Шпаргалка по "Легкая атлетика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки по легкой атлитике!

Файлы: 1 файл

Легкая атлетика шпоры.docx

— 116.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Основные закономерности, принципы спортивной тренировки в легкой атлетики.  Процесс обучения и совершенствования многогранен, тесно связан с развитием физических и волевых качеств. Он строится в соответствии с закономерностями деятельности человека. Эти закономерности нашли отражение в дидактических принципах. Принцип наглядности вытекает из необходимости формирования ясного представления об изучаемом материале с использованием четкого показа упражнения и различных наглядных пособий. Принцип систематичности и последовательности предполагает установление системы обучения. Систематичность в занятиях достигается четким планированием учебного материала и занятий. Принцип постепенности заключается в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок, усложнении техники упражнений, в расширении технического и тактического арсенала, в развитии морально-волевых качеств, позволяющих овладевать сложными игровыми приемами. Принцип индивидуализации в процессе физического воспитания предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наилучшего развития их способностей. Индивидуализация обучения возникает в связи с различным уровнем физической подготовленности учащихся, их возрастными особенностями, способностью переносить физические нагрузки. Особого внимания требует индивидуальная работа при обучении лиц женского пола. Их психологические особенности требуют другой методики по сравнению с мужчинами, других физических нагрузок. Принцип сознательности и активности предполагает сознательное и активное отношение к учебно-тренировочному процессу, глубокое понимание решаемых в нем задач и того, какими средствами и методами они решаются. Сознательное отношение и интерес к учебно-тренировочному процессу порождают и активное стремление к усвоению и совершенствованию приемов игры, стремление к самосовершенствованию в избранной игре.  Все принципы обучения применяются во взаимной связи.Специфические закономерности спортивной тренировки: 1. направленность на максимально возможные достижения, углубленная индивидуализация и специализация. 2. единство общей и специальной подготовки спортсмена. 3. непрерывность тренировочного процесса. 4. единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. 5. неординарная волнообразность динамики нагрузок. 6. соревновательное соотнесенная цикличности.

 

 

 

 

41. Структура годичного цикла тренировки. Многолетнее планирование спортивной  тренировки легкоатлетов. Макроцикл это большое тренировочный цикл типа полугодичного (иногда 3-4 мес) годичного многолетнего (четырёхгодичного) связанный с развитием стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий в себя ряд периодов этапов мезоциклов. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречаются построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одно цикловое П-7м, С-3м, П-2м); на основе двух макроциклов (двухцикловое П-3,5м; С-2м; П-1м; П-3м С-1,5м; П-1м) и трёх макроциклов (трёхцикловое П-3м; С-1м; П-0,5м; П-2м С-1м; П-0,5м П-2м С-1,5м; П-1м) В каждом микроцикле выделяют три периода под-ный, соревнов-ный, переходный. При двух и трёх цикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты получившие названия сдвоенные и строенные циклы. Подготовительный период направлен на становление спортивной формы-создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них совершенствование различных сторон подготовленности. Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами явл. повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижения высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упр. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок на подготовку к очередному макроциклу. Это всё определяет продолжительность переходного периода состав применяемых средств и методов а также динамику нагрузок.

 

 

 

 

 

 

42. Мезоциклы и их структура  в тренировочном процессе легкоатлетов. Мезоцикл - это средний тренер-ый цикл продолжительностью от 2 до б недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Внешними признаками мезоцикла явл: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовит периоде они чаще повторяются, а в сор-ом чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восст-ым (разгрузочным) микроциклом, сор-ми или контрольными испытаниями. виды мезоциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, предсор-ый, сор-ых, восстановит. Втягивающие мезоциклы. Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфич. тренировочной работы. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе. Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенс-ю физ, технической, тактической и психической подготовленности. Базовые мезоциклы составляют основу подготов-ого периода, а в сор-ый включаются с целью восстан-я физ качеств и навыков, утраченных в ходе стартов. Контрольно подготовит мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение сор-ых и специально подготовит-ых упр, максимально приближенных к сор-ым. Эти мезоциклы характер-ся, высокой интенсивностью тренир. нагрузки, соответствующей сор-ой или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовит периода и в сор-ом периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время. Предсоревноват. (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спорт формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершен-ия его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная псих и тактич подготовка. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту.   Сор-ые мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спорт календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта сор-я проводятся в течение всего года на протяжении 5 — 10 месяцев. В течение этого времени может проходиться несколько сор-ых мезоциклов. Восстановит мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии сор-й. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упр, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физ способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. объем сор-ых и спец подготовит упр значительно снижается.

