Самооценка здоровья, определение функционального состояния организма и проектирование режима оптимальной двигательной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:37, реферат

Описание работы

Детские церебральные параличи — собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………2
2. Клиника заболевания………………………………………………4

3. Механизм лечебного действия упражнений……………………..5

4. Проектирование режима оптимальной двигательной активности……6

5. Особенности методики занятий физическими упражнениями при детском церебральном параличе………………………………………………7

5.1. Двигательные ограничения и противопоказания для занятий определенными физическими упражнениями или видами спорта при детском церебральном параличе……………………………………………….10

5.2. Двигательные рекомендации для занятий определенными упражнениями или видами спорта при детском церебральном параличе…………..11

5.3. Комплекс упражнений…………………………………………….12

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский университет культуры и искусств

 

 

 

 

 

                                                        Факультет менеджмента

                                                                      и экономики

                                                                     Группа            27134

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Тема: Самооценка здоровья, определение функционального состояния организма и проектирование режима оптимальной двигательной активности при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель Кондратьев Д.А.

 

 

 

2012                                                                                             Санкт-Петербург

 

 

Разделы:

 
1. Введение……………………………………………………………2 

2. Клиника заболевания………………………………………………
 
3. Механизм лечебного действия упражнений……………………..5  
 
4. Проектирование режима оптимальной двигательной активности……6 
 
5. Особенности методики занятий физическими упражнениями при детском церебральном параличе………………………………………………7

 

5.1. Двигательные ограничения и противопоказания для занятий определенными физическими упражнениями или видами спорта при детском церебральном параличе……………………………………………….10 
 
5.2. Двигательные рекомендации для занятий определенными упражнениями или видами спорта при детском церебральном параличе…………..11  
 
5.3. Комплекс упражнений…………………………………………….12  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

Введение. 

Детские церебральные параличи — собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.

Причина любых церебральных параличей - патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Принципиальное отличие ДЦП от других параличей - во времени возникновения и связанного с этим нарушения редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых. 
Впервые подробно подобными нарушениями занялся в 1830-х выдающийся хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1853 году он опубликовал труд под названием "On the nature and treatment of the deformities of the human frame". В 1861 году в докладе, представленном на заседании Акушерского общества Лондона, Литтл заявил что асфиксия, вызванная патологией в родах, приводит к повреждению нервной системы (он имел ввиду спинного мозга) и развитию спастичности и плегии в ногах. Тем самым он первый описал то, что сейчас известно как одна из форм спастического детского церебрального паралича - спастическая диплегия. В течение длительного времени она называлась болезнью Литтла. В 1889 году не менее выдающийся сэр Ослер опубликовал книгу "The cerebral palsies of children", введя термин церебральный паралич (в его англоязычном варианте - cerebral palsy). Вслед за Литтлом, в течение более чем века, основной причиной ДЦП считалась асфиксия в родах. Хотя ещё в конце XIX века с этой концепцией не согласился Фрейд, заявив что патология в родах является лишь симптомом более ранних нарушений плода. Фрейд обратил внимание, что многие дети, которые пострадали от гипоксии продолжали нормально развиваться без появления ДЦП. Фрейд, будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и другими нарушениями: умственной отсталостью и эпилепсией. В 1893 году им был введён термин "детский церебральный паралич" ("infantiler zerebrallaehmung"), а в 1897 году он высказывал предположения, что данные поражения связаны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном периоде. На практике выводы Фрейда подтвердились в 1980-х. Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным развитием головного мозга под одним термином и создал первую классификацию детского церебрального паралича. Классификация ДЦП по Фрейду (из монографии "Детский церебральный паралич") (1897): 1) гемиплегия, 2) церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич): генерализованная ригидность (болезнь Литтла), параплегическая ригидность, двусторонняя гемиплегия, генерализованная хорея и двойной атетоз. На основании этой классификации были составлены все последующие. "Параплегическая ригидность" сейчас к ДЦП не относится. Атаксическую форму подробно описал O.Forster (1913) в статье "Der anatamische astatiche typus der infantilen zerebrallaehmung". 

