Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:02, реферат
Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы.
Мужчины Древней Греции собирались в гимназиях, центрах физической культуры того времени, не только для занятий спортом, но также для обсуждения искусства, литературы и философии. Они стремились найти равновесие между умом и физической силой, соединяя физические упражнения с интеллектуальными заданиями. Многочисленные греческие философы - Платон, Аристотель и поэт Гомер отстаивали значимость физического воспитания как способа укрепления организма и ума.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции…………………………………………………………………...4
Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции……………………………………………………………………………..6
Глава 3. Виды спорта, применявшиеся в системе физического воспитания Древней Греции………………………………………………………………….10
Глава 4. Спортивнее состязания, как часть системы физического воспитания..............................................................................................................17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список источников литературы………………………………………………...24
Физические занятия именовались орхестрикой и палестрикой. Первая носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрику входили военно-прикладные виды спорта, большая часть которых представляла собой различные виды единоборств. Они включали пятиборье, (с бегом, прыжками, борьбой, метанием диска и копья), гимнастику, панкратион и кулачные бои. Тренировки проводились не хаотично, а в установленное время. Формировалась норма физических нагрузок, поочередно тренировались разливные группы мышц. Иногда имитировались некоторые экстремальные условия, например в ходе борьбы. По мере возмужания парней физические нагрузки увеличивались.6
Проводился ряд спортивных состязаний учащихся гимназий, палестр и эфебий, чаще всего прикрученных к религиозным праздникам. Гимнические (гимнастические) соревнования включали также пятиборье, бег, борьбу, кулачный бой и панкратион. Гиппические состязания состояли из конных забегов и конкурсов колесниц.
При занятиях бегом была популярной дистанция на стадию (192,27 метра). Дорожка была посыпана пластом песка, участники бежали группой и босиком. С 724 года к н.э. был включенный диаулос (дистанция - 384,54 м) - бег «на две длины стадиона», потом долихос (ок. 4,6 км.). Со временем и эту дистанцию увеличивали, доведя до 4,6км. Со временем появился домиходромос - бег на выносливость (дистанцию изменяли от 8 до 24 стадий), а еще через определенное время - ламнадермос - эстафетный бег, участники которого передавали друг другу горящий факел. Бег был основной дисциплиной подготовки воинов. В результатах к вниманию принималась, прежде всего, скорость. Но греки ценили и ловкость, и силу мышц.
Борьбу древние греки начали использовать для воспитания сильного, ловкого, выносливого и волевого человека. Борьба была частью системы физического воспитания детей, подростков и взрослых. Многие великие философы, поэты, государственные деятели и полководцы древней Греции были в свое время выдающимися борцами, принимали участие в Олимпийских соревнованиях. Впервые в программу Олимпийских Игр борьба была включена в 704 году к нашей эре. Соревнования борцов проводились обычно на открытой песчаной площадке и иногда с участием судьи, задачей которого было следить за поведением борцов на площадке и разнимать чересчур горячих участников состязаний. Греческий атлет Тесеус создал первые правила по борьбе, согласно которым выигрывал тот атлет, кто три раза смог бросить соперника на землю. На сегодня правила изменились, но классическая и грекоримская борьба продолжают оставаться эталоном использования человеческой силы тела и духа. 7
Соревновались древние и в метании диска и копий. Диски изготавливались из дерева, камня, железа, бронзы, нередко их украшали резьбой, изображениями птиц, животных или сценами спортивных соревнований. Вес диска составлял от 1,25 до 6,63 кг (ныне снаряд весит - 2 кг для мужнин и 1 кг - для женщин). Болельщики очень уважали метателей копья. Их охотно изображали и скульпторы.
Панкратион (от греческого слова - pankration - всеборье) - вид единоборства, представлявший собой соединение кулачного боя и борьбы в стойке и на земле.
