Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 04:03, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
1. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального и функционального состояния студентов
1. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов

Файлы: 1 файл

физ-ра ответы.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

Билет №1

1.  Понятие   «Здоровье», его содержание и  критерии 

Здоровье, по определению  ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или  недугов.

Здоровье человека следует рассматривать не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой свойства и способности.

Развитие идей здорового образа жизни, вычленение позитивных и негативных влияний внешних условий на здоровье, потребность осознанного выбора тех или иных средств и форм физической активности  настоятельно выдвигают задачу выявления сущности воздействия физических упражнений на механизм здоровья.

Согласно принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показателями) здоровья можно назвать следующие  его признаки: уровень и гармоничность  физического развития; функциональное состояние организма (его резервные  возможности, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы); уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; наличие какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

2. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

Академик П.К. Анохин установил, что саморегуляция осуществляется с помощью нервных и гуморальных  механизмов, благодаря чему в организме  поддерживаются постоянная температура  тела, уровень газового состава крови, питательные вещества, кровяное давление и другие важнейшие показатели состояния внутренней среды. Все это составляет так называемый гомеостаз. Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма. Под гомеостазом современная физиология понимает относительное динамическое, колеблющееся в довольно узких пределах постоянство внутренней среды (кровообращения, дыхания, терморегуляции, пищеварения, обмена веществ и т.д.).                                                  Сохранение гомеостаза – важнейшее свойство организма, определяющее акклиматизацию, адаптацию к различным производственным и бытовым условиям. Адаптация (от лат. adaptatio – приспособляю) зависит от реактивности организма,  качества работы его регуляторных систем (нервной и эндокринной).

В.В. Петровский и Ф.З. Меерсон выделяли следующие характерные  свойства адаптации:

1. Срочные приспособительные  изменения не закрепляются в  организме. Они возникают только при непосредственном внешнем воздействии определенного характера и тотчас исчезают, как только устраняется вызвавшее их внешнее обстоятельство.

2. Характер и интенсивность  срочной адаптивной реакции точно  соответствуют характеру и силе  внешнего воздействия.

3. Срочными изменениями  организм способен отвечать только  на те внешние воздействия, которые по своему характеру, силе и времени действия не превышают физиологических возможностей.

3. Мышечная  система

Мышечная система человека делится на два вида мускулатуры: гладкую (непроизвольную) и поперечно-полосатую (произвольную). У человека насчитывается более 600 различных мышц. Они составляют у мужчин 35–40 % массы тела (у спортсменов -50 % и более), у женщин – несколько меньше.

Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они обеспечивают сужение или расширение сосудов, осуществляют продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря.

Поперечно-полосатые  мышцы – это все скелетные  мышцы, которые обеспечивают многообразные  движения тела и отдельных его  частей. К поперечно-полосатым мышцам относится также и сердечная мышца, обеспечивающая ритмическую работу сердца на протяжении всей жизни человека автоматически. Поперечно-полосатыми эти мышцы называются потому, что в поле зрения под микроскопом они имеют поперечную исчерченность. Основой мышц, как и всего живого вообще, являются белки. Они составляют 80–85 % мышечной ткани. Главным свойством мышечной ткани является сократимость, которая обеспечивается за счет сократительных мышечных белков – актина и миозина. Строение мышечной ткани весьма сложно. Она имеет волокнистую структуру, совокупность этих волокон образует мышцу в целом.

В свою очередь, мышечное волокно состоит из миофибрилл. Каждая миофибрилла по длине делится  на чередующиеся светлые и темные участки. Темные участки – протофибриллы, состоящие из длинных цепочек молекул миозина, светлые – образованы еще более тонкими белковыми нитями актина.

