Система физического воспитания Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:02, реферат

Описание работы

Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы.
Мужчины Древней Греции собирались в гимназиях, центрах физической культуры того времени, не только для занятий спортом, но также для обсуждения искусства, литературы и философии. Они стремились найти равновесие между умом и физической силой, соединяя физические упражнения с интеллектуальными заданиями. Многочисленные греческие философы - Платон, Аристотель и поэт Гомер отстаивали значимость физического воспитания как способа укрепления организма и ума.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Предпосылки для формирования системы физического воспитания Древней Греции…………………………………………………………………...4
Глава 2. Особенности системы физического воспитания Древней Греции……………………………………………………………………………..6
Глава 3. Виды спорта, применявшиеся в системе физического воспитания Древней Греции………………………………………………………………….10
Глава 4. Спортивнее состязания, как часть системы физического воспитания..............................................................................................................17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список источников литературы………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

история физической культуры.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Как бы не расширялась  программа Олимпийских игр, самым  почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.

Существовали три критерия участия в Играх: участник должен был быть мужского пола, греком и свободным человеком. Женщины, рабы и иностранные граждане исключались.

Спортсмены не были профессионалами. Несмотря на то, что большинство из них принадлежали к богатым семьям, некоторые спортсмены происходили из менее обеспеченных слоев населения. С течением времени ситуация изменилась и большинство спортсменов стали профессионалами. После завоевания Греции Римом  в 146 г. до н.э. римлянам было позволено присоединиться к греческим спортсменам. Позднее круг участников был расширен за счет спортсменов иностранного происхождения после предоставления римского гражданства всем жителям провинций во время 248 Олимпиады (213 г. н.э). 

Место проведения соревнования состояло из священной зоны, Алтис, обнесенной стеной, и светской, нерелигиозной зоны. В священной зоне находились храмы, включая храм, посвященный Зевсу, алтари, на которых происходили жертвоприношения, и сокровищницы, воздвигнутые городами-государствами, где хранились дорогие подношения (например, вазы и статуи).  
Светская зона находилась за пределами ограничительной стены. Там располагались такие спортивные строения как гимнасия и палестра, стадион и ипподром, плюс все здания, где осуществлялись руководство Играми и прием важных гостей.13

Только священники и  сотрудники, присматривавшие за храмом, жили в Олимпии. Во время проведения соревнований атмосфера была очень разной. Кроме спортсменов и зрителей к месту соревнований стекались многочисленные купцы: количество людей, присутствовавших на Олимпийских играх, оценивается числом превышающим 40 000.

Главной наградой победителю Олимпийский игр - олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя к себе на родину превращалось в  подлинно триумфальное шествие; все  жители радостно его приветствовали. 
Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 1300 побед на различных соревнованиях. Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад. 
Но самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до н.э. в возрасте 14 лет он становится олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. Кроме того Милон много раз побеждал на Пифийских, Истмийских и Немийских играх. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Неслучайно историки долго спорили являлся ли Милон Кротонский реальной личностью или представляет собой мифический персонаж. 
Однако многочисленные источники подтверждают, что он реально существовал. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибарисом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, он постепенно обрастал мифами и легендами. Так историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома. Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и до тех пор поддерживал свод здания, пока все не покинули его.14

Достоверность этого  факта вызывает сомнения, но эта  и другие легенды подтверждают, какой  любовью и уважением окружались выдающиеся атлеты Древней Греции и, на каком уровне находилась пропаганда физического воспитания.

Смеяться над проигравшими запрещалось. Некоторые спортсмены не всегда соблюдали клятву и делали попытку выиграть соревнование, используя запрещенные приемы. За эту форму обмана следовало наказание и нечестные спортсмены должны были платить штраф. Эти деньги шли на возведение статуй Зевса, известных под названием «Заны».

Проведение Олимпийских  игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., т. е.

сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.

Атлеты этого периода  отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой - общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.

Игры, проводившиеся в  Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр, которые также включали:

- Игры в Дельфах  (Пифийские игры)

- Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)

- Игры в Немее (Немейские  игры).

Все четыре из Панэллинских игр наследовали организацию  и принципы Олимпийских игр и  никогда не проводились в течение  одного года.

Кроме Панэллинских игр  в Олимпии крупные соревнования проводились в Афинах. Они известны под названием Панафинейских игр.   
Эти Игры были частью Великой Панафинеи, самого большого праздника в Афинах, который проводился каждые четыре года в честь богини Афины.   
Повсюду в Греции и колониях проводились местные соревнования, одни из которых известны больше, другие - меньше. Каждый город придавал большое значение их организации. 15

Устав Панэллинских игр  и большого числа местных соревнований является иллюстрацией важности физических упражнений и духа соревнования

в обществе Античной Греции.

Несмотря на то, что  женщины не допускались к участию  в Олимпийских играх, все же они  занимались спортом. В Олимпии для девушек проводились Игры, носившие название Герайя, в честь богини Геры, жены Зевса. Эти соревнования проводились каждые четыре года и состояли из состязания в беге.

Призы, присуждавшиеся на местных соревнованиях, были более  материальными. Победителю часто вручали  амфору, наполненную оливковым маслом. В те времена оливковое масло  ценилось очень высоко и стоило больших денег. Другие сокровища, такие как бронзовые треноги (большие вазы на трех ножках), бронзовые щиты или серебряные кубки, также вручались в качестве призов.

