Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:19, реферат
Ретинопатия недоношенных — это заболевание глаз, возникающее вследствие нарушения развития сетчатки (светочувствительной области глаза) у недоношенных малышей. Заболевание может привести к полной потере зрения. Возможности современной медицины позволяют выхаживать новорожденных даже с массой 500 г. К сожалению, почти каждый пятый недоношенный ребенок страдает заболеванием глаз — ретинопатией недоношенных (РН), и 8% из них — тяжелыми формами.
Ретинопатия недоношенных — это заболевание глаз, возникающее вследствие нарушения развития сетчатки (светочувствительной области глаза) у недоношенных малышей. Заболевание может привести к полной потере зрения. Возможности современной медицины позволяют выхаживать новорожденных даже с массой 500 г. К сожалению, почти каждый пятый недоношенный ребенок страдает заболеванием глаз — ретинопатией недоношенных (РН), и 8% из них — тяжелыми формами.
В 1951 году была установлена связь
между нарушением роста сосудов и высокой
концентрацией кислорода в кювезах. В сетчатке
обменные процессы осуществляются не посредством
дыхания, а гликолиза — это означает, что
источником энергии служит расщепление
глюкозы, протекающее без потребления
кислорода. Под воздействием кислорода
гликолиз угнетается, и сетчатка гибнет,
заменяясь соединительной и рубцовой тканью.
Поэтому относительно недавно единственной
причиной ретинопатии недоношенных считалась
высокая концентрация кислорода в инкубаторах.
Однако ограничение его использования
после этого открытия хотя и привело к снижению
частоты заболевания, но повлияло на рост
смертности от респираторного дистресс-
В настоящее время считается, что ретинопатия недоношенных — это мультифакториальное заболевание, то есть оно может возникнуть под действием многих факторов. К группе риска по возникновению ретинопатии относятся недоношенные дети с массой тела при рождении менее 2000 грамм и сроком гестации до 34 недель. Причем риск значительно увеличивается при проведении искусственной вентиляции легких более 3-х дней и кислородотерапии более 1 месяца.
К числу дополнительных факторов риска относят:
В основе болезни ретинопатии недоношенных лежит незавершенность формирования глазного яблока, сетчатки и ее сосудистой системы. Васкуляризация (формирование сосудов) сетчатки плода начинается на 16 неделе беременности — от центра диска зрительного нерва к периферии — и заканчивается к моменту рождения доношенного ребенка. Соответственно, чем раньше родился ребенок, тем меньше площадь сетчатки, покрытая сосудами, и более обширные бессосудистые, или аваскулярные зоны. У 7-месячного плода — концентрическое недоразвитие сосудов сетчатки: ее центральный отдел кровоснабжается, а на периферии кровеносные сосуды отсутствуют. После рождения у недоношенного ребенка на процесс образования сосудов действуют различные патологические факторы — внешняя среда, свет, кислород, которые могут привести к развитию ретинопатии.
Основным проявлением ретинопатии недоношенных является остановка нормального образования сосудов, прорастание их непосредственно внутрь глаза в стекловидное тело. Вслед за этим начинается новообразование соединительной ткани за хрусталиком, которое вызывает натяжение и отслойку сетчатки.
Начало заболевания приходится на 4-ю неделю жизни, а пик — на 8-ю (время рождения доношенного ребенка). Заболевание поражает обычно оба глаза, но на одном может быть выражено в большей степени.
Ретинопатию недоношенных классифицируют:
У 60-80% детей развивается самопроизвольный регресс заболевания, причем в 55-60% без остаточных изменений на глазном дне. В остальных случаях заболевание протекает более тяжело и прогрессирует до рубцовых стадий.
В 75% случаев РН течет по “классическому”
типу проходя последовательно все 5 стадий,
однако различают также такую форму ретинопатии
как “плюс”-болезнь (или Rush-болезнь,
Ретинопатия недоношенных часто сопровождается развитием осложнений:
Обследование недоношенного
Обследование глазного дна проводят с помощью непрямой бинокулярной офтальмоскопии. Осмотр проводят с обязательным расширением зрачка (с закапыванием атропина) и применением специальных детских векорасширителей. Первое обследование обычно проводится в отделении интенсивной терапии новорожденных под контролем мониторов.
Дополнительно для диагностики и контроля за эффективностью лечения применяют ультразвуковое исследование глаз. Для проведения дифференциальной диагностики между ретинопатией и другими заболеваниями, вызывающими нарушение функции зрительного анализатора у недоношенных детей – частичной атрофией зрительного нерва, аномалиями развития зрительного нерва и др. применяют регистрацию зрительных вызванных потенциалов (ЗВП), электроретинограмму (ЭРГ).
