Самоконтроль самочувствия и ответной реакции организма на физическую нагрузку в оздоровительной тренировке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 23:18, реферат

Описание работы

Самонаблюдение отражаем в своем дневнике самоконтроля: в этом дневнике будут субъективные и объективные показатели. Эти показатели желательно регистрировать в одни и те же часы, одним и тем же методом, в схожих условиях. Например, утром сразу после сна, или перед началом занятия, или по окончанию его. При этом нужно следить за самочувствием и контролировать показатели пульса в процессе занятия и особенно самой его части. Можно так же регистрировать динамику функциональных сдвигов и ход восстановления организма после нагрузок.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1.Врачебный контроль в процессе физического воспитания………………3 – 4
2.Самоконтроль в процессе физического воспитания
2.1.Самоконтроль……………………………………………………………...4 – 5
2.2.Субъективные факторы самоконтроля…………………………………5 – 10
2.3.Объективные факторы самоконтроля…………………………………10 – 17
3. Дневник самоконтроля…………………………………………………..17 – 20
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………22

Файлы: 1 файл

физра реферат.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСТИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» 

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Физическая культура»

                              на тему:

«Самоконтроль самочувствия и ответной реакции организма на физическую нагрузку в оздоровительной тренировке»

 

 

Выполнила:

Студентка II курса

БИФ/БО 117-2/2

Мороз Д. В. 

Проверил:

Ефимов-Комаров В. Ю.

 

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1.Врачебный контроль в процессе физического воспитания………………3 – 4

2.Самоконтроль в процессе физического воспитания

2.1.Самоконтроль……………………………………………………………...4 – 5

2.2.Субъективные факторы самоконтроля…………………………………5 – 10

2.3.Объективные факторы самоконтроля…………………………………10 – 17

3. Дневник самоконтроля…………………………………………………..17 – 20

Заключение………………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………………………………22

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Что нужно знать о самоконтроле? Прежде всего, что самоконтроль должен быть систематическим и длительным. Наблюдения, проводимые без системы, время от времени не принесут вам никакой пользы. При этом, приступая к самоконтролю, нужно заранее наметить объем исследуемых показателей. В первые месяцы занятий по данному комплексу следует проводить подробный самоконтроль, а в дальнейшим он может быть упрощен.

Самонаблюдение отражаем в своем дневнике самоконтроля: в этом дневнике будут субъективные и объективные показатели. Эти показатели желательно регистрировать в одни и те же часы, одним и тем же методом, в схожих условиях. Например, утром сразу после сна, или перед началом занятия, или по окончанию его. При этом нужно следить за самочувствием и контролировать показатели пульса в процессе занятия и особенно самой его части. Можно так же регистрировать динамику функциональных сдвигов и ход восстановления организма после нагрузок.

В дневнике самоконтроля наряду с результатами самонаблюдений необходимо вносить и данные врачебных осмотров. Самонаблюдения, проводимые систематически в течение длительного периода, дают четкую картину функционального состояния организма. Так, с их помощью можно проанализировать изменение целого ряда регистрируемых показателей на протяжении годичного цикла тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Врачебный контроль в процессе физического воспитания

Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью.

Занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля. Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом. Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:

1.выявление противопоказаний к  физической тренировке; 

2.определение уровня физического  состояния (УФС) для назначения адекватной  тренировочной программы;

3.контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

2. Самоконтроль в процессе физического воспитания

2.1 Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Любой человек, начинавший систематически заниматься физическими упражнениями, должен регулярно наблюдать за состоянием своего организма, что поможет правильно регулировать величину нагрузки во время выполнения физических упражнений, оценить результаты самостоятельной тренировки и при необходимости изменять режим тренировки.

Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Тем самым, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Используя самоконтроль, оценивают свое физическое развитие, двигательные качества и функциональные возможности.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

2.2 Субъективные факторы самоконтроля

К субъективным факторам самоконтроля относятся: самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься физкультурой, содержание занятия и переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима, болевые ощущения.

Самочувствие

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

Самочувствие — это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.

Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.

Аппетит – один из признаков нормальной жизнедеятельности. Ослабление или даже отсутствие аппетита может наблюдаться при заболеваниях, физических и нервных перегрузках, недосыпании и т. п.

С началом занятий физической культурой может снижаться вес, что связано с увеличенными энерготратами, расходом накопленных жиров, повышенной потерей воды с потом. Это сопровождается повышенным аппетитом, что вполне объяснимо.

В дневнике самоконтроля отмечается: аппетит хороший, удовлетворительный, повышенный или отсутствует.

 

Сон – один из довольно чувствительных «индикаторов» состояния здоровья и переносимости выполняемой физической нагрузки.