Несмотря на это престиж  Панэллинских игр оставался незыблемым. Скромная корона из листьев была наивысшей наградой в греческом мире, так как она гарантировала его владельцу почет и уважение всех жителей.

Со временем Олимпийские  Игры пришли в упадок из-за ряда причин, но были возрождены спустя века, как универсальное средство поощрения людей всего Мира к гармоничному физическому развитию.

 

Заключение

 

Проделав данную работу, мною были сделаны выводы, что система физического воспитания Древней Греции была гармоничной и многоплановой. Она тесно переплеталась с интеллектуальным и духовным развитием и должна была способствовать всестороннему развитию личности, укреплять в народе дух единства.

Основой для ее формирования стала сложна мировоззренческая система античности, что не разделяли мифологию, религию и социальные институты, а также дух борьбы, обусловленный постоянной военной угрозой в Древней Греции, природными условиями и слабостью ее сырьевой базы.

Физическое воспитание включало в себя дошкольные физические упражнения в виде игр и многоступенчатые физические программы в ходе обучения в палестрах и гимназиях - полидисциплинарных учебных заведениях Древней Греции. Завещающим этапом являлась воинская подготовка юношей в эфебиях. Кроме того, культ физического воспитания поддерживался всевозможными спортивными состязаниями, среди которых главное место занимали Олимпийские игры.

С точки зрения современной педагогики многие элементы системы физического воспитания Древней Греции можно спешно использовать сегодня. Во-первых, это возможность внедрения спортивных игровых занятий в дошкольных учреждениях. Во-вторых, сбалансирование преподавание научных и физических дисциплин в общеобразовательных школах. Устаревшую систему физических нормативов можно пересмотреть и заменить оценки свободными тренировками и соревнованиями на уроках физкультуры. Состязательность лучшая мотивация для подростков. Она может способствовать зарождения нового культа физической выносливости и силы в сочетании с интеллектуальностью и духовным развитием молодежи.

 

Список источников литературы

 

1. Суриков И. Древняя Греция: история и культура. - М.: Астрель, 2005. - 192 с.

2. А.-И. Марру. История  воспитания в античности (Греция). - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.  Шичалина, 1998. - 425 с.

3. Пискунов А.И., Кларин  В.М., Плохова М.Г. История педагогики  и образования: От зарождения  воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр., доп. - М.:Творческий центр Сфера, 2007. - 490 с.

4. Семенов-Зусер С.А. Физическая культура и зрелища в древне-греческих колониях северного Причерноморья. - Харьков, 1940. – 44 с.

5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 312 с.

6. Гик. Е., Гупало Е.  Популярная история спорта. - Академия, 2007. - 448 с.

7. Шулика Ю.А., Косухин  В.М. Греко-римская борьба для  начинающих. - М.: Феникс, 2006. - 236 с.

8. Атилов А.А. Бокс  для начинающих. История бокса. - М.: Феникс, 2007. - 224 с.

9. Журавина М.,Л., Меньшикова Н.К.  Гимнастика. - М.: академия, 2001. - 448 с.

10. Барсук О.Л., Кудрейко  А.И. Страницы футбольной летописи. - Минск: Полымя, 1987. - 155с.

11. Марков. М. История  конницы. - М.: Кучково поле, 2007.- 472 с.

12. Финк Г. Древняя Греция. - М.: Мир книги, 2007. - 48 с.

13. Дубенюк Н., Бакал  Н.С., Безверхий С.П. Большая Олимпийская  энциклопедия. - М.: Эксмо, 2009. - 592 с.

14. Базунов А., Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады. - М.: Советский спорт, 2004. - 372 с.

15. Брабич В., Плетнева Г. Зрелища  Древнего Мира. - М.: Искусство, 1971г. - 80с.

1 Суриков И. Древняя Греция: история и культура. – М.: Астрель, 2005. – 192 с.

2 А.-И. Марру. История воспитания в античности (Греция). – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998. – 425 с.

3 Пискунов А.И., Кларин В.М., Плохова М.Г. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр., доп. – М.:Творческий центр Сфера, 2007. – 490 с.

4 Семенов-Зусер С.А. Физическая культура и зрелища в древне-греческих колониях северного Причерноморья. – Харьков, 1940. – 44 с.

5 Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. - 312 с.

6 Гик. Е., Гупало Е. Популярная история спорта. – Академия, 2007. – 448 с.

7 Шулика Ю.А., Косухин В.М. Греко-римская борьба для начинающих. – М.: Феникс, 2006. – 236 с.

8 Атилов А.А. Бокс для начинающих. История бокса. – М.: Феникс, 2007. – 224 с.

9 Журавина М.,Л., Меньшикова Н.К. Гимнастика. – М.: академия, 2001. – 448 с.

10 Барсук О.Л., Кудрейко А.И. Страницы футбольной летописи. - Минск: Полымя, 1987. - 155с.

11 Марков. М. История конницы. – М.: Кучково поле, 2007.- 472 с.

12 Финк Г. Древняя Греция. – М.: Мир книги, 2007. – 48 с.

13 Дубенюк Н., Бакал Н.С., Безверхий С.П. Большая Олимпийская энциклопедия. – М.: Эксмо, 2009. – 592 с.

14 Базунов А., Базунов Б. Кумиры стадионов Эллады. – М.: Советский спорт, 2004. – 372 с.

15 Брабич В., Плетнева Г. Зрелища Древнего Мира. – М.: Искусство, 1971г. - 80с.


Информация о работе Система физического воспитания Древней Греции