Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 01:12, шпаргалка
№ 1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. По окончании дети перестраиваются в колонну по одному, по ходу складывают использованный спортивный инвентарь и бегут со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 с до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.
На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение. Затем дети вновь бегут со средней скоростью, после чего упражняются в другом, уже знакомом им движении. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игра повторяется 4—5 раз, паузы между повторениями короткие.
В заключительной части проводится медленный бег. Если во время игры дети много бегают («Ловишки», «Самолеты» и т. п.), то в заключительной части продолжительность медленного бега не указывается, но она должна быть меньше, чем обычно (не более 1—1,5 мин). Медленный бег переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6—8 дыхательных упражнений. На этом занятие заканчивается.
№ 27. Планирование, как программирование содержания и форм физкультурной работы, направленной на конечный результат.
В организации результативного физического воспитания важную роль играет планирование, как программирование содержания и форм физкультурной работы, направленной на конченый результат.
Результат планирования в годовом цикле предусматривает следующие виды планов:
Перспективный план укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей (по возрастным группам). Таким планом служит диагностическая карта, составленная по результатам медико-педагогического исследования детей в начале учебного года. В карте зафиксированы индивидуальные особенности детей, что помогает педагогу программировать для детей каждого ребенка его «ближайшую зону» развития, она позволяет воспитателю наиболее рационально отработать программный материал для опережающего развития в физкультурных организованных мероприятиях, а так же выбрать формы и методы коррекционной работы.
План - система физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе. Здесь важно на основе диагностических данных и условий в группе предусмотреть использование в полной мере психогигиенических и эколого-природных факторов, спрограммировать целостный двигательный режим. Такое планирование обеспечивает выбор тех форм работы которые более всего соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также дают воспитателю возможность в полной мере реализовать его потенциальные профессиональные и личностные качества.
Общий годовой план дошкольного учреждения. Он составляет на основе анализа диагностических карт всех возрастных групп детского сада и дает возможность коллективу определить приоритетную задачу по физическому воспитанию на предстоящий учебный год. В плане предусматриваются мероприятия по совершенствованию уровня физической культуры и определяется роль ее и место в общей системе воспитания. В годовом плане предусматривается пропаганда здорового образа жизни в семьях детей, повышение профессионального мастерства педагогов, оснащение физкультурно-трудовой базы.
Календарный план работы воспитателя составляется на одну - две недели и отражает все формы физкультурной работы, проводимой с детьми в течение каждого дня.
Недельный цикл включает: 1-3 физкультурных занятия, ежедневную утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на каждой прогулке, физкультурные досуги (2-4 раза в месяц).
Кроме организованных форм работы предусматривается время для самостоятельной деятельности детей, а также индивидуальная коррекционная и дифференцированная работа воспитателя с ними. Содержание календарного плана составляют физические упражнения, которые подбираются для конкретного физкультурного мероприятия в зависимости от его специфики.
Для каждой возрастной группы в программе воспитания предусмотрены соответствующие возрасту, виды физических упражнений, определены средние количественные (в отдельных программах - минимальные) и качественные нормативы.
Самостоятельная двигательная деятельность детей планируется в утренний отрезок, до и между занятиями, на прогулках, во вторую половину дня. Здесь важно создать такие условия (место, оборудование и пособия), при которых бы дети ежедневно могли упражняться во всех видах и способах основных движений независимо от их планирования в других формах работ. Это необходимо для обогащения двигательного опыта детей, что поможет им быть более уверенными и раскованными на занятиях по физкультуре, когда идет обучение технике движений. Кроме основных движений дети в самостоятельной деятельности должны играть в подвижные и спортивные игры (в старшей группе).
Плановое систематическое обучение двигательным умениям начинается с физкультурного занятия, намечаются задачи обучения (те, которые связаны с обучением двигательным умениям в основной его части), место проведения, перечень используемого оборудования. Затем кратко записываются: а)· виды и способы основных движений, упражнения на перестроение и ориентировку в пространстве - во вводной части;б) название исходного положения, направление движений в общеразвивающих упражнениях;·в) основные движения; название подвижной игры;·г) физические упражнения в заключительной части.
При планировании физкультминутки записывается только ее содержание.
В плане прогулки указывается сначала организационно физкультурное мероприятие, затем методы руководства самостоятельной двигательной деятельностью.
№ 28. Игры-эстафеты и приемы руководства ими.
Что же такое игры-эстафеты? Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач. В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, содержится 3, 5, 10 и более знакомых детям видов основных движений, в определенном сочетании. Одновременно при проведении игры-эстафеты решается ряд задач-закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие у играющих ориентировки в пространстве, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, внимания, выдержки, выносливости, точности, быстроты, координации движений.
