Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 00:23, реферат
Физическая подготовка школьников играет важнейшую роль в современной системе физического образования - она создает благоприятные предпосылки для решения поставленных задач. Физическая подготовка представляет собой воспитание двигательных (физических) качеств, способностей, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности.
Двигательными (физическими) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
Введение………………………………………………………………………...2
Физическая подготовленность и готовность………………………………3
Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей.3
Упражнения развивающие скоростно-силовые качества……………….4
Этапы скоростно-силовой подготовки……………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………...9
Литература……………………………………………………………………..10
Содержание
Введение…………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Физическая подготовка школьников играет важнейшую роль в современной системе физического образования - она создает благоприятные предпосылки для решения поставленных задач. Физическая подготовка представляет собой воспитание двигательных (физических) качеств, способностей, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности.
Двигательными (физическими) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
Всестороннее развитие детей, их высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоничное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), отличная работоспособность сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом - основа физического воспитания.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.
В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.
В связи с тем, что в подростковом возрасте организм человека находится ещё в стадии незавершённого формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильного осуществления учебного процесса столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма подростков, закономерности и этапы развития нервной высшей деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе двигательной деятельности.
Физическая подготовленность и физическая готовность
Так как понятие «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.
Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень развития этих способностей во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов.
Под термином «скоростно - силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно - силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способностей занимающегося к высокой концентрации нервно - мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма. С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счёт повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения.
Высокий уровень развития скоростно-силовых - качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты.
Возрастные особенности изменения скоростно-силовых способностей
Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями установлено, что развитие скоростно-силовых качеств необходимо начинать в детском и юношеском возрасте (Н. Н. Гончаров, 1952; Р. Е. Мотылянская, 1956; В. С. Фарфель, 1959; А. Хунольд, 1961; B.П. Филин, 1963; В. С.Топчиян, 1964, и др.).
В ряде исследований выявлена
возрастная динамика развития скоростно-
силовых качеств у школьников, определены
периоды наиболее интенсивного и замедленного
роста скоростно-силовых показателей
и проведен анализ взаимосвязи уровня
развития скоростно-силовых качеств и
показателей, оказывающих влияние на развитие
этих качеств (Н. Н. Гончаров, 1949, 1952;
В. С. Фарфель, 1959; В. С. Топчиян, 1964; Е. А.
Масловский, 1966, и др.).
Н. H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12—15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В. С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств начинается с 8 лет и продолжается до 14—15 лет. С. И. Филатовым (1966) отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.
Упражнения развивающие скоростно-силовые качества.
Можно выделить четыре специфических
вида проявления силы:
- абсолютная как максимальное мышечное
усилие, которое можно развивать в статическом
и динамическом режиме;
- взрывная как способность мышц достигать
максимума проявления силы по ходу движения
в возможно меньшее время;
- быстрая, которая во многом обусловливает
скоростные возможности;
- силовая выносливость как способность
совершать длительные мышечные напряжения
без снижения их рабочей эффективности.
Условно все упражнения, используемые
для развития скоростно-силовых качеств
в бадминтоне можно разбить на три группы:
1. Упражнения с преодолением собственного веса тела: быстрый бег по прямой, быстрые передвижения боком, спиной, перемещения с изменением направления, различного рода прыжки на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге, в глубину, в высоту, на дальность, а также упражнения, связанные с наклонами, поворотами туловища, выполняемыми с максимальной скоростью, и т. д.
2. Упражнения, выполняемые с дополнительным отягощением
(пояс, жилет, манжетка, утяжеленный
снаряд). К этим упражнениям можно
отнести различного рода бег,
всевозможные прыжковые
3. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления внешней среды (вода, снег, ветер, мягкий грунт, бег в гору и т. д.).
Система упражнений скоростно-силовой подготовки направлена на решение основной задачи - развитие быстроты движений и силы определенной группы мышц. Решение этой задачи осуществляется по трем направлениям: скоростному, скоростно-силовому и силовому.
Скоростное направление предусматривает использование упражнений первой группы, с преодолением собственного веса, упражнений, выполняемых в облегченных условиях. К этому же направлению можно отнести методы, направленные на развитие быстроты двигательной реакции (простой и сложной): метод реагирования на внезапно появляющийся зрительный или слуховой сигнал; расчлененный метод выполнения различных технических приемов по частям и в облегченных условиях.
Скоростно-силовое направление ставит своей целью развитие скорости движения одновременно с развитием силы определенной группы мышц и предполагает использование упражнений второй и третьей группы, где используются отягощения и сопротивление внешних условий среды.
Практический опыт работы и результаты ряда исследований показали, что уровень развития абсолютной силы мышц для бегунов на средние дистанции не играет существенной роли в достижении высоких спортивных результатов. Более значимы взрывная и быстрая силы и особенно динамическая силовая выносливость, обусловливающие уровень развития специальной выносливости бегунов.
Этапы скоростно-силовой подготовки.
В процессе многолетней скоростно-силовой
подготовки средневика можно выделить
несколько этапов.
1. Этап начальной
тренировки.
Основная цель - содействие гармоничному
формированию растущего организма, укрепление
здоровья занимающихся, всестороннее
развитие физических качеств, устранение
недостатков физического развития.
Развитие скоростно-силовых качеств на
этом этапе подготовки носит комплексный
характер: кроме специально подготовительных
упражнений в тренировочном процессе
значительное место отводится подвижным
и спортивным играм, всевозможным эстафетам,
которые вызывают эмоциональный подъем
и большую заинтересованность занимающихся.
В комплексах специально подготовительных
упражнений их количество должно колебаться
от 6 до 11, оптимальное повторение упражнений
на "станции" – от 6 до 15 раз, время
выполнения комплекса с учетом общего
времени, затраченного на упражнения и
активный отдых, - 12-15 мин. Дети этого возраста
более расположены выполнять кратковременные
скоростно-силовые упражнения, поэтому
в тренировке чаще используются прыжковые,
акробатические и динамические упражнения.
Основные методы: метод повторного выполнения
скоростно-силового упражнения без отягощения
и с небольшим отягощением, метод упражнения,
выполняемого при смешанном (ауксотоническом)
режиме работы мышц, применение игрового
метода с широким использованием упражнений
из различных видов спорта и подвижных
игр.
2. Этап специализации.
Основная цель - повышение объема и интенсивности
тренировочных нагрузок, более специализированная
работа над совершенствованием физических
качеств.
Стремление многих тренеров увеличить
объем беговых средств, выполнить достаточно
высокий разрядный норматив приводит
к быстрому росту результатов, что в дальнейшем
неизбежно сказывается на становлении
спортивного мастерства. Разносторонняя
подготовка на этом этапе при небольшом
объеме беговых средств более благоприятна
для последующего спортивного совершенствования,
нежели специализированная.
Основные задачи: развитие мускулатуры
бегуна в целом (в частности - укрепление
мышечного корсета), укрепление здоровья,
создание двигательного потенциала, предполагающее
освоение разнообразных двигательных
навыков, в том числе и скоростно-силовых.
Скоростно-силовая подготовка на этом
этапе, направленная на развитие быстроты
движений и силы мышц, включает следующие
направления:
- скоростное, где решается задача повышения
скорости бега: бег со старта, ускорения,
бег под гору, по ветру;
- скоростно-силовое - сочетание упражнений
без отягощений или с небольшими отягощениями
в виде пояса, жилета, бег и прыжки против
ветра, в гору, по опилкам, песку и т.д.;
- силовое - парные и групповые упражнения
с сопротивлением, акробатика, гимнастические
упражнения на снарядах (прыжки через
коня, лазание по канату и т.д.), силовые
упражнения со штангой небольшого веса
- 20-30 кг.
Основные методы: метод динамических усилий,
метод повторного выполнения статического
и динамического силовых упражнений, широкое
применение игрового метода.
3. Этап спортивного
совершенствования.
Основная цель - неуклонное повышение
объема и интенсивности тренировочных
нагрузок, специализированная работа
по совершенствованию основных физических
качеств.
Важной задачей является то, что развитие
скоростно-силовых качеств необходимо
осуществлять главным образом путем применения
скоростно-силовых упражнений, где силовые
способности бегуна достигают максимума
преимущественно за счет увеличения скорости
сокращения мышц: бег на короткие дистанции,
всевозможные "короткие" прыжки,
"длинные" прыжки на отрезках 30-60
м, метание (ядер, камней, набивных мячей)
относительно небольшого веса - 2-4 кг).
На этом этапе подготовки целесообразно
использовать физические упражнения,
которые воздействуют на мышечные группы,
испытывающие основную нагрузку в беге.
Основные методы: метод повторного упражнения,
круговой метод, комплексное использование
методов, рекомендованных на предыдущих
этапах подготовки.
4. Этап реализации
спортивного потенциала.
Основная цель - значительное
повышение объема и интенсивности тренировочных
нагрузок, в том числе и скоростно-силовых.
Основная задача - максимальное использование
тренировочных средств, способных вызвать
бурное протекание адаптационных процессов.
Значительно возрастает число занятий
в недельных микроциклах.
Скоростно-силовая подготовка строго
дифференцирована. Средства, методы, режим
работы мышц, величина сопротивлений,
интенсивность выполнения упражнений,
количество повторений, длительность
и характер отдыха дают возможность решить
в методическом плане важную проблему
специальной подготовки, которая во многом
предопределяет рост спортивных результатов.
Основные методы: метод повторного выполнения
силового упражнения с отягощениями малого
и среднего веса, метод повторного выполнения
статического и динамического силовых
упражнений, комбинированный и круговой
методы.
Выполнение значительного объема скоростно-силовых
упражнений на этом этапе препятствует
стабилизации уровня быстроты; возникновению
так называемого
"скоростного барьера". Ведущая роль
в процессе увеличения скорости бега должна
быть отведена методу повторного использования
скоростно-силовых упражнений.
5. Заключительный
этап соревновательной карьеры.
Основная цель - сугубо индивидуальный
подход к тренировочным и соревновательным
нагрузкам, поскольку большой тренировочный
опыт спортсмена помогает всесторонне
изучить присущие только ему способности,
найти резервы в вариантах планирования
тренировочной нагрузки, выявлении наиболее
эффективных средств и методов скоростно-силовой
подготовки.
До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения скоростно-силовых качеств у детей, подростков и юношей.
Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места с отталкиванием двумя ногами (В. М. Дьячков, Г. И. Черняев, В. П.Филин и др.).
Воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков на всех этапах развития детей, подростков и юношей происходят под влиянием условий жизни, повседневных занятий физическими упражнениями, бытовых движений, производственной деятельности. Большое влияние оказывает и целенаправленное воздействие преподавателя или тренера в общеобразовательной школе или детско-юношеской спортивной школе.
Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов — выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
Взаимосвязь в развитии физических
качеств является весьма сложной, формирующейся
в результате суммации самых различных
биологических изменений в организме
спортсмена под влиянием мышечной работы.
В процессе многолетней тренировки соотношение
в развитии физических качеств претерпевает
значительные изменения. Например, на
этапе предварительной подготовки развитие
быстроты, скоростно-силовых качеств,
мышечной силы приводит к повышению уровня
развития и других физических качеств
у юных спортсменов
(С. В. Каледин с сотр., 1957; С. В. Каледин,
Г. С. Ласин, Н. А. Щербакова,
1952, и др.).