Сколиоз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:23, реферат

Описание работы

Значительная часть населения в сложившихся техногенных условиях вынужденно ограничена в движениях. Поэтому важнейшей задачей предмета физической культуры является разработка методик, способствующих формированию и поддержанию физического статуса организма человека на достаточно высоком уровне в процессе жизнедеятельности в таких условиях.
Одним из направлений в этой сфере может стать процесс совершенствования культуры поз и движений – неисчерпаем, доступен практически в любом возрасте и состоянии здоровья.

Содержание работы

Введение 2
1. Осанка и её нарушения 3
2. Определение и классификация сколиоза 5
2.1 Классификация по локализации искривления 6
2.2 Рентгенологическая классификация (по В. Д. Чаклину) 7
2.3 Классификация по форме искривления 7
3. Лечение сколиоза и мероприятия по профилактике и коррекции нарушенной осанки 8
4. Лечебная физкультура при сколиозе 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат. Физ-ра. Сколиоз.docx

— 45.44 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное 

учреждение  высшего профессионального образования 

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый  университет)

 

                             

Кафедра «Физическое воспитание – 1»

 

Реферат

по  дисциплине «Физическая культура»

 

на  тему:

«Сколиоз»

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы Э1-2

Шевелёва Э. С.

                                             

Научный руководитель:

Рустамова Н. С.

 

 

 

 

Москва 2013

Оглавление

 

 

Введение 2

1. Осанка и её нарушения 3

2. Определение и классификация сколиоза 5

2.1 Классификация по локализации искривления 6

2.2 Рентгенологическая классификация (по В. Д. Чаклину) 7

2.3 Классификация по форме искривления 7

3. Лечение сколиоза и мероприятия по профилактике и коррекции нарушенной осанки 8

4. Лечебная физкультура при сколиозе 10

Заключение 12

Список использованной литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значительная часть населения  в сложившихся техногенных условиях вынужденно ограничена в движениях. Поэтому важнейшей задачей предмета физической культуры является разработка методик, способствующих формированию и поддержанию физического статуса организма человека на достаточно высоком уровне в процессе жизнедеятельности в таких условиях.

Одним из направлений в этой сфере  может стать процесс совершенствования культуры поз и движений – неисчерпаем, доступен практически в любом возрасте и состоянии здоровья. Целесообразный возраст становления рациональных стереотипов – раннее детство: период активного развития костно-мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, формирования изгибов позвоночника. Произвольное формирование стереотипов, не физиологичные позы могут снизить использование генетического фонда организма в развитии физиологических систем, обменных процессов, роста, – функциональные возможности его. Поэтому формирование правильной осанки крайне необходимо для здоровья и нормальной жизнедеятельности организма.

Осанка — это привычная поза в покое и при движении, т.е. привычное для человека вертикальное положение тела. «Привычное положение  тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так  называемым двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать  себя.

Любые её нарушения неблагоприятны для организма и влекут за собой  порой необратимые последствия. Одним из нарушений и является сколиоз. На сегодняшний день сколиоз  представляет собой одно из наиболее распространенных нарушений осанки как среди детей и подростков, так и взрослого населения. К  сожалению, панацеи от этого заболевания  нет, а его причины не всегда чётко  определены, но это не мешает многим людям успешно излечиваться и  вновь обретать красивую и здоровую спину.

  1. Осанка и её нарушения

 

Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.1 По мнению многих авторов, под правильной осанкой понимается:  1) прямое положение головы и симметричность шейно-плечевых линий;  2) одинаковый уровень лопаток и отсутствие их чрезмерного расхождения;  3) одинаковый уровень расположения подмышечных складок;  4) симметричность треугольников талии, образованных внутренним краем верхних конечностей и боковой поверхностью туловища;  5) нормальная величина физиологических изгибов позвоночника; 6) прямое положение линии остистых отростков.

Любой из нас замечал, что при  правильной осанке фигура человека выглядит стройной и красивой, а походка  – легкой. Конечно, необходимо знать, что осанка влияет не только на внешность, но и на здоровье, ведь неправильная осанка провоцирует формирование у  человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к  развитию сколиоза, который, в свою очередь, является предвестником других серьёзных заболеваний. Таким образом, неправильная осанка – не только пример заболевания опорно-двигательного аппарата, но и начальный этап сбоя в работе различных жизненно важных органов.

Проведенные еще в конце XX столетия обследования школьников показали, что  от 30 до 60% имеют нарушения функции  опорно-двигательного аппарата, т.е. разного рода искривления позвоночника, и как следствие – неправильную осанку. Через 10 лет эти цифры  возросли до 50–90%. Распространенность искривлений позвоночника растет от младших классов к старшим. Даже в детских спортивных школах обнаружено немало учащихся с нарушениями осанки и сопутствующими им заболеваниями.

Осанка портится по нескольким причинам. Это и неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности: сидения за столом, сгорбившись; передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка). Это и различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной. К тому же, осанка зависит и от времени выявления её нарушения.

Чаще всего дефекты осанки и  заболевания позвоночника (сколиоз, кифоз и кифосколиоз) возникают в период полового созревания (у девочек в 13— 15 лет, у мальчиков в 14—16 лет), а также во время скачкообразного роста (когда, например, за лето ребенок вырастает на 6 – 8 см). В эти периоды на осанку особенно сильно влияют сон на мягкой постели и различные дурные привычки (например, привычка стоять на одной ноге, согнув вторую в коленном суставе), неправильное положение туловища во время сидения и неравномерная нагрузка на позвоночник (скажем, ношение портфеля в одной и той же руке).