Если вы быстро засыпаете, спите спокойно и глубоко, а утром чувствуете себя бодрым, полным сил и энергии, то ваш сон нормальный. При нарушениях сна (синдроме бессонницы) могут отмечаться длительное, грудное засыпание, беспокойный с частыми пробуждениями сон, тяжелые, кошмарные сновидения, резкое сокращение сна, головные боли, снижение работоспособности и плохое самочувствие после сна.

Сон является одной из важнейших потребностей организма. Успешная деятельность человека во многом зависит от полноценности сна. Во время сна организм отдыхает. Особенно важен сон для отдыха клеток коры головного мозга. Однако представлять сон как пассивный процесс, торможение было бы неправильно.

 

Сон – это как бы перевод организма на экономную программу жизнедеятельности. Современной наукой накоплены убедительные данные, свидетельствующие, что сон представляет собой сложнейший процесс, во время которого меняется работа многих систем в том числе и центральной нервной системы.

 Эмоциональные стрессы, информационная перегрузка, чрезмерные физические напряжения могут приводить к нарушениям сна, что в свою очередь, ведет к различным нарушениям в организме, и прежде всего в деятельности коры головного мозга. К нарушениям сна могут вести и физические нагрузки, выполненные поздно вечером, перед отходом ко сну.

При нарушениях сна сначала необходимо добиться строгого соблюдения режима труда и отдыха. Рациональные занятия физической культурой, проводимые на свежем воздухе, особенно способствуют нормализации сна. Если этого оказывается недостаточно, необходимо использовать психотерапевтическое воздействие и лишь в крайних случаях следует прибегать к снотворным. Дело в том, что сон, вызываемый фармакологическими препаратами, изменяется, он становится недостаточно полноценным. Кроме того, снотворные имеют побочные эффекты: они могут вызвать расслабление (релаксацию) мышц, ухудшить координацию движений.

Соблюдение гигиены сна — важное условие (в особенности для детей). Ужинать, как вы знаете, рекомендуется за два часа до сна. Ужии должен быть легким, крепкий чай или кофе нежелательны.

Спать следует в проветренной комнате (летом — открывать окно, а зимой — форточку), раздражители — свет, шум и другие — должны исключаться. Спать лучше на спине или на правом боку на невысокой подушке. Нательное белье должно быть свободным, без давящих резинок. Лучше спать без одежды.

Потребность в сне различна. Для подростков она составляет 10 – 11 часов, для взрослых от 5 до 10, но в большинстве случаев 7 – 8 часов.

Установить нормальную продолжительность сна можно во время отпуска (каникул). При этом рекомендуется ложиться в одно и то же время и спать до самостоятельного пробуждения. Средняя продолжительность сна и составит индивидуальную норму. В дневнике самоконтроля следует регистрировать длительность, качество и нарушения сна.

Желание заниматься физкультурой характерно для здоровых и, особенно, молодых людей, которым физические упражнения, по образному выражению И.П.Павлова, приносят «мышечную радость», физически их развивают, укрепляют здоровье, способствуют улучшению самочувствия, повышают работоспособность.

Если нет желания заниматься физическими упражнениями, а иногда имеется даже отвращение к занятиям спортом, то это является признаком наступившего переутомления и начальной фазы пере тренированности.

Содержание занятия и переносимость нагрузки

Здесь вы отмечаете, выполнена ли запланированная нагрузка, а если нет, то почему. Отмечается также продолжительность основных частей занятия и переносимость нагрузки (хорошая, удовлетворительная, плохая).

 

Потоотделение

Потоотделение во время занятий, когда наблюдается резкое усиление обмена веществ, представляет собой нормальное явление. Функции потоотделения принадлежит важная роль в теплорегуляции организма. Так, именно благодаря потоотделению длительное время поддерживается постоянство температуры тела при выполнении физической работы. Величина потоотделения в большой мере зависит от индивидуальных особенностей организма, интенсивности выполняемой физической нагрузки, уровня подготовленности занимающегося и других причин. При занятиях в жаркую погоду потоотделение значительно усиливается.

С потом теряются соли и витамины, в связи с чем для поддержания нормального водно-солевого баланса организма желательно увеличить прием жидкости. Лучше, если вы будете пить минеральную воду и минеральные напитки. Можно и самим приготовить своеобразные коктейли, содержащие минеральные соли, витамины и сахар.

Приведем один из простых рецептов питательных растворов: свежий ягодный или фруктовый сок — 300 мл, 50 г сахара или глюкозы, 1 г аскорбиновой кислоты и 1 г поваренной соли.

Повышенное потоотделение может свидетельствовать и об отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы. Такие состояния наблюдаются при заболеваниях, интоксикациях, в период выздоровления после болезни.

Информация о работе Самоконтроль самочувствия и ответной реакции организма на физическую нагрузку в оздоровительной тренировке