В панкратионе разрешались удары кулаком, ногой, коленом, локтями, захваты, сжатия, выворачивание суставов. Запрещено было кусаться, царапаться и наносить удары по глазам. Не было ни весовых категорий (только разделение на возрастные группы), ни ограничения времени поединка. Исход борьбы решался не способностью одного из участников продолжать схватку или добровольное признание собственного поражения. В программу Олимпийских игр Древней Греции панкратион включен в 648 до н. э., вероятно, до этого времени этот вид единоборства не был широко известен. Наибольшей славой пользовались в Олимпии атлеты, одержавшие одновременно победу в панкратионе и кулачном бое. Такие победители заносились в особые списки. Во 2 в. до н. э., т. е. почти за тысячу лет существования Олимпийских игр, такой список состоял лишь из 9 имен. Жесткие условия проведения поединков приводили к большому количеству травм, угрожающих здоровью атлетов. По этой причине древнегреческая борьба панкратион не сохранилась до наших дней в первозданном виде.
Кулачный бой как спортивное единоборство возник еще на ранних степенях развития общества и в разных формах был распространен во все времена среди многих народов. Особенно популярным был кулачный бой в Древней Греции. Это подтверждается тем, что с 23-ей Олимпиады (688 г. до н.э.) он вошел в программу Олимпийских игр.
Литературные памятники, рисунки дают нам довольно полные сведения о правилах ведения кулачного боя в Греции, о методах тренировки бойцов. Для ведения боя кулаки бойцов обматывались мягкими ремнями из сыромятной кожи, которые защищали руки от повреждений подобно современным бинтам. Кулачные бои бойцы велели в испрямленной стойке. От них в основном требовалась ловкость.
Греки составляли пары по жребию, а не по весовым категориям. Время встречи не ограничивалось, и она продолжительная к тому момента, пока один из неприятелей не терял возможность вести бой дальше. Судьи (гелланодики) выбирались из лиц не младше 40 лет и должны были хорошо знать технику боя и условия соревнований. На всех рисунках кулачного боя гелланодик изображал с лозой, разветвленной на конце, прикосновеньем которой он вмешивался в действии бойцов.8
Если поединок кулачных боев затягивал, то с ведомости обоих соперников судья назначал - усиление. По жребию один из бойцов должен был, не прикрываясь, принять удар. Если выдерживал, то сам бил, и так далее к полной победе одного из соперников.
На тренировках бойцы защищали главу маской с наушниками, которая, вероятно, делалась из мягкой кожи.
Аналогом современного тренировочного мешка был корикос, сделанный из овечьей шкуры, которая выворачивалась руном вглубь, и наполненный финиковыми косточками. Подвешивался он на высоте головы и он служил бойцам для упражнений в ударах. Довольно распространенным упражнению было рытье земли и работа с мотыгой.
Не последнее место
в системе физического
Название «гимнастика» происходит от греческого слова «gymnos», что буквально переводится как «нагой». В древней Греции атлеты мужского пола обучались и состязались обнаженными. Именно поэтому женщины были исключены из участия в Олимпийских Играх, не только, как непосредственные участницы, но также и как зрители. Также женщины не допускали по той причине, что Олимпийские игры посвящались древнегреческому богу Зевсу, поклонятся которому, могли только мужчины. Только одной женщине было разрешено наблюдать за зрелищем - жрице богини Деметры. С VІ ст. до н.э. допускаются женщины к участию в состязаниях на колесницах, но только в качестве собственниц коней и колесниц. Приз за победу получала владелица, а ездовой - ленту для обвязывания главы. В Спарте же все было наоборот. Гимнастика очень высоко ценилась в этом воинственном государстве и ей обучались как мальчики, так и девочки. Именно жена спартанского царя Агесилая Киниска в 288 году до нашей еры стала первой победительницей на Олимпийских играх в состязаниях на колеснице.
Многие виды спорта сформировались именно из древнегреческой и спартанской гимнастики: бокс, тяжелая атлетика, борьба. А древнегреческий врач Гален написал научный труд, именуемый «Caracalla» и представляющий собой теорию терапевтической гимнастики. 9
Большое значение в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал именно гимнастике. Он писал: «гимнастика, физические упражнения, утренняя и вечерняя зарядка, должны войти в повседневную жизнь каждого кто хочет и стремится к трудоспособности, здоровому состоянию здоровья, полноценной и радостной жизни». Причем он считал, что лечебная гимнастика должна носить строго индивидуальный характер. В своих книгах Гиппократ детально описал применение лечебной гимнастики при болезнях легких, сердца, обмена веществ и в хирургии.
