тонической напряженности, которой характерен повышенный тонус  мышц, проявляющийся не только во время  работы, но и в условиях относительного покоя, рекомендуется упражнения на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем (потряхивание, махи и т.п.) Кроме них целесообразны упражнения на растягивание, выполняемые в промежутках между силовыми и скоростными нагрузками. Эффективными средствами являются плавание, купание в теплой воде, сауна, массаж...

Развитие и совершенствование  ловкости может осуществляться посредствам  различных организационно-методических форм любой части урока.

В подготовительной и заключительной части целесообразно проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений развивающих ловкость. В этих частях урока основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих координационных способностей без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.

Для решения главных задач совершенствование  ловкости школьников должна быть основная часть урока. Рекомендуется проводить  координационные упражнения ближе  к началу или середине основной части  урока, пока у детей сохраняется  оптимальная психическая и общая  работоспособность.

Организация занятий на уроке физической культуры, направленная на развитие ловкости, включает и контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить уровень развития КС детей, темпы изменения этих способностей.

Очень эффективны для развития ловкости подвижные игры и эстафеты, спортивные игры. В каждый урок физической культуры целесообразно включать следующие  упражнения для развития ловкости:

  • общеразвивающие упражнения на согласованность движений;
  • бег в сочетании с поворотами и прыжками;
  • бег спиной вперед, боком, с изменением направления;
  • метание мяча из различных исходных положений, после прыжков, поворотов;
  • метание в цель в ускоренном темпе;
  • метание в цель по переменно обеими руками;
  • прыжки в длину, высоту различными способами, прыжки с поворотом и др.;
  • отдельные упражнения на единой полосе препятствий (бег по проходам лабиринта, преодоление препятствий до 3 м.), требующие проявление ловкости;
  • упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки с поворотами на 90°, 180°, 360°;
  • броски мяча в цель, в корзину с места в движении, в прыжке, после поворотов, кувырки вперед, ведение баскетбольного мяча попеременно левой и правой руками с обводкой препятствий, жонглирование мячом и др.;
  • преодоление неровностей; повороты на месте и в движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе анализа научно - методической литературы, можно сделать выводы:

  1. Ловкость - самое многообразное качество наиболее распространенными и общепринятыми в нашей стране измерителями ловкости считаются: координационная сложность усвоенного двигательного задания; точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик данного движения и время, необходимое для усвоения нового движения и изменения двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой (т. е. время сложной двигательной реакции)
  2. Средства и методы развития ловкости сводится к систематическому разучиванию новых движений и применению упражнений, вынуждающих мгновенно перестраивать двигательную деятельность (спортивные игры и др.)
  3. Упражнения на ловкость лучше включать в первую треть учебного занятия короткими, не более чем 15 - минутными сериями.
  4. Из разнообразных методических приемов, повышающих проявление двигательной координации (ловкости) рекомендуется следующее:
  • применение необычных исходных положений (бег из положения, стоя); быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движения;
  • смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, с боку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
  • использование в упражнениях предметов различных форм, массы, объема; выполнение согласованных действий школьниками участниками (вдвоем держась за руки, садиться и вставать, выполнять наклоны, прыжки); систематически и целенаправленно включать подвижные игры, усложнять условия игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: Физкультура и спорт,      191. - 288 с.
  2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
  3. Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М., 1983.
  4. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.  
    Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. 
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

 


Информация о работе Развитие ловкости