Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:26, курсовая работа
Целью исследования является оптимизация средств и методов, используемых в развитии специальной выносливости у юных борцов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
- рассмотреть методы и средства развития специальной выносливости;
- провести исследование;
- проанализировать полученные результаты исследования.
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У БОРЦОВ
1 ПОНЯТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ БОРЦОВ
3 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ БОРЦОВ
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Большинство видов специальной выносливости обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма. Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма.
В исследовании приняли участие юноши (10 человек), занимающиеся греко-римской борьбой в СДЮСШОР №7 Ивановской области, г. Иваново. Стаж их занятий этим видом спорта на начало эксперимента составлял 2,5 года. Возраст был между 14 и 16 годами (1994-1996 года рождения). Спортивная квалификация - 1-2 юношеские разряды. Исследование проводилось три месяца.
В начале исследования нами было проведено тестирование на определение уровня развития специальной выносливости. В качестве тестов были взяты такие как: тест А.Г. Бурындина (1972) - броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд - спурт (броски в максимальном темпе). Выполнялось три таких серии без перерыва; сокращенный вариант теста П.А. Рожкова с соавторами (1982) - 2 периода по 3 минуты по той же схеме с минутным перерывом между периодами; измененный тест А.Г. Бурындина - 2 периода по 2 минуты по схеме первого теста, с минутным перерывом между периодами.
Тестирование проходило в течение трех дней. В первый день спортсмены выполняли тест: броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд - спурт (броски в максимальном темпе). Во второй день тест: броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 2 минуты, с минутным перерывом между периодами. И в третий день спортсмены выполняли тест: броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 3 минуты с минутным перерывом между периодами. Данные представлены в таблицах 1, 2,3.
При сравнении тестов "2 периода по 3 минуты" и "2 периода по 2 минуты" установлено, что имеются достоверные различия в количестве бросков, проведенных на последних минутах тестов в пользу второго. Кроме того, обнаружено резкое снижение качества техники выполнения бросков прогибом в тесте "2 периода по 3 минуты" по сравнении с тестом "2 периода по 2 минуты", что является следствием большего утомления испытуемых в первом тесте. Анализ 5-минутного восстановительного периода также подтверждается наличием более глубоких сдвигов в организме юных борцов после теста "2 периода по 3 минуты"
ЧСС превысшает 200 уд/мин. А большие нагрузки должны применяться очень осторожно при работе с юными спортсменами.
В ходе всего периода имеются достоверные различия в темпах восстановления. Следует отметить, что после теста "2 периода по 3 мин" ЧСС превышает 190-205 уд/мин. Это свидетельствует о том, что кардио-респираторная система работает с большим напряжением и значительными последующими функциональными сдвигами. В связи с тем, что это является большой нагрузкой на организм борцов-юношей, данный тест не всегда пригоден для контроля за уровнем их специальной выносливости, особенно в период подготовки к соревнованиям, применение его наносит заметный след на последующую нагрузку в недельном цикле. Однако наряду с этим стоит отметить, что применение теста "2 периода по 3 минуты" на этапе подготовки к соревнованиям может быть эффективным, так как позволит выявить уровень проявления технической и морально-волевой подготовленности юных борцов на фоне наступающего утомления.
Сравнение теста "2 периода по 2 минуты" с тестом "3 минуты" по качеству бросков превосходит, однако нагрузка в первом случае оказалась выше, о чем свидетельствуют величины ЧСС в ходе восстановления. Тест "2 периода по 2 минуты" даёт более оптимальные сдвиги в организме и, более эффективен, так как техника бросков манекена изменяется в незначительных пределах. В ходе пятиминутного восстановительного периода удаётся выявить степень функциональной подготовленности борца. Тест "2 периода по 2 минуты" можно применять непосредственно в условиях подготовки к соревнованиям, где он будет играть двоякую роль: во-первых, как тренирующий фактор, во-вторых - как контролирующий. Кроме того, этот тест легче переносится юношами, и более применим в практике, особенно на борцах 1 и 2 юношеских разрядов.