Клиника заболевания 
Выделяют следующие клинические формы детского церебрального паралича:

Спастическая диплегия (МКБ-10—G80.1) — тетрапарез, при котором верхние конечности поражаются в значительно меньшей степени, чем нижние, иногда минимально (парапарез, или болезнь Литтла). Спастичность преобладает в разгибателях и приводящих мышцах нижних конечностей. У ребенка в положении лежа ноги обычно вытянуты. При попытке его поставить ноги перекрещиваются и упор совершается на носки. В связи с постоянным напряжением приводящих мышц бедер ноги слегка согнуты в тазобедренных и коленных суставах и ротированы внутрь. При попытке ходить с посторонней помощью ребенок делает танцующие движения, поворачивая тело к ведущей ноге. Одна сторона тела обычно поражается больше другой, при этом разница в возможности движений особенно заметна в руках.

Иногда встречаются формы детского церебрального паралича, которые обозначаются как спастическая пара- или моноплегия. Большинство же параплегии в действительности являются тетраплегиями, при которых руки поражены в очень слабой степени, что проявляется лишь несовершенством хватательных движений, а у детей старшего возраста неуклюжестью движений рук, а моноплегии — параплегиями или гемиплегиями, при которых одна из конечностей страдает незначительно, что не всегда диагностируется. Помимо спастических парезов могут наблюдаться хореоатетоидные гиперкинезы, более выраженные в пальцах рук и мимических мышцах. Дети малообщительны, тяжело переживают двигательную неполноценность, лучше себя чувствуют среди таких же детей. Эта форма протекает наиболее благоприятно.

Двойная гемиплегия (МКБ-10—G80.8) — тетрапарез с преимущественным поражением рук. Мышечный тонус повышен по смешанному типу (спастически-ригидному), преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет тонических рефлексов (шейного и лабиринтного). 
 
Важно уже в первые месяцы жизни отличать детский церебральный паралич от заболеваний, связанных с опухолевым процессом. В этом случае решающими признаками являются гипертензивный синдром с явлениями застоя на глазном дне, прогрессирование неврологических симптомов. В сомнительных случаях необходимо более тщательное обследование ребенка в стационаре.

Течение детского церебрального  паралича. Выделяют (по К. А. Семеновой, 1972) 3 стадии течения заболевания: раннюю (от 3 нед до 3—4 мес); 2) начальную хронически-резидуальную (от 4—5 мес до 2—3 лет) и конечную резидуальную. В 3-й стадии выделяют I степень, при которой дети овладевают элементами самообслуживания, и II — наиболее тяжелую. Течение Д. ц. п. зависит от степени поражения (легкая, средней тяжести, тяжелая), времени начала и этапности лечения. Систематически проводимая комплексная терапия, начатая с первых месяцев жизни, способствует более благоприятному течению. При тяжелой степени поражения с выраженным психическим дефектом, наличием судорог течение может быть даже прогредиентным.

Прогноз детского церебрального  паралича зависит от степени поражения нервной системы, времени начала и качества комплексного лечения. Раннее непрерывное лечение позволяет добиться значительного улучшения двигательных и психических функций и достичь социальной адаптации детей. Однако при тяжелых формах Д. ц. п. с выраженным психическим дефектом, наличием судорог прогноз малоблагоприятен. 
 
                   Механизм лечебного действия упражнений

Лечебная физкультура (ЛФК) для больных ДЦП  является одной из главных составляющих медицинской реабилитации. В ней используется функциональная терапия, куда включены физические упражнения, которые стимулируют внутренние резервы организма больного.

В комплекс ЛФК входят закаливание, мануальная терапия, массаж, физические упражнения, а также отдельные  виды трудовой деятельности.  Для больных  этот комплекс упражнений является очень важным в лечении ДЦП во всех реабилитационных центрах.

