Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 04:03, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
1. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального и функционального состояния студентов
1. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов

Файлы: 1 файл

физ-ра ответы.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)

Распределение студентов  по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики  и медицинского обследования, где  определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень  физической и спортивно-технической подготовленности.

Целью физкультурного образования студентов высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

  • понимание роли физической культуры в развитии личности, в подготовке к профессиональной деятельности;
  • освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к 
    физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;
  • обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;
  • приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.

Учебные (академические) занятия являются основной формой физического воспитания, включая:

  • теоретические, практические и контрольные;
  • элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
  • индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);
  • самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

2. Методы физического воспитания

В процессе физического  воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

  • метод регламентированного упражнения; игровой метод;
  • соревновательный метод;
  • словесные и сенсорные методы.

Метод регламентированного  упражнения предусматривает:

  • твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);
  • по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
  • создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Цель метода: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умении, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.

Игровой метод может  быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми, например, футболом, волейболом и т.д.

Соревновательный метод  используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода – сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Словесные и сенсорные  методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

В учебно-тренировочных  занятиях и соревнованиях слово  может быть использовано и выражено в форме:

  • дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
  • инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
  • сопроводительного пояснения (лаконичные комментарии и замечания);
  • указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
  • оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
  • словесного отчета и взаиморазъяснения.

Посредством сенсорных  методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

  • показа самих упражнений; демонстрации наглядных пособий;
  • предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);
  • кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений).

3. Понятие ППФП, ее место в системе физического воспитания студентов

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это подсистема физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

  • к ускорению профессионального обучения;
  • к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
  • к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
  • к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
  • к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные  задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

  • формировать необходимые прикладные знания,
  • осваивать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать прикладные психофизические качества;
  • воспитывать прикладные специальные качества.

Прикладные  знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.

Прикладные  умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом и др.).

Прикладные  психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные  психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться как на учебно-тренировочных занятиях, так и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Прикладные  специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость,  при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет № 14

1. Основные положения организации физического воспитания в вузе

Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных  учреждениях начального, среднего) и высшего профессионального  образования» обязывает ректоров вузов  обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю.

Распределение студентов  по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Целью физкультурного образования студентов высших учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

  • понимание роли физической культуры в развитии личности, в подготовке к профессиональной деятельности;
  • освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к 
    физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
  • овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей;
  • обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;
  • приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.

2. Основы обучения  движениям. Этапы обучения движениям

При обучении двигательным действиям ставится задача довести  до определенной ступени совершенства двигательные умения, навыки и связанные  с ними знания. Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные части, наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

1-й этап Ознакомление, первоначальное разучивание движения. Краткая характеристика этапа: замедленное выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость, непрочное запоминание; осознанный контроль действий

2-й этап Формирование двигательного умения, углубленное, детализированное разучивание. Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действия

3-й этап Формирование двигательного навыка. Достижение двигательного мастерства. Краткая характеристика этапа, высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"