Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе. Профессиограмма специалистов современной формации. Ка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:48, реферат

Описание работы

Технический прогресс, при всем своем положительном влиянии на жизнь человечества, имеет и ряд отрицательных свойств. Одним из них является гиподинамия человечества, приводящая к возникновению множества болезней разной степени серьезности. В связи с этим, в современном мире остро возникает необходимость в неотъемлемой составляющей здоровья человека – физической культуре. Необходимо противопоставлять современной технике оптимальный двигательный режим. Потребность в движении изначально обусловлена закономерностями роста и развития человеческого организма. Многие ученые, да и люди в целом, замечали, что маленькие дети находятся в постоянном движении, если они здоровы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе……………………………………………………………………4
Динамика рынка труда и профессиограммы специалистов современной формации…………………………………………………………………..11
Профессия-тренер и как я вижу себя в ней……………….15
Список литературы……………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат Профессионализм.docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

3. Междисциплинарный подход к  построению содержания социальной  работы. В этом ракурсе профессиональная  подготовка на этапе обучения  студентов в вузе должна носить  междисциплинарный характер, а дисциплина "физическая культура" - быть  взаимосвязанной с дисциплинами  профессионального и специального  циклов и цикла дисциплин специализации. 

4. Привлечение к социальной работе  специалистов смежных профессий:  педагогов, психологов, медиков,  специалистов и педагогов по  физической культуре и адаптивной  физической культуре, способных  в сотрудничестве с социальным  работником решить проблемы "клиентов" или "группы клиентов".

5. Подготовка специальной учебно-методической  литературы по физической культуре, спорту, здоровому стилю жизни,  направленной на образование  самого специалиста по социальной  работе и его "клиентов".

6. Необходимость материально -технического оснащения социальных учреждений (центров социальной помощи пожилых и инвалидов, детей, домов ветеранов, специализированных интернатов, социальных приютов для детей и подростков и др.) физкультурно-спортивным и оздоровительным инвентарем.

7. Использование средств массовой  информации (радио, телевидения,  газет, журналов, Интернета и др.) с целью формирования у людей  потребности в физической активности  и здоровом образе жизни. 

8. Самообразование специалиста  по социальной работе в процессе  профессиональной деятельности, которое  заключается в самостоятельном  поиске дополнительных источников, направленных на формирование  знаний и умений, необходимых  в профессиональной деятельности.

2. Динамика рынка труда и профессиограммы специалистов современной формации

 

Официально  принято считать, что педагогика физической культуры как разновидность  профессиональной педагогической деятельности появилась позже других педагогических профессий. Факты подтверждают, что  профессия педагога по физическому  воспитанию является самой древней  из педагогических, поскольку преподаватели физической культуры были еще при рабовладельческом строе, а тренеры — в феодальном обществе. Подготовка социально востребованных специалистов интегрирует вуз в экономическую и социальную жизнь страны и мирового пространства. Новая европейская действительность, в том числе возможность свободного перемещения специалистов требуют новых подходов в регулировании рынка труда и его обеспечении специалистами.

В бывших странах социалистической ориентации, где успехи в спорте являлись частью идеологической пропаганды, большое  внимание уделялось культивированию  спорта, что сопровождалось мощной финансовой поддержкой со стороны государства. Поскольку система подготовки кадров отражает социальный заказ, а спортивные успехи на международной арене рассматривались  в контексте идеологической работы, то и количество специалистов, ориентированных  на работу в спорте, традиционно  было значительным в странах бывшего  социалистического пространства.

К настоящему времени во всех странах постсоциалистического  пространства произошло резкое изменение  структуры пространства профессиональной деятельности в сфере физической культуры, что подтверждают данные А. И. Бондаря (1999), [Беларусь]; В. А. Голова (1999) и В. Ф. Костюченко (1996), [Россия]; А. К. Кульназарова (1999), [Казахстан], Ю. Войнар (1999), [Польша]. Очевидно уменьшение потребности в специалистах узкого профиля — тренерах. Данную тенденцию в динамике рынка труда осознают специалисты сферы физической культуры как в России — 84%, так и в Польше — 95%.

В соответствии с социальным заказом и реальной потребностью основной специальностью выпускников вузов и факультетов  физкультурного профиля является «Преподаватель физического воспитания». Например, в Финляндии факультетспорта и здоровья (университет г. Jyvaskyla), ориентируясь на социальный заказ, готовит различных специалистов в следующей пропорции: преподаватели физического воспитания — 48%; менеджеры — 10%; тренеры — 10%; физиотерапевты, геронтологи, гигиенисты — 12%; валеологи — 20%. Во Франции в университете Клода Бернара на факультете физического воспитания это выглядит следующим образом: преподаватели физического воспитания — 46%; спортивные менеджеры — 30%; тренеры — 15%; специалисты по работе с инвалидами — 9%.