Археологические раскопки, проведенные Греции, а также архивные источники, свидетельствуют, что в Древней Греции был довольно популярны и командные виды спорта, например, футбол. Так, он упоминается во всемирно известной «Одиссее» Гомера. Эта игра была составной частью спартанского воспитания юношей, поскольку требовала от ее участников проявления силы и элементов борьбы. В Греции игры с мячом имела три названий: «Файнинда», «Гарпацион», «Епискурос». Однако, только в первых двух видах игр задачами игроков (что составляли две команды по 15 человек в каждой) было овладеть мячом, сохранить его под контролем своей команды и провести в определенное место или ворота ногами. Из литературных источников известно, что Софокл, Александр Македонский – ученик Аристотеля, Дионисий также были знакомы с игрой в футбол, существует немало упоминаний, согласно которым в древней Греции в гимназиях, помимо палестр, существовали специальные площадки для игр с мячом, которые организовывал и проводил отдельный учитель. Это был действенное средство физической закалки не только воинов, но и оздоровления всей наций.10
Гиппические состязания включали гонки колесниц и скачки. Точно не установлено, когда и где начали устраивать гонки на колесницах как спортивное состязание. Вероятно, этим гонкам столько же лет, сколько и самим колесницам. По изображениям на керамике нам известно, что такое развлечение существовало уже в Микенах, но первое литературное упоминание о колесничных гонках принадлежит Гомеру - они описаны в двадцать третьей книге «Илиады».
В древних Олимпиадах, как и в других Всегреческих играх, было два вида колесничных гонок (по числу лошадей в упряжке): на колесницах-четвернях («тетрипон») и на парных колесницах («синорис»). Кроме количества лошадей, эти виды гонок ничем не отличались. Впервые гонки на колесницах как вид состязания были введены на Олимпиадах в 680 году до н. э. (на самом деле, конечно, Олимпийские игры начались не с них).11
Гонка начиналась с торжественного въезда на Гипподром, в то время как глашатай объявлял имена наездников и владельцев. Гипподром в Олимпии имел до 600 метров в длину и до 200 метров в ширину, в одном заезде могли участвовать до 60 колесниц (хотя обычно их было гораздо меньше). Ипподром был устроен перед холмом, на котором могли стоя разместиться до 10 000 зрителей. Гонка состояла из 12 кругов по ипподрому, с резкими разворотами вокруг столба на каждом конце.
Применялись различные механические устройства, например, стартовые ворота («гисплекс»), опускавшиеся для старта гонки. Согласно Павзанию (греческий географ II века н. э.), эти ворота были изобретены архитектором Клеотом. Ворота были расположены уступом и открывались последовательно, начиная с дальних от середины ипподрома дорожек. Колесница из первых открытых ворот начинала разгоняться, а когда она равнялась со следующими воротами, они тоже открывались, давая старт очередной колеснице, и так далее. Когда открывались последние ворота, все колесницы находились примерно на одной линии, но имели разную скорость.
В отличие от остальных Олимпийских состязаний, колесничие не соревновались обнажёнными. Возможно, так делалось ради безопасности - аварии случались нередко, да и пыли немало поднималось из-под копыт и колёс. Гоночные колесницы были сделаны по подобию боевых колесниц (которые к тому времени уже не использовались в битвах) - деревянная повозка с двумя колёсами, открытая сзади. Колесничий стоял на ногах, но сама повозка не имела никаких рессор и устанавливалась прямо на оси, так что езда была тряская.
Гонки колесниц уступали в престижности «стадиону» (соревнования по бегу), но все же считались более важными, чем другие конные состязания, например, верховые скачки, которые были вскоре исключены из Олимпийских игр.
Гонки колесниц входили в программу соревнований и других игр в Древней Греции, а на Всеафинских играх в Афинах они были важнейшим состязанием. Здесь победитель гонок на четвернях получал 140 амфор оливкового масла, чрезвычайно дорогостоящий приз. Это было больше, чем атлету могло понадобиться за всю его карьеру, и значительная часть приза, вероятно, продавалась другим атлетам.
Глава 4. Спортивнее состязания, как часть системы физического воспитания
Во время обучения
и после его окончания
Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие - экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.
Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II в. н.э. медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.
Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше. Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.12
Соревнования продолжались приблизительно пять дней. Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом - бегом на один стадий. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для детей.
Информация о работе Система физического воспитания Древней Греции