Лечебная физкультура при ДЦП – это, прежде всего, терапия регуляторных механизмов. В ней используют биологические способы мобилизации собственных защитных средств организма больного для борьбы с патологическими процессами.  Активные двигательные действия совместно с положительными эмоциями – прекрасный источник энергии, который нужен для самозащиты организма в период всей жизни больного.

У больных с ДЦП при применении ЛФК наблюдается хороший положительный  эффект, так как тренируется весь организм. Принципы развития тренированности  не отличаются друг от друга, как при  патологии, так и в норме. Уровень  и объем тренировок у таких больных сугубо индивидуальных, и в отличие от здоровых детей, у детей с ДЦП, чтобы достичь положительной реабилитационной динамики, нужно работать долго и упорно.

Если у ребенка наблюдаются  остаточные явления после поражения  мозга, то в данном случае ЛФК помогает справиться со следующими негативными последствиями:

  • ЛФК укрепляет ослабленные мышцы, снижает гипертонус приводящих мышц;
  • Она улучшает координацию движений и равновесие, подвижность суставов;
  • Помогает стабилизировать правильное положение тела, закрепляется навык стояния и ходьбы;
  • Во время применения ЛФК тренируются возрастные двигательные функции, увеличивается общая двигательная активность малыша;
  • Ребенок учится обслуживать себя при помощи родителей и врачей, осваивает определенные виды бытовой деятельности 
     
    Проектирование режима оптимальной двигательной активности

 
Основными нарушениями при ДЦП  являются множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации  движений, атрофия мышц и другие, вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС . Снижение объема и интенсивности двигательной деятельности детей с последствиями церебрального паралича приводит к снижению всех проявлений жизнедеятельности, неэкономичности функционирования различных систем организма, и прежде всего сердечно - сосудистой системы. 
 
В последние годы в целях повышения эффективности процесса реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата все большее значение придают использованию систематических занятий физической культурой в системе реабилитационных мероприятий, привлечению инвалидов к активной спортивной деятельности, что заметно расширяет сферы интеграции инвалидов в общественной жизни .В связи с этим особый интерес представляет изучение у детей и подростков с ограниченной двигательной активностью адаптационно-приспособительных .возможностей ССС, которую рассматривают в качестве индикатора адаптационной деятельности организма .

В работах по изучению гемодинамики у детей с последствиями ДЦП  приводятся данные о состоянии системы  кровообращения лишь в покое, что не отражает возможностей сердца в условиях двигательной деятельности. Данные о направленности и выраженности гемодинамических реакций на дозированную физическую нагрузку в литературе единичны.

Малоизученными являются также  вопросы, освещающие особенности физического развития указанного контингента детей. Кроме того, остаются неисследованными особенности процессов полового созревания подростков с церебральным параличом.

Знание морфологических  особенностей физического развития, возрастной динамики основных антропометрических показателей, оценка особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы к мышечной нагрузке у детей с последствиями церебрального паралича необходимы для выработки адекватных программ физической реабилитации, определения объема, интенсивности и характера нагрузок, для оценки эффективности реабилитационных мероприятий.

Целью работы явилось исследование особенностей физического и полового развития, функционального состояния  сердечно-сосудистой системы детей  и подростков с ограниченной двигательной активностью 10-15 лет.

Реализация поставленной цели предусматривает  решение следующих задач:

1. Изучить и провести  сравнительную оценку морфофункцио-нальных  показателей и уровня полового  созревания детей и подростков  с ограниченной двигательной  активностью 10-15 лет.

2. Исследовать особенности  функционального состояния сердечно-сосудистой  системы детей и подростков с ограниченной двигательной активностью 10-15 лет в состоянии относительного покоя.

3. Выявить влияние  дозированной физической нагрузки  на сердечно-сосудистую систему  детей и подростков с ограниченной  двигательной активностью 10-15 лет.

4. Оценить внутрисистемные  и межсистемные корреляционные  связи показателей физического  развития и сердечнососудистой  системы в покое и под влиянием  физической нагрузки в период  восстановления у детей и подростков  с ограниченной двигательной  активностью 10-15 лет.