В классификации патологии нарушения  осанки также нет единства.  Большинство  авторов разделяют нарушение  осанки в сагитальной и фронтальной плоскости. В сагитальной плоскости чаще всего выделяют три типа нарушения осанки: «круглую спину», «плоскую спину», «сутулую спину», однако часть авторов выделяют четыре вида нарушения патологической осанки: выпрямленная (или плоская), сутуловатая, лордотическая, кифотическая или круглая спина.

В нарушении осанки во фронтальной плоскости принято выделять сколиотическую осанку и сколиозы, при этом нет единого критерия дифференциальной диагностики нарушения осанки, «функционального» сколиоза и других видов.

 

 

 

  1. Определение и классификация сколиоза

 

Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам или же, проще говоря, это боковое искривление позвоночника.2

Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным – при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и его торсия, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются.

Выделяют врождённый и  приобретённый сколиоз. Причины возникновения сколиоза: врожденный сколиоз (неправильное развитие позвонков), связан с врожденными нарушениями структуры соединительных тканей с ослаблением связочных структур во всех системах организма, т.е. связки, предназначенные для удержания позвоночного столба в вертикальном положении, оказываются слишком слабыми для этого. Приобретенный сколиоз возникает чаще всего у детей (идиопатический юношеский сколиоз) в возрасте от 5 до 15 лет (вследствие нарушения осанки), по мере того как ребенок учиться держать голову и сидеть. Он характерен особенно для школьников, чему способствует неправильная поза во время учебных занятий, что ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их. В дальнейшем возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков.

Сколиоз у взрослых может  развиваться в результате длительных асимметрических нагрузок на мышцы  спины (так называемый профессиональный сколиоз скрипачей, швей, носильщиков  и т.д.). В этих случаях искривление  развивается медленно и редко  достигает такой степени, как  в детском и юношеском возрасте. Сколиоз может быть также следствием врожденных нарушений обмена веществ, результатом поражений при некоторых  заболеваниях, сопровождающихся разрушением  боковых отделов тел позвонков  на большем или меньшем протяжении, например при туберкулезном спондилите, опухолях, остеопорозе, дегенеративном заболевании дисков (остеоартрит) и  т.д. У пациентов с повреждением позвоночника и спинного мозга может  возникать искривление позвоночника в связи с параличом мышц спины (паралитическая форма сколиоза). А  так называемый функциональный сколиоз  может возникнуть при наличии  у больного одной укороченной  ноги.

Существует много различных  классификаций сколиоза (Т.С. Зацепин, В.Д. Чаклин, А.И. Казьмин и др.), однако самыми распространёнными являются классификации:

- по происхождению;

- по форме искривления;

- по локализации искривления;

- рентгенологическая классификация (по В. Д. Чаклину) и др.

    1. Классификация по локализации искривления

 

  1. Шейно-грудной сколиоз. Вершина искривления позвоночника при шейно-грудном сколиозе находится на уровне 4 – 5  грудных позвонков. Этот тип сколиоза сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета.
  2. Грудной (торакальный) сколиоз. Вершина искривления позвоночника при грудном сколиозе находится на уровне 8 – 9 грудных позвонков. Искривления бывают право- и левосторонние.
  3. Пояснично-грудной (торако-люмбальный) сколиоз. При пояснично-грудном сколиозе вершина искривления первой дуги позвоночника находится на уровне 10 – 11 грудных позвонков.
  4. Поясничный (люмбальный) сколиоз. Вершина искривления позвоночника при поясничном сколиозе находится на уровне 1 – 2 поясничных позвонков. Сколиоз этого типа прогрессирует медленно, однако рано возникают боли в области деформации.
  5. Комбинированный, или S-образный сколиоз. Комбинированный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления - на уровне 8 – 9 грудных и первого-второго поясничных позвонков.

 

    1. Рентгенологическая классификация (по В. Д. Чаклину)3

 

 

  • 1 степень сколиоза. Угол сколиоза 1° - 10°;
  • 2 степень сколиоза. Угол сколиоза 11° - 25°;
  • 3 степень сколиоза. Угол сколиоза 26° - 50°;
  • 4 степень сколиоза. Угол сколиоза > 50°.
    1. Классификация по форме искривления

 

 

  • С-образный сколиоз (с одной дугой искривления);
  • S-образный сколиоз (с двумя дугами искривления);
  • Z- образный сколиоз (с тремя дугами искривления).

 

  1. Лечение сколиоза и мероприятия по профилактике и коррекции нарушенной осанки

 

Лечение сколиоза и мероприятия  по профилактике и коррекции неправильной осанки различны. Вначале сколиоз  лечат консервативными методами, а при прогрессировании прибегают  к оперативному вмешательству —  фиксации позвоночника. Консервативное лечение больного сколиозом проводят разгрузкой позвоночника в положении  лежа, вытяжением позвоночника, пребыванием  в гипсовой кроватке, ношением корсета, массажем мышц спины, груди, живота и  специальной лечебной корригирующей  гимнастикой.4

По усмотрению врача дети, больные  сколиозом, от занятий физической культурой  в школе или высшем учебном заведении по общей программе освобождаются. Они должны заниматься корригирующей гимнастикой при поликлиниках или специализированных центрах. Если у ребенка хороший мышечный корсет и нет признаков прогрессирования заболевания, то ему разрешают заниматься физической культурой по специальной программе с ограничениями (прыжки, висы). Таких детей освобождают и от дополнительных физических нагрузок, связанных с работой в согнутом положении и подъемом тяжести. Особо осторожно следует подходить к детям с прогрессирующими формами сколиоза.

Основным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка: оно  должно начинаться с первых месяцев  после рождения и постепенно включать новые средства и методы физической культуры, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

Влияние средств физической культуры на коррекцию осанки, необходимо рассматривать  с учетом возраста ребенка. Принято различать следующие возрастные группы:

Информация о работе Сколиоз