Таблица 2.
Результаты до эксперимента в тесте "броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд - спурт (броски в максимальном темпе)".
№ |
Фамилия, имя. |
Кол-во бросков в спуртах | ||
1-й |
2-й |
3-й | ||
1 |
Быков М. |
5 |
4 |
3 |
2 |
Антипов С. |
6 |
4 |
4 |
3 |
Бойко М. |
5 |
5 |
4 |
4 |
Малыгин А. |
6 |
5 |
5 |
5 |
Черненко Т. |
5 |
4 |
4 |
6 |
Карпов Р. |
5 |
5 |
4 |
7 |
Тимофеев А. |
5 |
4 |
3 |
8 |
Аракелян Р. |
5 |
4 |
4 |
9 |
Борисенко А. |
6 |
5 |
5 |
10 |
Харченко Р. |
5 |
4 |
3 |
Тест "3 минуты" не даёт необходимых функциональных сдвигов в организме, так как пульс после теста составляет всего 168-174 уд/мин. Быстро протекает и восстановление, на 5-й минуте пульс равен 108-120 уд/мин. Достоверность различий между бросками манекена на последних минутах спурта не выявлено. Также не выявлено достоверных различий в педагогической оценке за технику выполнения бросков.
Таблица 3.
Результаты до эксперимента в тесте "броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 2 минуты, с минутным перерывом между периодами".
№ |
Фамилия, имя. |
Кол-во бросков в спуртах | |||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й | ||
1 |
Быков М. |
6 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Антипов С. |
6 |
5 |
5 |
4 |
3 |
Бойко М. |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Малыгин А. |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Черненко Т. |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
Карпов Р. |
5 |
4 |
4 |
4 |
7 |
Тимофеев А. |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
Аракелян Р. |
5 |
4 |
4 |
3 |
9 |
Борисенко А. |
6 |
5 |
5 |
4 |
10 |
Харченко Р. |
5 |
4 |
4 |
3 |
При сравнении тестов "2 периода по 3 минуты" и "3 минуты" выявлены наибольшие различия по всем регистрируемым показателям.
Анализ 5-ти минутного восстановления также свидетельствует о более глубоких сдвигах в организме борцов после теста "2 периода по 3 минуты". Так в ходе всего исследуемого периода отмечаются достоверные различия в темпах восстановления, При этом отмечено, что после теста "2 периода по 3 минуты" ЧСС составляет 190-205 уд/мин. Это свидетельствует о том, что все системы юношеского организма работают на пределе функциональных возможностей, с последующими значительными функциональными сдвигами, что нежелательно в юношеском возрасте. Однако тест "2 периода по 3 минуты" может с успехом использоваться у юношей, имеющих большой стаж занятий борьбой и хорошую функциональную подготовку, что позволит улучшить волевые качества и специальную выносливость.
Ввиду того, что в тесте "3 минуты" сдвиги со стороны кардиореспираторной системы незначительны (пульс после теста равен 168-174 уд/мин) и восстановление наступает быстрее (пульс на 5 минуте составляет 108-120 уд/мин).
Таблица 4
Результаты до эксперимента в тесте "броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 3 минуты с минутным перерывом между периодами".
№ |
Фамилия, имя. |
Кол-во бросков в спуртах | |||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й | ||
1 |
Быков М. |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
Антипов С. |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Бойко М. |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
Малыгин А. |
6 |
5 |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
Черненко Т. |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
6 |
Карпов Р. |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
7 |
Тимофеев А. |
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
8 |
Аракелян Р. |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
9 |
Борисенко А. |
6 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
10 |
Харченко Р. |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Был проведен ряд упражнений, которые следует включить в учебно-тренировочные занятия. Иногда учебно-тренировочные занятия строились только на этих упражнениях:
- борьба в течение 5 минут без интервалов отдыха;
- скоростно-силовая работа - отработка бросков в парах, в течение 10 минут, между сменой упражнения отдых 1,5 - 2мин;
- круговая тренировка;
- игровая тренировка ("Регби", "Регби в партере", "Эстафеты");
- интервальная тренировка - броски манекена прогибом в течение 3 минут, с интервалом отдыха 1 минута (12 серий);
-иеременно-прогрессирующая тренировка - борцовские схватки в течение 20 минут, с интервалами отдыха.