В случае регресса ретинопатии новорожденных ребенка следует обследовать у офтальмолога один раз в 6-12 месяцев вплоть до 18 лет - на предмет исключения сопутствующих ретинопатии осложнений (в частности, отслойки сетчатки в подростковом возрасте).
Лечение 3 стадии ретинопатии («пороговой») проводится с помощью лазеркоагуляции либо криокоагуляции аваскулярной (бессосудистой) зоны сетчатки, причем вмешательство должно быть проведено не позднее 72 часов от момента ее констатации. На более поздних стадиях применяется хирургическое лечение — циркулярное пломбирование склеры и транцилиарная витрэктомия.
Криокоагуляцию чаще проводят под наркозом, реже — под местной анестезией. Техника ее заключается в замораживании аваскулярной (бессосудистой) части сетчатки. В случае успеха процедуры (то есть в 50-80% случаев) прекращается развитие рубцовой ткани и патологический процесс останавливается. В тоже время процедура сопряжена с определенным риском — может возникнуть падение сердечной деятельности и нарушение дыхания. Поэтому во время проведения криокоагуляции необходим постоянный мониторинг больного. По завершении процедуры вокруг глаз ребенка появляются отеки, гематомы, покраснения, которые проходят в течение недели.
Большинство офтальмологов в настоящее
время отдают предпочтение лазеркоагуляции б
При неэффективности криотерапии и лазера, прогрессировании отслойки или переходе ретинопатии из 3-й в 4-ю и 5-юстадии на помощь приходит хирургия.
Хирургическая техника, именуемая склеропломбировкой (циркулярное пломбирование склеры), достаточно эффективна при лечении отслойки сетчатки, особенно если отслойка небольшая. При склеропломбировке с внешней стороны глаза вставляется «заплатка» в месте отслойки и подтягивание ее до тех пор, пока сетчатка не соприкоснется с местом отслойки. Исследования показали, что данная методика хороша даже на последних стадиях. Зрение, после удачной склеропломбировки улучшается значительно. При неудаче склеропломбировки или при невозможности ее проведения применяется витрэктомия.
Витрэктомия («витреум» — стекловидное тело, «эктомия» — удаление) — это хирургическая операция, цель которой — удаление измененного стекловидного тела и рубцовой ткани с поверхности сетчатки для устранения ее натяжения и отслоения. В случае частичной отслойки сетчатки операция дает шанс сохранить зрение. В случае полной отслойки — прогноз неблагоприятный.
В развитии ретинопатии недоношенных выделяют 3 периода:
В некоторых случаях может
2. Особенности психического развития при нарушении зрения.
Нужно иметь в виду, что люди с нарушением
зрения оказываются в стрессовых ситуациях
чаще. Постоянно высокое эмоциональное
напряжение, чувство дискомфорта могут
в отдельных случаях вызвать эмоциональные
расстройства, нарушения баланса процессов
возбуждения и торможения в коре головного
мозга.
Особенности внимания.
Из-за недостатка зрения может быть
нарушено непроизвольное внимание.
Оно часто переключается на второстепенные
объекты. Рассеянность нередко объясняется
переутомлением из-за длительного воздействия
слуховых раздражителей Поэтому у людей
с патологией зрения утомление может наступить
быстрее.
Особенности памяти.
Процессы памяти зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально видящих 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа.
Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. Тип и вид памяти зависит от доминирующего характера деятельности и содержания материала.
Особенности восприятия.
У детей с депривацией зрения
ослаблены зрительные ощущения, а
восприятие внешнего мира ограничено.
У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое
восприятие. У незрячих основные формы
восприятия — осязательно-двигательная
и зрительно-двигательно-
Особенности мышления.
Дети с нарушением зрения не имеют
возможности воспринимать окружающую
ситуацию в целом, им приходится анализировать
ее на основании отдельных признаков,
доступных их восприятию. У детей
с нарушением зрения сужены понятия
об окружающем мире (особенно у детей
младших классов), суждения и умозаключения
могут быть не вполне обоснованы, так как
реальные субъективные понятия недостаточны
или искажены. У слабовидящих отмечается
словесно-логическое и наглядно-образное
мышление.
На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются
нагляднообразным и словесно-логическим
мышлением, когда задача решается в словесной
(вербальной) форме. Используется также
практически действенный тип мышления,
когда мыслительные операции осуществляются
в процессе манипулирования с предметами
(спортивный инвентарь) и выполнения физических
упражнений. У отдельных учащихся может
преобладать тот или иной тип мышления.