Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе. Профессиограмма специалистов современной формации. Ка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

Технический прогресс, при всем своем положительном влиянии на жизнь человечества, имеет и ряд отрицательных свойств. Одним из них является гиподинамия человечества, приводящая к возникновению множества болезней разной степени серьезности. В связи с этим, в современном мире остро возникает необходимость в неотъемлемой составляющей здоровья человека – физической культуре. Необходимо противопоставлять современной технике оптимальный двигательный режим. Потребность в движении изначально обусловлена закономерностями роста и развития человеческого организма. Многие ученые, да и люди в целом, замечали, что маленькие дети находятся в постоянном движении, если они здоровы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе……………………………………………………………………4
Динамика рынка труда и профессиограммы специалистов современной формации…………………………………………………………………..11
Профессия-тренер и как я вижу себя в ней……………….15
Список литературы……………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат Профессионализм.docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени  П. Ф. Лесгафта,

 Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реферат

на тему: «Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе. Профессиограмма специалистов современной формации. Как я себя вижу в профессии»

 

 

 

 

Выполнил:   

студентка 1 курса магистратуры

2 группы факультета ЛОВС

Кафедра ТиМ Спортивных игр

Александрова Алёна Владимировна

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

  1. Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе……………………………………………………………………4
  2. Динамика рынка  труда и профессиограммы специалистов современной формации…………………………………………………………………..11
  3. Профессия-тренер и как я вижу себя в ней……………….15

Список литературы……………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Еще древнегреческие  философы говорили о  том, что жизнь  – это движение, а в современном  обществе этот вопрос стал еще более  актуальным.

Технический прогресс, при всем своем положительном  влиянии на жизнь человечества, имеет  и ряд отрицательных свойств. Одним из них является гиподинамия  человечества, приводящая к возникновению  множества болезней разной степени  серьезности. В связи с этим, в  современном мире остро возникает  необходимость в неотъемлемой составляющей здоровья человека – физической культуре. Необходимо противопоставлять современной  технике оптимальный двигательный режим. Потребность в движении изначально обусловлена закономерностями роста  и развития человеческого организма. Многие ученые, да и люди в целом, замечали, что маленькие дети находятся  в постоянном движении, если они  здоровы. Именно это и является непременным  условием нормального развития, укрепления здоровья и овладения основными  двигательными навыками.

Для взрослого  человека испытанным средством повышения  работоспособности и укрепления здоровья является оптимальный двигательный режим в форме регулярных занятий  физической культурой. Физической культурой  важно заниматься в любом возрасте. А для того, чтобы люди, во-первых, об этом знали, а во-вторых, смогли применить  свои знания на практике, необходимы специалисты  в области физической культуры.

 

 

 

 

 

 

1. Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе

 

По мнению Ю.Д. Железняка [5], в освоении профессии и в достижении вершин профессионализма большую роль играет использование возможностей физической культуры в обеспечении должного уровня здоровья, физического и духовного  развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности.

Следовательно, важным компонентом  социальной работы является использование  средств физической культуры в восстановлении, сохранении и укреплении здоровья, достижении профессионализма, социализации как самого специалиста, так и конкретного индивида или различных групп "риска", с которыми ему приходится взаимодействовать в профессиональной деятельности. При этом физическая культура должна быть направлена в первую очередь на специалиста по социальной работе, который в процессе профессиональной деятельности использует ее уже для решения социальных проблем "клиентов" или "группы клиентов".

Физическая культура, являясь наукой, затрагивающей физическую активность человека, накопила значительный опыт решения различных проблем, таких  как формирование физической культуры личности и здорового стиля жизни, восстановление, сохранение и укрепление состояния здоровья, социализация человека средствами физической культуры и спорта и др.

Однако проведенные исследования по изучению профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с  различными "клиентами" показали, что многие идеи физической культуры, направленные на формирование физической культуры личности, физической активности и здорового образа жизни "клиентов", не используются в практической деятельности специалиста. Корень решения данной проблемы, на наш взгляд, уходит в процесс профессиональной подготовки специалиста по социальной работе в высших учебных заведениях.

В основу нашего исследования легло  рассмотрение в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе возможностей использования физической культуры в решении некоторых социальных проблем "клиентов", которые, несомненно, смогут обогатить и повысить эффективность  деятельности специалиста.

Л.П. Матвеев [8] отмечает, что физическая культура, являясь основным видом  общечеловеческой культуры, приводит к оптимизации физического состояния  и развитию индивида в единстве с  его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной  двигательной активности в сочетании  с другими культурными ценностями.