- равномерная тренировка.
В течение учебно-тренировочного процесса (с октября по январь) использовались предложенные упражнения.
В тренировках применялся интервальный, игровой, повторный, равномерный, круговой методы и метод переменно-прогрессирующей нагрузки, "фартлек".
Затем было проведено повторное тестирование. Данные представлены в таблицах 5, 6, 7.
Таблица 5.
Результаты после эксперимента в тесте "броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд - спурт (броски в максимальном темпе)".
№ |
Фамилия, имя. |
Кол-во бросков в спуртах | ||
1-й |
2-й |
3-й | ||
1 |
Быков М. |
6 |
6 |
4 |
2 |
Антипов С. |
7 |
6 |
4 |
3 |
Бойко М. |
6 |
6 |
5 |
4 |
Малыгин А. |
7 |
7 |
6 |
5 |
Черненко Т. |
6 |
5 |
5 |
6 |
Карпов Р. |
6 |
6 |
5 |
7 |
Тимофеев А. |
6 |
5 |
5 |
8 |
Аракелян Р. |
6 |
5 |
5 |
9 |
Борисенко А. |
7 |
6 |
6 |
10 |
Харченко Р. |
7 |
5 |
4 |
Таблица 6.
Результаты после эксперимента в тесте "броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 2 минуты, с минутным перерывом между периодами".
№ |
Фамилия, имя. |
Кол-во бросков в спуртах | |||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й | ||
1 |
Быков М. |
7 |
5 |
5 |
4 |
2 |
Антипов С. |
7 |
7 |
6 |
5 |
3 |
Бойко М. |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
Малыгин А. |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
Черненко Т. |
6 |
5 |
5 |
4 |
6 |
Карпов Р. |
6 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Тимофеев А. |
7 |
5 |
5 |
4 |
8 |
Аракелян Р. |
6 |
5 |
5 |
4 |
9 |
Борисенко А. |
7 |
6 |
6 |
6 |
10 |
Харченко Р. |
6 |
5 |
5 |
4 |
Таблица 7.
Результаты после эксперимента в тесте "броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 3 минуты с минутным перерывом между периодами".
№ |
Фамилия, имя. |
Кол-во бросков в спуртах | |||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й | ||
1 |
Быков М. |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
Антипов С. |
6 |
6 |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
Бойко М. |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Малыгин А. |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
Черненко Т. |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
Карпов Р. |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
7 |
Тимофеев А. |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
Аракелян Р. |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
9 |
Борисенко А. |
7 |
6 |
5 |
5 |
5 |
4 |
10 |
Харченко Р. |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Результаты тестирования оценивались в процентах. Проценты высчитывались по следующей формуле:
Первоначальный результат в тесте "броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд - спурт (броски в максимальном темпе)" у испытуемых равнялся - 136 броскам борцовского манекена;
Повторный результат в тесте "броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд - спурт (броски в максимальном темпе)" у испытуемых равнялся - 170 броскам борцовского манекена.
Броски борцовского манекена преобразовывали в единицы. Затем проценты высчитывались пропорцией:
136=100% x=136 x 100%/170
170=x x=80, x=100-80=20%
Также рассчитывались проценты в тестах "2 периода по 2 минуты" и "2 периода по 3 минуты".
Таблица 8.
Уровень повышения развития специальной выносливости у юных борцов в процентах.
"броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд - спурт (броски в максимальном темпе)" |
"броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 2 минуты, с минутным перерывом между периодами" |
"броски борцовского манекена прогибом в течение 2 периода по 3 минуты с минутным перерывом между периодами" |
20% |
22,4% |
18,7% |
Информация о работе Развитие специальной выносливости у юных борцов