43. Микроциклы в тренировочном процессе  легкоатлетов. Микроцикл является постоянно изменяющейся структурной единицей тренировочного процесса. Втягивающий микроцикл, как правило, начинается тренировочной работой в мезоциклах. Задача этих микроциклов — подготовить организм бадминтониста к выполнению больших нагрузок в подготовительном периоде. Характерной особенностью их является небольшая суммарная нагрузка. Ударный микроцикл наиболее часто применяется в подготовительном периоде в сочетании с обычным тренировочным микроциклом. Основная задача ударного микроцикла — стимуляция и усиление ответных реакций организма. Большой суммарный объем, высокие тренировочные нагрузки — характерная особенность таких микроциклов. Подводяще-моделирующий микроцикл используется на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям и носит сугубо индивидуальный характер как по содержанию, так и по нагрузке. Для некоторых спортсменов основным содержанием будет активный отдых, но, как правило, для большинства он протекает в форме соревновательных упражнений, настраивая организм бадминтониста на соревновательный режим. Соревновательный микроцикл, носит индивидуальный характер. Содержание и продолжительность его зависят от конкретных соревнований, конкретного спортсмена, поэтому для одних основным содержанием будут специальные упражнения, специальные занятия, необходимые для данного спортсмена, для других он будет носить соревновательный характер игры со спортсменами, по стилю и технике близкими к конкретному сопернику. Суммарный объем нагрузки небольшой, работа, как правило, носит интенсивный характер. Восстановительный микроцикл. Необходимость его обусловлена высокоинтенсивной предшествующей работой, и планируется он, как правило, после серии ударных микроциклов или напряженных соревнований. Малая суммарная нагрузка восстановительного МЦ позволяет всю тренировочную работу спланировать волнообразно, создать наиболее оптимальные условия для последующей, более напряженной работы. Методика построения микроциклов зависит от ряда факторов. В первую очередь к ним следует отнести особенности процессов утомления и восстановления в результате нагрузок на отдельных занятиях.. Особая сложность построения микроциклов возникает при использовании нескольких тренировок в день. При планировании такой тренировочной программы следует учитывать не только оптимальное использование средств и методов, но и суточный ритм функций, показатели работоспособности в утренние и вечерние часы. Планируя двухразовую тренировку в день, следует также помнить, что наиболее целесообразным будет время утром 10—12 ч, а вечером 16—19 ч.

 

 

 

44. Построение и содержание тренировочного  занятия. Планирование это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач содержание методики форму организации и методов учебно воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. ВАРИАНТ «1» - предназначен для комплексной тренировки с преимущественной направленностью на решение одной главной задачи технической подготовки и дополнительной - развития физических качеств. Он основан на последовательном применении двух относительно больших «блоков» нагрузки. В первом «блоке» обязательным условием является решение частных задач разучивания и совершенствования техники спортивных упражнений, например, отдельных приемов рукопашного боя в рамках решения главной задачи. Во втором «блоке» решаются задачи физической подготовки. Это наиболее удобный вариант построения основной части самостоятельного занятия для начинающих на первых этапах их подготовки, так как он позволяет проводить углубленное разучивание сложных технических действий (например, приемов рукопашного боя) параллельно с развитием необходимых двигательных качеств. С увеличением объема освоенных навыков движений и ростом физической подготовленности, накоплением тренировочного опыта, можно усложнить структуру занятия. ВАРИАНТ «2» - структура этого варианта состоит из 3-5 относительно небольших комплексных «блоков» нагрузки, в которых решаются одна главная задача разучивания и совершенствования техники координационно-сложных двигательных действий и дополнительные задачи физической подготовки. В этих «блоках» упражнения технико-тактической подготовки чередуются с упражнениями на гибкость, скоростно-силовыми и на специальную выносливость. Как правило, в последнем «блоке» объем выполнения упражнений, направленных на развитие физических качеств, увеличивается. Такое построение основной части занятия дает возможность «переключаться» после отработки техники отдельных упражнений на выполнение упражнений для специальной физической подготовки. Этим удается избежать сильного специфического утомления высших нервно-моторных функций управления движениями. В конечном итоге, при таком построении занятия можно или существенно увеличить объем выполняемой технической работы, или, при выполнении одинаковых объемов сложно-координированных технических действий, существенно уменьшить степень утомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Физическая(общая и специальная), техническая, тактическая и психологическая подготовка легкоатлетов. Технич подготовка - называется обучение его техники действий выполняемых в состязаниях или служащих средствами тренировки и доведенные сформированной техники до необходимой степени совершенствования. Главная задача – обеспечить формирование таких навыков, которые спортсмену наиболее эффективно использовать свои возможности в состязаниях. Решение предполагает: познание основ спортивной техники; моделирование ее индивидуальных форм соответствующим возможностям спортсмена; формирование двигательных умений и навыков, позволяющих успешно учувствовать в текущих соревнованиях. Уровень технич. подготовки определяется: объёмом приемов и действий, степенью освоения этих приёмов и действий результативностью техники. Критерии техники: эффективность; экономичность; ритмичность; надёжность и точность; устойчивость (стабильность); индивидуальность. Тактич подготовка это пед. процесс направленный на воспитание у спортсмена способности так организовать и вести соревнования чтобы выйти из него победителем или показать наиболее высокие результаты. Задача ТП воспитание тактич. мышления Результат интеллект деятельности - это принятое спортсменом решение, которое практически реализуется в его действиях. Частные задачи ТП увеличение объёма занятий о тактике; изучений возможностей противника; освоение тактических навыков и умений. Методы ТП метод промежуточных финишей; отделение финиша; проведение упр. в усложнённых условиях; метод проведения упр. с изменением внешних условий; метод выполнения заданий с преодолением противодействующих факторов; метод условного сопротивления; метод неоднократного выполнения упр. в режиме близком к соревновательному с последующим снижением нагрузки; метод проведения учебных состязаний с партнёром; метод проведения учебных и товарищеских состязаний с различными противниками. Контроль за ТП наблюдение (киносъемка); измерение временных или линейных параметров; тестирование (определяет время затраченное на мысленное наблюдение). Психич. подготовка это пед. процесс направленная на воспитание моральных и волевых качеств совершенствование специфических и психических процессов. Задачи: совершенствование психической регуляции мышечной деятельности; соверш-е способностей к предельной мобилизации функциональных возможностей; управление предстартовым состоянием; формир устойчивого интереса к спорт интересу. Средства и методы ПП: разминка; упр. на расслабление как способ настройки и снятия напряжения; идеомоторные упр. и само приказы; специальные методы и приёмы психорегулирующей тренировки. Внутренняя психологическая готовность - это результат индивидуальной интеллектуально психологической деятельности спортсмена-личности. Большое значение имеет специальная психологическая “настройка” на предстоящее действие - соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность.

Информация о работе Шпаргалка по "Легкая атлетика"