В играх-эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания:
1) бег с метанием;
2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;
3) бег с впрыгиванием на/в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;
4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;
5) бег с переносом мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;
6) бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;
7) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;
8) бег змейкой между предметами;
9) ходьба с перешагиванием предметов;
10) передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам.
Делятся игры-эстафеты на 3 группы: малой, средней и большой подвижности.
1. К играм-эстафетам малой подвижности относятся эстафеты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием.
Основная задача таких игр-эстафет – усвоение детьми очередности выполнения движений и правил передачи эстафеты. Задания выполняются по одному с небольшой скоростью и амплитудой движений. Продолжительность игровых заданий не более 20 с, повторяется эстафета до 5 раз.
2. Средней подвижности: в этих играх увеличивается количество
препятствий до 8, используется крупный
и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся
дополнительные движения. Во время выполнения
заданий дети сочетают бег с перепрыгиванием,
ведением мяча (одной или двумя руками),
броском
в корзину и т. д.
В играх-эстафетах средней подвижности исходные положения детей могут быть в колонну по одному, по два, сидя лицом по направлению движений и другие. Продолжительность игрового задания около 30 секунд, повторяется эстафета не более 3 раз.
3. Большой подвижности: это игры-эстафеты для хорошо физически подготовленных детей. Количество препятствий увеличивается до 10.
В играх-эстафетах различаются соревнования трех видов:
Индивидуальное или личное первенство (доступно детям с 5 лет и проходит по принципу «кто лучше?»).
Коллективное или командное первенство проходит по принципу «чья команда выполнит быстрее и лучше?»
Индивидуально-коллективное первенство проводится по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выиграет та команда, в которой больше победителей»
· Простые эстафеты включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр.
· Сложные эстафеты включают более двух заданий, с учетом содержания заданий могут выступать также как полосы препятствий.
2. По требованиям к выполняемым заданиям эстафеты делятся на строгорегламентированные и произвольные.
3. По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.
4. Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений:
·гимнастические;
·легкоатлетические;
·игровые (бег, прыжки и пр.);
·лыжные;
·водные.
Для того чтобы решить все поставленные задачи, необходимо знать методику проведения игр-эстафет.
Руководство играми эстафетами.
Необходимо начать игру организованно и своевременно. Во время проведения эстафеты взрослые двигаются между линиями препятствий лицом к детям, шагами назад и вперёд и словесно помогает выполнению движений - подбадривает детей, подсказывает рациональный способ выполнения задания и последовательность его. Руководитель следит за ходом игры, за поведением игроков и направляет их действия. Руководитель напоминает о правилах игры, делает поправки и замечания, не останавливая ход игры. Руководитель должен заинтересовать детей игрой, увлечь их. В процессе игры надо учитывать наиболее опасные моменты и быть готовым к страховке. К этому можно привлекать и детей, не участвующих в игре. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Можно увеличивать перерывы перед эстафетами, используя их для разбора ошибок и подсчёта очков. Заканчиваются игры, эстафеты общей ходьбой на месте, упражнениями на восстановление дыхания. Задача этих упражнений постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку. При оценки игры – эстафеты воспитатель отмечает её положительные стороны, называет детей проявивших смелось, выдержку, взаимопомощь и наоборот порицает нарушение правил. Элементы соревнований побуждают детей к большой активности, к проявлению различных качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности, настойчивости.)
№ 29. Физкультурные занятия, задачи, структура. Длительность занятий, дозировка, темп, способы организации основных видов движений.
Эффективность физкультурных занятий в дошкольных учреждениях во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи.
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
Иными словами, на занятиях по физкультуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Отбор программного материала для конкретного занятия осуществляется воспитателем с учетом возрастных особенностей детей.
В структуре физкультурного занятия выделяются 3 части: вводно-подготовительная — разминка; основная, в ходе которой решается комплекс запрограммированных задач; заключительная, назначение которой - восстановить пульс и дыхание. Такой подход диктуется необходимостью оптимальных доз физических нагрузок, т.е. таких, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью ребенка.
Формы проведения занятий по физкультуре разнообразны.
Формы проведения занятий воспитатель выбирает сам, в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий. Так, в младшей группе используются преимущественно занятия комплексного, сюжетного, игрового характера. В старшей группе в общей системе занятий следует выделить занятия учебно-тренирующего, тематического, контрольно-учетного характера.
Недельное количество занятий (от 2 до 5) определяется воспитателем или администрацией дошкольного учреждения в зависимости от общей системы физкультурно-оздоровительной работы и от двигательных умений детей.