Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:52, реферат
Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности.
Введение 2
Врачебно - педагогический контроль в процессе физического воспитания 3
Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом 5
Изменения, происходящие в организме при регулярных занятиях спортом 7
Объективные показатели самоконтроля 11
Субъективные показатели самоконтроля 13
Пульс и артериальное давление 16
Оценка функции внешнего дыхания 18
Содержание дневника самоконтроля 19
Примерная запись дневника самоконтроля 21
Противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием 22
Заключение 23
Список использованной литературы: 24
Есть довольно простой способ самоконтроля «с помощью дыхания» — так называемая проба Штанге (по имени русского врача, предложившего этот способ в 1913 г.). Сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, задержать дыхание, зажав нос большим и указательным пальцами. По секундомеру (или секундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. По мере тренированности время задержки увеличивается. При переутомлении возможность задержать дыхание резко снижается.
Можно задержать дыхание и на выдохе. Это проба Генча (по имени венгерского врача, предложившего этот способ в 1926 г.): вдох, выдох, дыхание задержать. Хорошо тренированные лица могут задержать дыхание на 60—90 с. При переутомлении этот показатель резко уменьшается.
Для контроля за состоянием здоровья следует завести дневник, в котором ежедневно делаются записи.
Самоконтроль необходимо вести регулярно каждый день во все периоды тренировки, а также во время отдыха. Учет данных самоконтроля проводится спортсменом самостоятельно, однако на первых этапах вести дневник самоконтроля спортсмену помогает тренер. В дальнейшем он должен периодически проверять, как осуществляется спортсменом самоконтроль и ведение дневника. Самоконтроль состоит из простых, общедоступных приемов наблюдения и учета субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность и др.) и данных объективного исследования (вес, пульс, динамометрия, ЖЕЛ и др.). Для ведения дневника самоконтроля необходима небольшая тетрадь, которую следует разграфить по показателям самоконтроля и датам.
Самочувствие - весьма важный показатель влияния занятий спортом на организм человека. Обычно при регулярной и правильно проводимой тренировке самочувствие у спортсмена бывает хорошее: он бодр, жизнерадостен, полон желания учиться, работать, тренироваться, у него высокая работоспособность. Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма, и главным образом состояние нервной системы. В дневнике самоконтроля самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное, плохое. Самочувствие как показатель физического состояния надо оценивать с учетом настроения спортсмена. При ведении самоконтроля дается следующая общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная. Во время сна человек восстанавливает свои силы и особенно функцию центральной нервной системы. Малейшие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляемые другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Нормальным считается сон, наступающий быстро после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, протекающий без сновидений и дающий утром чувство бодрости и отдыха. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости, свежести. Физическая работа и нормальный режим способствуют улучшению сна. В дневнике самоконтроля фиксируется длительность сна, его качество, нарушения, засыпание, пробуждение, бессонница, сновидения, прерывистый или беспокойный сон. Аппетит - очень тонкий показатель состояния организма. Перегрузка на тренировке, недомогания, недосыпание и другие факторы отражаются на аппетите. Усиленный расход энергии, вызываемый деятельностью человеческого организма, в частности занятиями физкультурой, усиливает аппетит, что отражает увеличение потребности организма в энергии. В дневнике самоконтроля отражается хороший, нормальный, пониженный, повышенный аппетит или его отсутствие. В дневнике отмечаются и характеристики функции желудочно-кишечного тракта. При этом обращается внимание на регулярность стула, степень оформленности кала, наклонность к запорам или поносам и т.д.
Во время усиленной физической работы потоотделение является вполне нормальным явлением. Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и состояния организма. Нормальным считается, когда спортсмен на первых учебно-тренировочных занятиях потеет обильно. С нарастанием тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение принято отмечать как обильное, большое, среднее или пониженное.
Желание тренироваться и участвовать в соревнованиях характерно для здоровых и особенно молодых людей, которым физические упражнения, по образному выражению И.П. Павлова, приносят «мышечную радость». Если спортсмен не испытывает желания тренироваться и участвовать в соревнованиях, то это очевидный признак наступившего переутомления или начальной фазы перетренированности. Желание заниматься спортом отмечается словами «большое», «есть», «нет».
В графе дневника самоконтроля
«Содержание тренировки и как
она переносится» в очень короткой
форме излагается существо занятия,
т.к. эти данные в комплексе с
другими показателями значительно
облегчают объяснение тех или
иных отклонений. В этой графе отмечается
продолжительность основных частей
тренировочного занятия. При этом указывается,
как спортсмен перенес
Без сведений о нарушении
общего режима порой невозможно бывает
объяснить изменения
Компоненты записи |
Дата записи | ||
05/11/11 |
06/11/11 |
08/11/11 | |
Самочувствие |
хорошее |
вялость, боли в мышцах ног |
удовлетворительное |
Сон (продолжительность и качество) |
8 ч, крепкий |
7.5 ч, неспокойный |
7 ч, крепкий |
Аппетит |
хороший |
удовлетворительный |
хороший |
Желание заниматься физическими упражнениями |
есть |
заставлял себя сделать зарядку |
есть |
Вес (в кг) до занятий |
58,8 |
-- |
58,7 |
Вес (в кг) после занятий |
58,3 |
-- |
58,4 |
Пульс утром в положении лежа |
68 |
70 |
67 |
Пульс утром в положении стоя |
78 |
86 |
80 |
Разница |
10 |
16 |
13 |
Пульс до занятий |
72 |
-- |
74 |
Пульс после занятий |
120 |
-- |
118 |
Число дыханий (в 1 мин) |
18 |
20 |
19 |
Спирометрия (в куб.см) |
3800 |
-- |
3750 |
становая сила (в кг) |
82 |
-- |
81 |
Сила правой кисти (в кг) |
28 |
-- |
29 |
Содержание занятий |
бег - 1 км. |
-- |
бег - 1 км. |
Занятия физкультурой, закаливанием показаны не всем. Необходимо учитывать состояние здоровья, самочувствие, возраст и пол. Существуют абсолютные противопоказания и относительные.
Абсолютные противопоказания:
Кроме того, при различных травмах и заболеваниях могут быть временные, или относительные, противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием, которые определяет лечащий врач.
Занятия физкультурой и закаливание могут быть отменены при обострении заболевания, плохой переносимости физической нагрузки и процедур и пр.
После перерыва, при возобновлении
занятий физкультурой и закаливанием
следует соблюдать
Наблюдение за спортивными
результатами - важнейший пункт самоконтроля,
позволяющий оценить
При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентов специальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать свои дневники самоконтроля преподавателю физического воспитания и врачу, советоваться по вопросам двигательного режима, питания.
1)Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»,1997 г.
2)Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.
3)Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.
4)«Физическая культура студента» Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2003 г.
5) О. Г. Черноусов. Физическая культура. Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 1999 г.
6)В. И. Дуюровский. Спортивная медицина. Учебник для студентов ВУЗов. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998 г.
7) Н. М. Амосов. Раздумья о здоровье. Свердловск,1987 г
8)Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой.
9)Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника
10)Детская энциклопедия. Издательство "Педагогика". Москва. 1975 г.
Информация о работе Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом