Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".
В связи с существенными
на этом этапе развития
Анатомо-морфологические и физиологические особенности детей среднего школьного возраста связаны с перестройкой и созреванием всех функциональных систем организма.. Наблюдается ускоренный рост длины тела за счет роста трубчатых костей, продолжается процесс окостенения, завершается формирования зубного аппарата, масса тела до 14 лет изменяется медленно, устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах, происходит постепенное упрочнение связочного аппарата и мышечной массы. Определяется генетический морфотип организма.
Особенности с-с системы: количество крови в организме в процентах к весу тела уменьшается, увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов. Растут масса и объем сердца-130мл (у взрослых-280),МОК- 3-4л/мин(у взрослых 5-6), происходит дальнейшее снижениеЧСС-80уд/мин, масса сердца увеличивается быстрее, чем диаметр кровеносных сосудов, что приводит к повышению кровеносного давления- юношеская гипертония (АД до140мм рт ст), происходит замедление кругооборота крови.
Система дыхания совершенствуется с возрастом, увеличивается длительность дыхательного цикла, дыхательный объем, снижается ЧД, МОД в 10 лет составляет около 4л/мин (у взрослых5-8л/мин), общая емкость легких и ЖЕЛ у девочек 13 лет - 2л. В этот период продолжается морфологическое развитие желудочно-кишечного тракта, в 10лет процессы всасывания в желудке прекращаются. К 12-14годам заканчивается созревание процессов мочеобразования. Происходит резкое изменение деятельности желез внутренней секреции, усиливается взаимодействие гипоталамо-гипофизарной, усиливается рост половых желез, который до этого сдерживался гормонами эпифиза, гипофиза(соматотропный гормон), повышается роль надпочечников (половые гормоны андрогены и эстрогены) и щитовидной железы (тироксин и трийодтиронин, стимулирующие обменные и энергетические процессы).
В среднем школьном
возрасте значительное
В поведении подростков
отмечается преобладание
На средний школьный возраст приходят сенситивные периоды развития силы, прыгучести, гибкости, активной гибкости, равновесия.
Особенности тренировочных занятий по х/г с этим возрастом.
На этапе специализированной подготовки гимнасток возраста 8-11лет главная цель заключается в том, чтобы создать надежную базу двигательных умений и навыков. Основными средствами являются: классическая разминка в партере и у станка, базовые элементы равновесно-вращательной и прыжково-акробатической подготовки, фундаментальные элементы с предметами, комплексы сфп, занятия по психической и тактической подготовки, соревновательные композиции 3,2,1разрядов. Равномерно с развитием организма увеличиваются и требования к тренировочным нагрузкам. Занятия проводятся 4-6 раз в неделю по 3-4часа.
На этапе углубленной подготовки гимнасток возраста 11-13 лет происходит плавный переход от спокойно текущей учебной работы к интенсивным тренировочным занятиям, от умеренных технических требования к сложным и сверхсложным элементам. На этом этапе в основном продолжают тренироваться перспективные, одаренные гимнастки и в условиях, соответствующей цели. Основными задачами этапа углубленной подготовки являются: совершенствование специально-физической подготовленности гимнасток, а также постепенное повышение функциональной подготовленности (освоение тренировочных нагрузок, вдвое превосходящих соревновательные).
Основные средства углубленной подготовки гимнасток 11-13лет являются комплексы сфп на активную гибкость и скоростно-силовые способности, индивидуальные постановочные занятия, отработка соревновательных композиций, теоретические и психологические тренинги, модельные тренировки.
На этом этапе целесообразно тренироваться 8-9раз в неделю, т.е. иметь 2-3 двухразовых тренировочных дня по 3-4 часа. Часто проводятся специальные тренировочные боры, наблюдается существенное увеличение соревновательной практики до 10-12 значительных соревнований в год.
