Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 01:12, шпаргалка
№ 1. Предмет теории физического воспитания и его основные понятия.
В системе дошкольного образования теория и методика физического воспитания как наука об общих закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной из отраслей педагогики, она имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой физической культуры.
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает улучшение их движений, развитие физических и личностных качеств.
№ 16. Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах: организация детей, приемы обучения.
Цель и смысл методики руководства - обогащение я совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.
Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:
1) построение (размещение) детей
для выполнения
2) раздача пособий;
3) способы подачи упражнений;
4) контроль за ходом выполнения упражнений.
Младшая группа. Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично.
В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.
Многие упражнения имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желательно предусмотреть свое.Называние обеспечивает психологическую готовность детей к действию.
Требовать от малышей четкого исходного положения не следует. Но подготовить детей к выполнению упражнений хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации. Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой. Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.
Выполнение доминирующих в младших группах имитационно-образных упражнений (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя использования разных средств художественной выразительности — соответствующей интонации голоса, мимики, необходимых жестов.
Средняя группа. Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт — хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам детей средней группы.
Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упражнения в исходном положении сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию.
В тех случаях, когда упражнения сидя и лежа выполняются при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья воспитатель должен перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, оказались впереди.
Во время выполнения общеразвивающих упражнений предметы надо держать так, как подсказывает действие.
Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе.
В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением.
Порядок действий воспитателя:
- назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);
- показать упражнение, сопровождая показ объяснением;
- подготовить детей к
- обеспечить одновременное
- начинать упражнение вместе с детьми, а после 2— 3 повторений, предоставить детям продолжать его самостоятельно;
- обеспечить одновременное
Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями (наклониться - выпрямиться... раз — два...). Темп счета зависит от характера двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные выполняются в медленном темпе.
Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.
Старшая группа. Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично.
Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность.
Построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение.
Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.
Схема действий воспитателя, в принципе, такая же, как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля.
Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.
Качество выполнения упражнений детьми» их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений.
Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.
№ 17. Методика проведения подвижной игры с детьми разных возрастных групп.
Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое оборудование.
Собирать детей необходимо в том месте площадки, куда будут начинаться игровые действия: в играх с перебежками - в "домик" у короткой стороны площадки, играх с построением в круг - в центр площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому ваяй продумать приемы сбора. Они бывают разными в зависит мости от возраста детей и их отношения к игре.
Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек ("Раз, два, три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!" и др.). Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных установленный ограниченный срок (пока вращается звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок-колокольчик, "гроздь" надувных шаров, фланелеграф и т.д.). Эффективны и сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.
Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к подвижным играм.
Поэтому воспитатель, привлекая внимание демонстративно играет мячом, сопровождая движение' хами: "Мой веселый звонкий мяч...", или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку "Каравай"; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает питатель, похож на настоящий - с крышей и трубой...
Приемы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать.
На протяжении игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно вызвать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. В данном случае приемы совпадают с приемами сбора детей.
Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитатель надевает маску-шапочку: "Смотрите, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...", или; "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитатель, манипулируя звучащей игрушкой.
В старших группах такими приемами выступают стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.
Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.
В младшей группе объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра "Самолеты": "Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитатель надевает фуражку): "Готовьтесь к полету!..", или игра "Воробышки и кот": «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке (жест в сторону игрушки). Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки...»
Предварительное объяснение игры в средней и старшей группах происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала - условие, потом - вопрос. В практике, к сожалению, распространена ошибка, когда объяснение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к инструкции падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичная ситуация возникает, когда детям перед объяснением игры раздают атрибуты.
Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.
Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.
Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действия воспитателя сохраняется.
№ 18. Методика проведения утренней гимнастики в подготовительной группе.
Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.
Указания к организации. Утренняя гимнастика становится привычной формы ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Воспитатель следит за тем, что бы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут.
Содержание. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д.
Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.
В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг в перед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.