Самооценка здоровья, определение функционального состояния организма и проектирование режима оптимальной двигательной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:37, реферат

Описание работы

Детские церебральные параличи — собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………2
2. Клиника заболевания………………………………………………4

3. Механизм лечебного действия упражнений……………………..5

4. Проектирование режима оптимальной двигательной активности……6

5. Особенности методики занятий физическими упражнениями при детском церебральном параличе………………………………………………7

5.1. Двигательные ограничения и противопоказания для занятий определенными физическими упражнениями или видами спорта при детском церебральном параличе……………………………………………….10

5.2. Двигательные рекомендации для занятий определенными упражнениями или видами спорта при детском церебральном параличе…………..11

5.3. Комплекс упражнений…………………………………………….12

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 
                                   

Двигательные  ограничения и противопоказания для занятий определенными физическими  упражнениями или видами спорта при  детском церебральном параличе 
Реабилитация детей с церебральными параличами, занимающихся тем или видом спорта, направлена на нормализацию двигательной функции, снятие (уменьшение) гипертонуса, утомления, профилактику образования контрактур, атрофии мышц и пр.

Такой вид спорта, как  футбол, неприемлем для инвалида с  ДЦП. Во-первых, футбол требует огромного  напряжения физических и психических сил. Сам процесс игры проходит на высоком психоэмоциональном фоне, который в еще большей степени ведет к гипертонусу мышц, нарушению координации движений. Отсюда быстрая утомляемость, возникновение болей в спазмированных мышцах, судорог и т.п. Кроме того, инвалиды обычно играют на искусственном покрытии и с появлением утомления, нарушения координации они часто падают, отчего возникают потертости, ссадины, ушибы и другие травмы.

 
Двигательные рекомендации для занятий определенными упражнениями или видами спорта при детском церебральном параличе 
Занятия физическими упражнениями с лечебной целью при заболеваниях и параличах нервов имеют следующие задачи:

1) оказывать  оздоровительный и общеукрепляющее  влияние на организм для восстановления  работоспособности;

2) улучшить кровообращение  и обменные процессы в зоне  поражения, чтобы устранить или  снизить нервно-сосудистые и обменные  расстройства;

3) предупредить  образование спаек между оболочками  нерва и окружающими тканями,  а если эти спайки существуют – развить заместительную приспособленность здоровых тканей к слипчивым образованиям;

4) укрепить ослабленные  мышцы, восстановить координацию  движений, бороться с сопутствующими  нарушениями: искривлением и ограничением  подвижности позвоночника и т.п.

С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.

У больных с  церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его  можно устранить в какой-то степени  посредством реализации программы  упражнений. Дефекты восприятия в  основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.

Программа коррекционной  работы направлена на снижение примитивных  рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических  движений.

Общими и обязательными  принципами для всех методик ЛФК являются:

1. регулярность, систематичность и непрерывность  применения лечебной гимнастики;

2. строгая индивидуализация  упражнений ЛФК в соответствии  со стадией заболевания, его  тяжестью, возрастом ребенка, его  психическим развитием;

3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения  для растягивания мышц: снятие  напряжения в мышцах, профилактика  тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения  для развития чувствительности  мышц; для выработки силы, дающей  возможность регулировать определенный  участок мышцы.

3. Упражнения  для улучшения функционального  состояния нервной ткани посредством  тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения  взаимного влияния для укрепления  ведущих и антагонистических  групп мышц.

5. Упражнения  на выносливость, для поддержания  эффективности функционирования  органов.

6. Тренировка  на расслабление, для устранения  спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка  ходьбой (для обучения нормальной  ходьбе).

8. Тренировка  органов чувств: упражнения для  стимулирования органов чувств  через повышение чувствительности  мышц.

9. Упражнения  на подъем по наклонной плоскости  для улучшения равновесия и  двигательной силы.

10. Упражнения  на сопротивление: постепенно  увеличивающаяся тренировка на  сопротивление для развития мышечной  силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными.

Специальная физкультура  путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить  основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.

                                             

                                         Комплекс упражнений 

Номер

Содержание упражнения:И.П.- исходное положение, описание упражнения 

Дозировка

Методические указания

1

И. п.— сидя на стуле, руки опущены вдоль туловища. Повороты головы — влево и вправо с максимально возможной амплитудой

5-10 раз.

Сохранять медленный  темп при выполнении

2

И. п.— сидя на стуле, Опустить голову вниз, достать подбородком грудь

5-10 раз.

Сохранять медленный  темп при выполнении

3

И. п.— сидя на стуле, Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок

5-10 раз.

Сохранять медленный  темп при выполнении

4

И. п.— сидя на стуле, Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Голова и ладонь неподвижны

Давление — 10 секунд, отдых — 20 секунд. 5 раз.

 

5

И. п.— сидя на стуле, Положить ладонь на область виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь

Давление — 10 секунд, отдых — 20 секунд. 5 раз.

 

6

И. п.— сидя на стуле, Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении 10 секунд, расслабление

15 секунд. 6 раз.

 

7

И. п.— лежа на спине, руки под головой. Давить головой на руки — выдох. Расслабиться — вдох.

10 раз.

Сохранять медленный  темп при выполнении

8

И. п.— лежа на спине, руки на поясе, ноги согнуты. Прогнуться, поднимая таз — выдох, и. п.— вдох

10—15 раз.

 

9

И. п.— лежа на спине, согнуть ноги и прижать к животу, обхватить их руками, голову к коленям — выдох, и. п.— вдох

10—15 раз.

 

10

И. п.— лежа на спине, Руки в стороны. Мах правой ногой, левой рукой достать до правой стопы. То же — другой ногой и рукой

По 10 раз каждой ногой

 

11

И. п.— лежа на спине, Руки на поясе. Поднять прямые ноги до угла 90 градусов — выдох, опустить — вдох

15 раз

 

12

И.п.—стоя на четвереньках, Не отрывая рук и коленей от пола, сделать «круглую» спину — выдох, и. п.— вдох

10 раз.

 

13

И.п.—стоя на четвереньках, Выпрямить правую ногу — движение туловищем и тазом назад — выдох, и. п.— вдох. То же — левой ногой.

По 10 раз каждой ногой

 

14

И.п.—стоя на четвереньках, Повернуть спину и голову влево — вдох, и. п.— выдох. То же самое — вправо.

По 10 раз в каждую сторону

 

15

И. п.— стоя на коленях. Левую ногу вытянуть в сторону, и. п. То же — правой ногой.

По 10 раз каждой ногой

 

16

И. п.— сидя на коврике, ногу вытянуть перед собой, другую, согнув в колене, отставить в сторону. Наклониться вперед к вытянутой ноге, стараясь достать стопу руками. Поменять положение ног.

По 10 раз в каждую сторону.

 

17

И. п.— стоя. Присесть, отрывая пятки от пола, руки вперед — выдох, и. п.— вдох

15-20 раз.

 

18

И. п.— стоя левым боком к опоре, левая прямая нога сзади. Правая — согнута и выставлена вперед, туловище прямое. Пружинистые покачивания. Поменять положение ног.

По 10 раз в каждом положении

 

19

Ноги на ширине плеч. Наклон вперед, коснуться правой рукой левой стопы, левая рука в сторону — выдох, и. п.— вдох. То же — к правой стопе.

По 10 раз к каждой ноге

 

 
\

 
 

 

 
 
 
 
 
 




Информация о работе Самооценка здоровья, определение функционального состояния организма и проектирование режима оптимальной двигательной активности