Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физкультура".
1.Значение гимнастики в
Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.
Гимнастические упражнения в России существовали с древних времен. Они служили развлечением во время народных гуляний. Впервые обязательные занятия физическим упражнениями ввел Петр 1 в армии в конце 17 века.
В наше время гимнастика прочно вошла
в систему физического
Гимнастика стала сегодня
Гимнастика используется как средство лечения в медицине, применяется как средство оздоровления в домах отдыха, санаториях. В последние годы в нашей стране большой популярностью пользуется атлетическая гимнастика. Получает все большее распространение профессионально-прикладная гимнастика.
Задачи гимнастики определяются общей целью воспитания, которая заключается в формировании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Оздоровительные задачи: укрепление здоровья; развитие отдельных мышечных групп и всей мышечной системы: устранение и предупреждение функциональных отклонений в отдельных органах и системах организма; выработка правильной осанки, походки; общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечнососудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.
Образовательные задачи: способствовать всестороннему гармоническому физическому развитию, воспитанию силы, гибкости, выносливости, скорости, ловкости, координации и выразительности движений; вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в быту, трудовой деятельности.
Воспитательные задачи: формирование коллективизма, дисциплинированности; воспитание моральных качеств: смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, упорства, выдержки, ориентировки, инициативности».
2.Исторический обзор развития гимнастики. Происхождение гимнастики у древних народов, в античном обществе в средние века
1 Гимнастика у древних народов
В глубокой древности, в эпоху первобытнообщинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании ещё не было. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями, продолжительной ходьбой, бегом, преодолениям возможных препятствий, лазанием по деревьям.
Многие из этих двигательных действий в несколько изменённом виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, размахивание в висе, подтягивание, прыжки в длину, в высоту, в глубину, кувырки, упражнение в равновесии и др.
В древнегреческом
Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.
В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, метания диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоления различных препятствий, лазание, перелезание и др.) [2, 4, 8]
1.1 Гимнастика в Афинах и в Древнем Риме
В Афинах – в этом государстве, так же как и в Спарте, дети до 7 лет воспитывались родителями, а затем дети богатых родителей посещали платные мусические школы (от слова «муза» - покровительница науки, искусства), а с 12 – 13 лет обучались в государственной школе – палестре (от слова «палее» - борьба).
Из гимнастических упражнений широко использовались игры в мяч, перетягивание каната, упражнения в лазании и равновесии, игры с бегом и преодолениям препятствий.
Большое внимание уделялось не только физическому, но и духовному воспитанию детей. С помощью гимнастических упражнений воспитывались сдержанность, умеренность, самообладание, терпение, внимательность и чуткость.
Для того чтобы исключить огрубляющее влияние занятий гимнастикой, греки занимались под специально подобранную музыку. Аристотель считал, что под влияние музыки люди получают облегчение и избавляются от стрессов.
Гимнастикой занимались представители
Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была сильная, выносливая, хорошо подготовленная в своем отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 – 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо организованную специальную физическую и военную подготовку. Обучение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, лестнице, скалолазание, игры в мяч, упражнения на деревянном коне. [9]
1.2 Гимнастика в Древнем Китае
Большой теоретический и практический интерес представляет гимнастика народов Древнего Востока, особенно Китая и Индии.
В Древнем Китае зародились две формы национальной гимнастики под общим названием - ушу. Ушу означает в переводе «воинское искусство» или «воинская техника». Каждая из них имела свое наименование.
Первая форма ушу – солин, или «внешняя» носила военную направленность. Ее средства и методы использовались для развития мышечной силы, ловкости и выносливости. Эти способности были необходимы для успешного овладения приемами борьбы, боевыми действиями с копьем, мечом, щитом в защите и нападении. Большое внимание уделялось подготовке всадников. При этом в качестве подводящих и
подготовительных применялись упражнения на деревянном коне. Широко применялись прыжки безопорные, опорные и в глубину, лазание, перелезание, ходьба и бег.
В гимнастике солин все движения выполнялись с максимальным напряжением основных групп мышц.
Вторая форма ушу – тай-дзи –
1.3 Гимнастика в Древней Индии
В Древней Индии в основе гимнастических упражнений лежало религиозно-филосовское учение – йога.
Йога – это самобытное явление индийской культуры. Йога является одной из древнейших систем разностороннего формирования человека, воздействия на него с целью поддержания физического и психического здоровья, гармонического развития личности.
Слово «йога» в переводе с древнегреческого языка (санскрита) означает «союз, соединение, связь, гармония».
Крия-йога – это совокупность средств и методов внутреннего и внешнего очищения. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония не возможна.
Хатха-йога предусматривает не только физическое совершенство тела, но и совершенство ума и духа человека.
Раджа-йога предусматривает освобождения души путем физических, этических и психических упражнений.
Карма-йога позволяет достичь
Джани-йога направлена на совершенствование человека путем обогащения его знаниями о том, что способствует обретению мудрости и духовного совершенства, и рассматривается йогами как гармония знаний.
Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.
Лая-йога изучает воздействие человека ритмов и вибраций, идущих из космоса (космическая йога). Она призывает человека жить в гармонии с Вселенной, помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.
Мантра-йога – это наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении некоторых гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые положительно влияют на организм человека.
Существование различных разновидностей йоги в методическом плане дает возможность заниматься по этой системе всем людям не зависимо от пола, возраста, национальности, профессии. Предусматривается учет индивидуальных особенностей занимающихся йогой.
Йога получила большое признание и распространение во многих странах мира, в том числе и в России.
В Индии в 1965 г. принято правительственное постановление о введении йоги в программы учебных заведений, в подготовку служащих армии и полиции. В ряде стран хатха-йога введена в систему физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Ее методы используют многие спортсмены.
В Древнем Египте гимнастические упражнения
служили главным образом цели
физического воспитания подрастающего
поколения. Большой популярностью
пользовались акробатические упражнения.
[5, 8, 18]
2 Гимнастика в Средневековье
В ранний период феодализма церковь
считала всякую заботу о человеческом
теле делом греховным. «Гимнастика
есть деяние сатаны», - утверждал христианский
богослов и писатель Тертуллиан. Любая
форма двигательной активности, не
связанная с профессионально-
Уступка была сделана только феодалам.
Они занимались физическими упражнениями,
чтобы воспитать себя как воинов, способных держать в
Основой подготовки воина была верховая езда и вольтижировка. Сложные боевые приемы изучались на деревянном коне. Вначале этот снаряд имитировал живого боевого коня, затем за ненадобностью со временем убрали голову, хвост и т.д., остались лишь две седельные луки, постепенно ставшие деревянными упорами, врезанными поперек коня. В конечном итоге они постепенно превратились в кольца-ручки, в прототип параллельных брусьев. [3, 4]
Боевые действия воинов, вооруженных мечами, копьями, щитами, тяжелыми доспехами, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия, фехтование и др. Боевая и физическая подготовленность воинов проверялась на рыцарских турнирах.
3.Гимнастика в Новое время
Новое время (XVIII — начало XIX в.) характеризуется быстрым развитием наук, культуры, промышленного производства, борьбой буржуазии за власть. В этих условиях идеологи буржуазии выступали против всех феодальных устоев. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике...», — писал К. Маркс.