Работа мышцы. В процессе мышечного сокращения потенциальная химическая энергия переходит в потенциальную механическую энергию напряжения и кинетическую энергию движения. Различают внутреннюю и внешнюю работу. Внутренняя работа связана с трением в мышечном волокне при его сокращении, движением катионов и анионов как при возбуждении, так и в процессе восстановления исходного состояния; превращением энергии при эндотермических ресинтезах (восстановлении соединений). Внешняя работа проявляется при перемещении собственного тела, груза, отдельных частей организма (динамическая работа) в пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 2

1. Средства  физической культуры  в регулировании

психоэмоционального  и функционального состояния  студентов

Исследования современных  ученых все больше подтверждают взаимосвязь  и взаимозависимость между психическим  состоянием и физическим здоровьем. На этом и основывается метод психофизической тренировки – специальная система занятий, в основу которой положена определенная физическая нагрузка – несложные спортивные упражнения в сочетании с приемами психической регуляции.

Эффективными методами физкультурно-спортивной регуляции психоэмоционального состояния являются: физкультурно-спортивная и оздоровительная тренировка, ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями, оздоровительная ходьба, активный отдых и многие другие методы. В основе степени эффективности перечисленных методов лежит умение подобрать оптимальную физическую нагрузку, включить в работу мышцы антагонисты, разнообразие средств и методов физического и психического воздействия, учет особенностей жизнедеятельности студентов, умение избегать ярко выраженных эмоциональных состояний, применение технически освоенных движений и упражнений.

Релаксация (от слова Relax) – расслабление, т.е. уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу. Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение (сидя или лежа), а затем ему дают почувствовать дозированную степень мышечного напряжения различных частей тела –  «вполсилы», в «четверть силы». Немецкий психиатр И. Шульц начал разрабатывать метод, ставший известным под названием «аутогенная тренировка», которую можно использовать самостоятельно, изучив текст формул и внушений. В основе методики лежит положительное воздействие второсигнальных (словесных) раздражителей на нервную систему человека, которые вызывают общее мышечное расслабление, успокоение дыхания и нормализацию многих физиологических процессов. Выполняется обычно в положении «кучера дрожек»: сидя на стуле, колени врозь, предплечья опираются на бедра, корпус слегка наклонен вперед голова свободно опущена.  Эта поза одновременно и устойчива и расслаблена, в ней можно дремать. Другое положение, лежа на спине.

Известный русский психотерапевт  Леви утверждает, что мы ежедневно  и иногда по многу раз непроизвольно  пользуемся древнейшим способом тонизации, а именно потягиванием. В своей книге «Искусство быть собой» он предлагает наряду с целой школой рекомендаций по самостоятельному освоению аутотренинга, очень хороший способ периодической тонизации во время напряженных умственных занятий. Заключается он в следующем: голову опустить, подбородок прижать к груди, двумя раскрытыми ладонями обхватить свой затылок, развернув насколько возможно вверх и в стороны локти и плечи. Далее делается вдох средней глубины, задержка дыхания – и одновременное встречное движение: шея разгибается, а ладони давят на затылок, не давая голове подняться, локти при этом еще больше отходят в стороны. Кратковременное статическое напряжение (3–5 с) – выдох. Повторить 5–7 раз.

3. Исследование  состояния нервной системы

При врачебном обследовании спортсменов большое внимание уделяют исследованию функционального состояния нервной системы, которая в значительной степени определяет индивидуальные способности овладения двигательными навыками, нарастания тренированности, быстроту движения и длительность поддержания спортивной формы. Координированная целенаправленная работа мышц, участвующих в физических упражнениях, осуществляется только при согласованной работе различных отделов центральной нервной системы при ведущей роли коры больших полушарий головного мозга. Процесс обучения физическим упражнениям, благодаря которым образуются новые двигательные навыки, представляет собой сложные нервно-мышечные акты. При этом происходит создание новых временных связей в коре головного мозга, что приводит к улучшению всей двигательной координации. При этом в совершенствовании координации движения большое участие принимают органы чувств, в особенности зрение, осязание, а также мышечно-суставное чувство. Неблагоприятные изменения в состоянии нервной системы являются одним из признаков перетренированности и перенапряжения, ибо в основе этих состояний лежит временное нарушение оптимума уравновешивания основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

 Исследования нервной  системы включают клинические  и электрофизиологические методы. Клиническое исследование проводится невропатологом.