Старший школьный возраст - дети 13-14 до 16-17 лет. В этом возрасте все показатели организма вплотную приближаются ко взрослому уровню, реакции на нагрузки вызывают более выраженные изменения в организме по сравнению со взрослыми и сопровождаются более длительным периодом восстановления.
Анатомо-морфологические особенности: после 15 лет рост девочек резко тормозится, возрастает скорость роста тазового диаметра, наступает стабилизация в подвижности суставов, окончательного развития достигают все элементы суставов, вес мышечной массы достигает к 15 годам 32%, а к 17- взрослого уровня (44%), завершается формирования морфотипа. В результате созревания опорно-двигательного аппарата и завершения развития физических качеств достигается высокое совершенство движений.
Физиологические особенности
Сенситивный период для развития абсолютной мышечной силы, скоростно-силовых способностей, выносливости.
В подростковом возрасте формирование личности определяется общественными обязанностями, учением, ростом индивидуального сознания, изменяется социальный статус подростка, его самосознание направлено на самого себя, наблюдается завышенная самооценка, при неуспехе в учебной, спортивной деятельности приводит к аффектным реакциям. Наряду с этим возникает критическое отношение к своим спортивным возможностям, сомнение в целесообразности продолжения напряженных тренировок, угнетает монотонность тренировок, как по содержанию, так и по нагрузкам, появляется психологическая усталость у подростков. Это возраст интеллектуальной и эмоциональной зрелости, пластичности, музыкальности. Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления.
Главной целью гимнасток в этом возрасте на этапе высшего спортивного мастерства является выполнение высоких нормативов и достижение высоких результатов в крупнейших соревнованиях.
Основные средства этапа спортивного совершенствования: специальные разминки разного характера, индивидуальная работа над элементами и композициями, индивидуальная специально-физическая, теоретическая, психологическая и тактическая подготовка, индивидуальный график соревнований, прикидок.
На этапе спортивного совершенствования гимнасток 14 лет и старше гимнастки тренируются 6-12 раз в неделю по 5-6часов, выполняя большой объем работы и при ее высокой интенсивности, соревновательная практика расширяется до 12-14соревнований в год, в соревновательном периоде гимнастки стартуют каждые 2-3недели. Большое количество значимых соревнований и необходимость стабильных выступлений требуют специальной психологической подготовки и реабелитационно - восстановительных мероприятий. В период восстановления (обычно летом с направленностью на развитие офп), а также перед крупными соревнованиями проводятся учебно-тренировочные сборы, на которых ведется усиленная подготовка к ответственным соревнованиям.
После завершения развития организма происходят процессы инволюции. Они затрагивают все ткани, органы и системы, а также их регуляцию.
Биохимические изменения в организме: снижение активности антиоксидантной функции, падает проницаемость мембран, что отражается на метаболизме (обмен веществ). В пожилом возрасте происходит повышение катаболических процессов (процессов распада), снижение всех метаболических процессов пластического обмена (белкового), снижается скорость синтеза белков; наблюдается отрицательный азотистый баланс. В крови происходит уменьшения числа альбуминов, повышение глобулинов и тяжелых белков. Снижение мышечной массы (искл. - ожирение), потеря ферментов, гормонов, белков. Из-за недостаточного вырабатывания гормона инсулин происходит нарушение в углеводном обмене: трудная утилизация углеводов, склонность к гипогликемии, что усиливает распад белков и приводит к уменьшению мышечной работоспособности. При выполнении нагрузки увеличение лактата происходит быстрее. Замедляются процессы гликолиза, активности ферментов, падает сократительная способность мышц. В печени снижается функция обезвреживания, мочевины в крови больше в 1,5-2 раза.