 
          Особенности методики занятий физическими упражнениями при детском церебральном параличе. 
 
Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно- восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражённых мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно- статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии и педагогическим проссом ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно- восстановительной работе. Основным средством ЛФК являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК. Педагог ЛФК должен иметь чёткие знания по вопросам динамической анатомии, средств и методик ЛФК, хорошо ориентироваться в особенностях моторики и психики, интересов и наклонностей детей. Педагог ЛФК работает совместно с врачами: логопедом , невропатологом, ортопедом. Особое внимание нужно уделять выработке тонких движений пальцев рук, кисти и подготовки их к выполнению заданий по лепке, рисованию, письму.Движения конечностями, головой, туловищем должны постепенно усложняться, выполняться в разных исходных положениях, с предметами и без предметов, при контроле за положением языка, нижней челюсти, губ. Вначале дифференцируются артикуляционные движения от движений туловища и конечностей. Затем начинается обучение сочетания различных движений с речевым сопровождением (произнесение определённых слов, стихотворений, песенок с исполнением соответствующих движений). Логопед присутствует на занятии и контролирует упражнение. 
 
Необходимость ЛФК конкретно для каждого ребёнка определяет врач по лечебной физкультуре.

 
Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере  при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины  нарушений моторики, обусловливающие  задачи и специфику физических упражнений. 
 
1.Задача: нормолизация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях, например лёжа на спине- голова- прямо, вправо, влево, согнута к груди, сидя- голова- прямо, в сторону, вперёд, назад и т.д. Выполняется с открытыми и закрытыми глазами, способствуют развитию мышечного чувства, чувства положения и движения. Здесь же решается задача по нормализации элементарных движений.  
 
2.Задача:содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что достигается использованием упражнений на сохранение равновесия при преодолении противодействия, прыжки на батуте, упражнения на качающейся плоскости, на уменьшенной площади опоры. 
 
3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы. Применяются упражнения для развития и тренировки возрастных двигательных навыков: ползание, лазание по скамейке, метания. Используют зеркало, перед которым ребёнок принимает положение правильной осанки у опоры. 
 
4.Задача: систематическая тренировка равновесия тела, опороспособности конечностей, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах. Ребёнок пытается прямо стоять и ходить, вырабатываются правильные двигательные навыки в самообслуживании, обучении, игре и трудовом процессе. Совместно с родителями ребёнок осваивает основные виды бытовой деятельности (с учётом умственного развития). Применяются игровые упражнения: «как я одеваюсь», «как я причёсываюсь» . 
 
Формирование движений должно производиться в строго определённой последовательности, начиная с головы, затем руки, туловище, ноги и совместные двигательные действия. 
 
Объём суточной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает. Двухлетний ребёнок должен использовать различные формы двигательной активности в объёме 2ч 30мин в день, а в возрасте 3-7лет- 6 часов. 
 
Совместно с физическими упражнениями применяют массаж, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиопроцедуры, ортопедия. Широко используется санаторно- курортное лечение.  
 
Украина имеет огромное количество рекреационных ресурсов для использования климата, минеральных вод, лечебных грязей, морского купания. Основными курортами Украины являются: курорты Южного берега Крыма, Закарпатские курорты, Евпатория, Конча-Заспа, Одесская группа курортов, Саки, Судак, Хмельник и многие другие. 
 
Важным звеном в комплексном лечении больных детей является детский санаторий. На многих курортах (Евпатория, Ялта, Саки) действуют санатории для лечения родителей с детьми в возрасте от 4 до 14 лет. Имеются также санаторно- лесные школы, а для детей дошкольного возраста санаторные ясли и сады . В детские местные санатории принимают детей в возрасте от1 до 14 лет. Детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом принимают в санаториях с 3 лет. 

Информация о работе Самооценка здоровья, определение функционального состояния организма и проектирование режима оптимальной двигательной активности