Электрофизиологические  методы применяются для определения  основных показателей функционального  состояния анализаторов и нервно-мышечной системы, таких как возбудимость и лабильность, т.е. подвижность нервных процессов.

Необходимо отметить, что тренер и преподаватель могут  самостоятельно исследовать и оценить  некоторые существенные стороны  деятельности нервной и нервно-мышечной систем доступными им методами. Исследование координационной функции нервной  системы производится с помощью модифицированной пробы Ромберга. Эта проба основана на определении способности сохранять равновесие и заключается в следующем: обследуемый (без обуви) стоит на одной ноге, другой ногой опирается подошвенной стороной стопы на коленную чашечку опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. При оценке пробы принимают во внимание степень устойчивости (неподвижен человек или покачивается), дрожание век и пальцев и длительность сохранения равновесия. Продолжительность устойчивости оценивается по времени – 15 с – «хорошо»; менее 15 с – «неудовлетворительно». Исследование лабильности (подвижности) состояния нервно-мышечной системы проводят путем измерения максимальной частоты движения кисти, с помощью темпинг-теста по секундомеру за 10 сек. Необходимо поставить максимальное количество точек на бумаге, не отрывая запястья от листа. Затем подсчитывается количество точек. Хорошим показателем следует считать 75 точек за 10 с.

Быстрота реакции оценивается  по расстоянию, которое успеет пролететь падающая из рук инструктора линейка и пойманная исследуемым.

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 3 

1. Особенности  рационального использования малых  форм физической культуры в  режиме учебного труда студентов  

Для предупреждения умственного, психического и физического утомления необходимы регламентированные перерывы в виде вводной гимнастики, физкультурных пауз и минут, микропауз.

 Вводная гимнастика  активизирует работу органов  и систем, не вызывая усталости  организма. Проводится за 5–7 мин  до занятий и содержит 5–8 общеразвивающих и специальных упражнений. Физкультурная пауза предупреждает или ослабляет утомление, сохраняет работоспособность в течение дня. Включает 7–8 упражнений, в течение                5–10 мин.(проводится через 2 часа после начала учебной деятельности и за час до ее окончания. Физкультурная минутка восстанавливает локальные системы организма, отдельные группы мышц без перерыва деятельности. Проводится в течение дня       от 2 до 5 раз и содержит не более 3 упражнений.

 Микропаузы – очень  короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Используются как форма снижения общего или локального утомления организма для снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. 

 Отсутствие в режиме  учебного труда малых физкультурных форм ведет к быстрому развитию утомления и снижению работоспособности в 2-2,5 раза.   

Роль оздоровительно-спортивного  лагеря в оптимизации условий  жизнедеятельности студентов

Для восстановления здоровья студентов немаловажную роль играет спортивно-оздоровительный лагерь. Эта форма организации «активного отдыха» имеет давние традиции. Работа построена таким образом, чтобы значительное  количество отдыхающих за период пребывания в лагере смогли сочетать занятия с физическими упражнениями по интересам с мероприятиями культурного досуга, освоением приемов самопознания, самоконтроля и саморегуляции, апробировали свои знания и умения в конкретных видах спорта в профессионально прикладном аспекте, приобрели навыки инструкторско-методической деятельности.

2. Средства  физического воспитания

К средствам физического  воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

Физические упражнения – это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникли первоначально в сфере труда и быта, а затем, видоизменяясь, становились физическими упражнениями – средствами физического воспитания. Взаимосвязь физических упражнений с физическим трудом заключается в том, что, возникнув на основе трудовых действий, упражнения стали средством физкультурно-спортивной практики, подготовки к труду. Число разработанных и используемых в различных видах спорта физических упражнений чрезвычайно велико. Они существенно отличаются друг от друга по форме, по содержанию и по целевой направленности.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"