Значимость физической культуры во всестороннем развитии индивида может  быть осмыслена ее ценностями. В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева [3] выделяют следующие общественные ценности: специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления - все то, что создано человеком для достижения физического совершенства, оздоровления и организации здорового образа жизни; личностные ценности , которые определяются знаниями человека в области физического совершенства, двигательными умениями и навыками, способностью к организации здорового стиля жизни, социально -психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью; мобилизационные ценности , позволяющие человеку выжить в экстремальных ситуациях (болезни, травмы, экологические кризисы, аварии и др.); валеологические ценности - использование физических упражнений для эффективного развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Нам представляется, что решение  социальных проблем различных "клиентов" в процессе профессиональной деятельности специалиста можно рассматривать также через реализацию функций физической культуры. В этом аспекте следует выделить следующие функции: специфическую, которая заключатся в благотворном воздействии физкультурной деятельности на динамику физического развития индивида и состояние его здоровья; социальную, способствующую социализации и интеграции индивида в общество; профессионально-прикладную, обеспечивающую достижение профессионализма в трудовой деятельности; информационную , позволяющую накопить, распространить и передать сведения о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения; эстетическую, направленную на удовлетворение человеческих потребностей в физическом совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.

Реализация функций физической культуры через ее виды в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе представлена на рисунке.

Важной формой реализации ценностей  физической культуры в обществе является общее физкультурное образование . Рассматривая категории людей (дети, женщины, семьи, "группы риска", инвалиды, пожилые люди и др.), с которыми контактирует социальный работник, можно предположить, что общее физкультурное образование - необходимый вид профессиональной деятельности специалиста, поскольку, являясь педагогическим процессом, оно направлено на формирование у данных групп специальных знаний, умений и навыков и на развитие разносторонних физических способностей и личностных качеств.

Виды физической культуры в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

Рассматривая феномен спорта в  решении социальных проблем "клиентов" социальным работником, следует отметить следующее:

1. Физическая культура является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, физического развития, улучшения физической подготовленности и повышения работоспособности; достижения физического совершенства; формирования потребности в здоровом стиле жизни; поддержания жизненных и творческих сил людей, в том числе "клиентов" специалиста.

2. Физическая культура расширяет круг общения людей, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, что является средством решения социальных, педагогических и других проблем "клиентов" социального работника.

3. Физическая культура - это средство социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, которое способствует проявлению физических и функциональных возможностей организма.

4.Физическая культура рассматривается как важное социальное средство приобщения детей и молодежи к здоровому образу жизни и профилактическая работа по предупреждению их возможного асоциального поведения (курения, употребления спиртных напитков, наркотиков, бродяжничества и др.).

Создание оптимальных условий  для жизнедеятельности (восстановление утраченного контакта с миром, эффективное  лечение с последующей коррекцией, психолого-педагогическая реабилитация, социально-трудовая адаптация и др.) и интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями в общество относятся к числу главных государственных задач. Одно из основных средств их решения - оздоровительно -реабилитационная физическая культура .

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура включает в себя оздоровительную, лечебную и адаптивную физическую культуру [8]. Оздоровительно -реабилитационные свойства использования физических упражнений в восстановлении, сохранении и укреплении здоровья в сочетании с другими лечебными средствами уже давно доказаны. Поэтому использование их в практике социальной работы, несомненно, позволит решать медико-социальные проблемы "клиентов" или "групп клиентов". Л.И. Лубышева [7] отмечает, что единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов должно стать основополагающим принципом формирования физической культуры личности человека, в том числе инвалида. Использование физических упражнений инвалидом жизненно необходимо, так как они выступают эффективным средством и методом одновременно физической, психической и социальной адаптации в обществе [4].

Физическая рекреация направлена на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных индивидом в процессе какой-либо деятельности (профессиональной, умственной, бытовой и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и на оздоровление, улучшение физических кондиций, повышение жизнестойкости через удовольствие.

Физическая реабилитация способствует восстановлению у индивидуума временно утраченных или нарушенных функций после перенесения разных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных ситуаций.

Физическая активность, как целенаправленная и осмысленная двигательная деятельность человека, результатом которой становится укрепление здоровья, развитие физического  потенциала и достижение физического  совершенства, используется для решения  социальных проблем "клиентов" или "группы клиентов", являясь важным аспектом профессиональной деятельности специалиста по социальной работе [1, 2]. Знание особенностей физической активности на разных этапах жизнедеятельности  индивида и условий ее формирования позволяет в процессе профессиональной деятельности специалиста по социальной работе сформировать у "клиента" устойчивую необходимость в физической культуре, которая является для него объективной жизненной потребностью, способом решения социальных проблем.

Данные специалистов показывают, что  системно упорядоченная физическая активность существенно уменьшает  риск возникновения наиболее распространенных заболеваний (сердечно-сосудистых, ожирения, диабета, остеопороза, паралича, некоторых канцерогенных и др.) и содействует увеличению продолжительности индивидуальной жизни, являясь важным фактором направленного увеличения и поддержания на высоком уровне функциональных возможностей организма [11, 13].

Условиями повышения роли физической культуры и спорта в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выступают:

1. Усиление роли дисциплины "физическая  культура" в профессиональной  подготовке будущего специалиста  по социальной работе. Формирование  у студентов специальных знаний, методических умений и навыков,  направленных на решение социальных  проблем будущих "клиентов" средствами физической культуры и спорта.

2. Формирование у студентов потребности  в физической активности как  факторе достижения должного  уровня профессиональной готовности  на этапе обучения в вузе.

Информация о работе Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе. Профессиограмма специалистов современной формации. Ка