Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:57, реферат
Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия.
.Введение
2.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом
3. Объективные показатели
4.Субъективные показатели
5. Врачебный контроль
5.1. Система организации врачебного контроля
5.2. Содержание обследования
6. Педагогический контроль
7.Заключени
8. Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Новосибирск
Факультет технологии, транспорта и связи
Кафедра
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Физическая культура
Тема: .Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом
Выполнила:
Студентка 1 курса
дневного отделения
Научный руководитель:
Заведующий кафедры
физического воспитания
Новосибирск
2012
Содержание
1.Введение
2.Самоконтроль в процессе
3. Объективные показатели
4.Субъективные показатели
5. Врачебный контроль
5.1. Система организации врачебного контроля
5.2. Содержание обследования
6. Педагогический контроль
7.Заключени
8. Литература
1.Введение
Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью. Исследования показывают, что занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.
2. Самоконтроль в процессе
физического воспитания и при
занятиях спортом
Врачебный контроль и врачебно-педагогические
наблюдения дадут лучший результат, если
они будут дополнены самоконтролем.
Самоконтроль - существенное дополнение
врачебного контроля. Он проводится самими
занимающимися. Для этого каждый из них
обязан вести дневник самоконтроля.
Самоконтроль позволяет своевременно
установить наличие тех или иных отклонений
в состоянии здоровья занимающихся, принять
необходимые меры по их устранению. В то
же время самоконтроль позволяет врачу
вести регулярный текущий контроль, а
тренеру вносить те или иные изменения
в тренировочные планы.
Главное же его преимущество состоит в
том, что занимающиеся, осуществляя повседневные
самонаблюдения, могут наглядно ощутить
благотворное действие занятий физическими
упражнениями на состояние своего здоровья.
К ведению дневника самоконтроля занимающихся
необходимо приучить с самого начала занятий
в группе. При этом подробно освещаются
цели и задачи самоконтроля, раскрывается
значение отдельных показателей объективных
и субъективных данных.
3. Объективные показатели
Рост -- важный показатель физического
развития. Но он должен рассматриваться
в сочетании с массой тела, окружностью
грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение
роста имеет большое значение для вычисле-ния
показателей, характеризующих правильность,
про-порциональность телосложения и состояние
физического развития.
Масса тела служит одной из основных
характеристик физического
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая груд-ная клетка -- показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.
Разница между вдохом и выдохом называется экскур-сией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других пока-зателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разги-бателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.
Спирометрия. ЖЕЛ -- это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.
Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в доволь-но широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей, плаванием, бегом, спортивными играми, способ-ствуют увеличению ЖЕЛ.
Пульс. Уровень тренированности человека и его ра-ботоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60--80 уд/мин, у женщин она на 5--10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе по-тоотделение способствует установлению кислотно-щелоч-ного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого об-мена.
В покое за 1 ч с поверхности кожи человека выделяет-ся 36--60 г воды, а за сутки -- 900 г. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды в сутки до 2 л, а при напряженной нагрузке в жару -- до 8 л.
Потоотделение зависит не только от нагрузки и темпе-ратуры воздуха, но и от состояния нервной системы.
При правильной методике и режиме тренировки пото-отделение уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.
4. Субъективные показатели
Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение. Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.
Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.
Самочувствие. Под влиянием регулярных
занятий физическими
Самочувствие - это своеобразный барометр влияния физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить нагрузку.
Усталость, утомление, снижение работоспособности
непосредственно связаны с
Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.
Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.
Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.
Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.
В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.
Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.
В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.
Сердцебиение - это ощущение частых
и сильных ударов сердца, связанное
с плохим самочувствием. При этом
пульс учащается или
Время возникновения сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.
Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.
Иногда головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.
Одышка - это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью вдоха. Всякая энергичная работа, занятия физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При этом число дыханий может удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму.
Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.
У занимающихся физической культурой
круглогодично эти боли не отмечаются,
а после больших физических нагрузок
их мышцы быстро восстанавливают
свою работоспособность. Массаж, применение
различных лекарственных
Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье - в области печени или в левом - в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли.
Появление болей в левом подреберье
объясняется переполнением
Наблюдение за спортивными результатами
- важнейший пункт самоконтроля,
позволяющий оценить
5.Врачебный контроль
Врачебный контроль- это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля- врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а так же от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены- 2 раза в год.
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
регулярные медицинские
врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;
санитарно-гигиенический
-санитарно-просветительская
профилактика спортивного
проведение комплексных и восстановительных мероприятий.
Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное, дополнительное.
Первичное - проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Повторное - проводится, чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.
5.1. Система организации врачебного контроля
Врачебный контроль за физическим воспитанием обеспечивается
всей сетью лечебно-
методическим и
Вместе с организациями, осуществляющими физическое воспитание, врачебно-физкультурные диспансеры планируют все мероприятия по врачебному контролю по территориальному и производственному признаку.
Предусмотрен порядок
- дети дошкольного возраста, находящиеся в детских яслях и
детских садах, занимающихся по специальным программам физического воспитания,
находятся под врачебным контролем детских поликлиник и консультаций;
- учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных
учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных
заведений, студенты вузов, занимающиеся по государственным программам
физического воспитания, проходят врачебные обследования у врачей, обслуживающих
Информация о работе Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом