Скоростные способности,силовые способности и методы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

Особое место в развитии двигательных возможностей занимают силовые и скоростные способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияет на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п.

Содержание работы

Введение 3
1. Силовые способности 4
2. Скоростные способности 7
3. Методика развития силовых и скоростных способностей 10
Заключение 16

Файлы: 1 файл

Реферат_физра_второй.docx

— 40.24 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Силовые  способности 4

2. Скоростные  способности 7

3. Методика  развития силовых и скоростных  способностей 10

Заключение 16

 

Введение

Особое место в развитии двигательных возможностей занимают силовые и скоростные способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Данные научно-методической литературы и спортивной практики доказывают, что развитие скоростно-силовых способностей влияет на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, в спортивных и подвижных играх, в единоборствах и т.п.

Проблемы в развитии каких-либо качеств у спортсмена могут привести к тому, что он не достигнет наивысших и стабильных спортивных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Силовые способности

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявление человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются  не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад  которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости конкретных двигательных действий и условий  их осуществления вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них  выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические  факторы, а также различные условия  внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно ленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивное (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние  на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Классификация силовых  способностей:

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями ( скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость )

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, усупающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Статическая сила характеризуется  двумя ее особенностями проявления 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке  внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).

Воспитание собственно силовых  способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая  атлетика, гиревой спорт, силовая  акробатика, легкоатлетические метания  и др.); общее укрепление опорно-двигательного  аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента. К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей пред ель-рой величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила — это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила— способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

К специфическим видам  силовых способностей относят силовую  выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень  абсолютной силы человека в большей  степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия  и др.). В то же время показатели относительной силы в большей  мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способное примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическа силовая выносливость зависит от взаимных.

2. Скоростные способности

Под скоростными способностями  понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий  промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений.

Все двигательные реакции, совершаемые  человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее  известным движением на заранее  известный сигнал называется простой  реакцией. Примерами такого вида реакций  являются - начало двигательного действия в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т. п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с. Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий.

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают  в различных сочетаниях и в  совокупности с другими физическими  качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное  проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность  как можно быстрее набрать  максимальную скорость и способность  длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных  двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т. д., а не элементарные формы  ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена  не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности  техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

Способность как можно быстрее  набрать максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой  скорости. В среднем это время  составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной  системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции; 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце; 6) амплитуды движений, т. е. от степени  подвижности в суставах; 7) способности  к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности  организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных при-родных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения  возбуждения в рецепторе, участвующем  в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения  в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным  путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной  системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

На быстроту, проявляемую в целостных  двигательных действиях, влияют: частота  нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления  и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов. Доля аэробного источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.

3. Методика развития силовых  и скоростных способностей

Действенность скоростно-силовых  упражнений в какой-то мере пропорциональна  частоте включения их в недельные  и более протяженные циклы  при условии, что в процессе воспроизведения  их удается как минимум поддерживать, а лучше увеличивать достигнутый уровень скорости движения.

Исходя из этого и нормируют  суммарный объем силовых и скоростных упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинаются замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторение. Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнить их в каждом занятии серийно, используя несколько повторений в каждой серии. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки, отсюда вытекает правило использования скоростно-силовых упражнений - «лучше заниматься чаще, но немного». В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и не травмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные гимнастические и специально - подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движения.

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность  повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение  скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем —  через воспитание силовых и скоростно-силовых  способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т. е. посредством совершенствования  тех факторов, от которых существенно  зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного  переноса скоростных способностей ограничен. Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые  и программирующие стороны, а  также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

Информация о работе Скоростные способности,силовые способности и методы их развития