Физиологические и анатомические особенности пожилого организма. Опорно-двигательный аппарат: с возрастом из костей вымываются соли кальция, увеличивается объем центральной полости, кости становятся более хрупкими (остеопороз), хуже упругость из-за недостатка в минеральных веществах. Возрастная деформация и истончение межпозвонковых дисков приводят к развитию остеохондрозов и радикулитов. В суставах отмечаются деструктивные изменения хряща, уменьшается подвижность в суставах и эластичность связок, что способствует возникновению артритов, суставных болей, разрыву связок. Происходит атрофия мышц, уменьшается их оксигенация и кровоснабжение, понижается функциональная активность мышечных белков, ферментов и ухудшается сократительная способность мышц, уменьшаются силовые способности, ухудшается трофика мышц, медленнее восстановление энергоресурсов. Объем крови снижается, свертываемость крови повышается, что приводит к тромбозу, функциональные возможности с-с системы с возрастом понижаются, уменьшается число лейкоцитов(лейкопения), падает иммунитет, падает сократительная способность сердца, падает УОК, МОК, увеличивается ЧСС и АД(диастолич). Ухудшается проходимость и эластичность дыхательных путей и легочной ткани, уменьшается сила дыхательных мышц и бронхиальной проходимости. В возрасте 60 лет емкость легких снижается примерно на 1000мл, ЖЕЛ - на 1500мл, остаточный объем увеличен на 20%. С возрастом снижаются секреторная, кислотообразующая, моторная и всасывательная функции пищеварительной системы. Снижаются функции сенсорных систем, особенно зрительная и слуховая системы. Активность желез внутренней секреции (надпочечников, поджелудочной, щитовидной и половых желез) с возрастом уменьшается, снижение образования инсулина поджелудочной железой приводит к развитию сахарного диабета. Снижение функций эндокринных желез приводит к развитию гиперадаптоза (избыточной стрессовой реакции), климакса и ожирения. Функции н.с. ухудшаются, понижается внутреннее торможение, сила и подвижность н.процессов.
Изменение физических качеств с возрастом достаточно индивидуальны. В первую очередь ухудшается быстрота, гибкость и ловкость, лучше сохраняются сила и выносливость, особенно аэробная.
Особенности проведения занятий оздоровительной физкультурой с людьми пожилого возраста.
Физические упражнения являются мощным средством сохранения на высоком уровне всех функциональных параметров организма: замедляется старение и предупреждаются многие заболевания, улучшается кровоснабжение тканей, более экономная деятельность с-с сисемы, повышают уровень метаболизма, стабильными остаются функции дыхательной, пищеварительной, центральной систем, повышают иммунитет
Рекомендуемые упражненпия для лиц пожилого возраста:
Распределять по группам не только по возрастному показателю, но и по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта.
Возрастные изменения организма происходящие в пожилом и старческом возрасте оказывают значительное влияние на методику проведения занятий, что требует акцентировать внимание на оздоровительных аспектах физической культуры. Ухудшение приспособляемости организма на начальном этапе занятий физическими упражнениями, называемое "барьером адаптации", и снижение интенсивности восстановительных процессов являются характерными особенностями стареющего организма. Допуск к занятиям в оздоровительную группу производится после полного клинического обследования по месту жительства или работы с учетом имеющихся противопоказаний. Отличительной особенностью уроков групп здоровья является комлексное использование средств физической культуры и преимущественное использование ОРУ в различных типах уроков, проводимых как в зале, так и на открытом воздухе.
Необходимо избегать резких, непривычных энергичных упражнений, которые действительно могут оказаться опасными, но регулярные занятия с медленно возрастающей интенсивностью, к которым организм постепенно привыкает, принесут только пользу. Занятия с лицами пожилого возраста не должны преследовать цель - достижение высоких результатов. Главная задача таких занятий оздоровительная, поэтому и уроки следует строить с широким применением различных упражнений и элементов спортивных игр. Следует применять порядковые упражнения, общеукрепляющие со снарядами и без них, на гимнастических скамейках и стенке, упражнение на равновесие и координацию, эстафеты, ходьбу, коньки, плавание, лыжные прогулки,бег.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"