В связи  с тенденцией к более широкому внедрению в быт населения  рекреативной и оздоровительной  физической культуры спектр необходимых (социально востребованных) узких  профессий будет постоянно расширяться. Естественно, что вузы не в состоянии  предвидеть будущее, и открытие новой  специальности всегда является запоздалой реакцией на социальный заказ. Однако высшее образование должно обеспечивать профессиональную мобильность выпускникам, чтобы на базе полученного образования  специалист имел возможность при  необходимости овладеть новой специализацией или даже новой специальностью.

Профессиональная  мобильность базируется на возможности  оперативной переориентации. Когда  специалист обладает достаточным уровнем  базовой подготовленности, ему легче  адаптироваться в условиях широкого и вариативного рынка труда (в  том числе и в мировом пространстве) путем самообразования или через  краткосрочные курсы переподготовки. Более того, появляется возможность  радикально поменять специальность  на другую — гуманитарного профиля, освоив учебную программу лишь третьего (специального) уровня образования. В  качестве средств решения этих проблем рассматривается широкий профиль подготовки и ее фундаментализация.

Актуальным  направлением является расширения номенклатуры и количества специальностей, приобретаемых  в процессе обучения в вузе, при  этом специальность преподавателя  будет оставаться доминирующей. В  современных условиях приобретение второй специальности в процессе обучения в вузе или предоставление возможности профессиональной оперативной  переориентации является актуальной задачей  для системы профессионального  физкультурного образования, на что  указывают 99,5±0,6% специалистов Польши и 99,6±2,1 — России; 69,7±3,7% студентов  первых и 2±3,1% выпускных курсов. Следует  обратить внимание на тот факт, что  профессия преподавателя высшей школы имеет очень низкий рейтинг  в среде студентов различных  стран (она является престижной для 13,б±2,1% студентов первых курсов и  для 18,1±2,4 % студентов выпускных курсов).

Новая европейская  действительность заключается в  возможности свободного перемещения  специалистов в рамках государств Европейского Союза. Данное обстоятельство требует  новых подходов в регулировании  рынка труда и разработке профессионального  сертификата, признаваемого всеми  членами Европейского Союза. Процессы интеграции будут продолжаться как  в социальной, так и в образовательной  сфере. Это веление времени. Следовательно, национальные системы подготовки кадров должны реформироваться с учетом перспектив развития как внутреннего, так и международного рынка труда.

Реформирование  системы профессионального образования  страны должно способствовать ее интеграции в мировую образовательную систему. Поэтому организационно-управленческие решения при преобразовании системы  подготовки кадров должны приниматься  с учетом инновационного международного опыта, традиций и социально-экономического положения в стране.

В странах  Запада и Японии в физкультурном  образовании населения основной упор сделан на образование школьной молодежи. Профессия школьного учителя является престижной и высокооплачиваемой. Претендентов на места школьного учителя всегда больше, чем вакантных мест. На уроках физической культуры развиваются физические качества детей и совершенствуются двигательные действия, тем самым расширяется диапазон двигательных возможностей, способствуя индивидуальному и социальному развитию личности. Школа является единственным общественным институтом, в котором задействованы все дети, в том числе и с низкой двигательной активностью. Следовательно, школьная физическая культура способствует преодолению социального неравенства.

Одним из ключевых направлений в формировании нужных ориентиров у молодежи является повышение их интереса к физической культуре. Данная проблема актуальна  для многих стран. В Австрии, например, для ее решения в программу  уроков физической культуры включены виды деятельности, пользующиеся наибольшей популярностью у учеников. К ним  относятся: подвижные и спортивные игры, гимнастика, плавание, легкая атлетика, бег на местности, упражнения на снарядах, зальные упражнения. В двух первых классах проводятся только подвижные  игры.

С сожалением приходится констатировать, что снижается  самооценка профессии специалистов по физической культуре. В ряду причин такого положения следует выделить низкую способность специалистов к  взаимодействию со значимыми структурами (общественностью, политиками, руководителями организаций, родителями и др.), то есть неадекватность современным условиям организаторского и коммуникативного компонентов профессиограммы специалистов в сфере физической культуры.

 

 

 

 

 

3. Профессия-тренер и как я вижу себя в ней

 

В 2008 году я получила диплом бакалавра на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета, и даже пошла в магистратуру на тот же факультет. Но вскоре я  поняла, что меня совсем не интересует дальнейшая перспектива работы по той  специальности. С детства я занималась баскетболом, мои родители – тренеры  в СДЮСШОР №2 Невского района. Уже  четвертый год я арбитр баскетбольных  соревнований, и сейчас нахожусь на приличном уровне. Поскольку это  предполагает общение с детьми (игроками) и в целом мне интересна  профессия тренера, я  решила, наконец, посвятить себя этому делу. Это  очень ответственная профессия. Как говорит моя мама: «Надо  безоговорочно любить детей и  баскетбол, чтобы быть тренером». На начальном этапе обучения на тренировках  необходимо заменять детишкам мать. И, прежде всего, их нужно заинтересовать. Если есть интерес, то они будут работать и добиваться своей цели. Также  я считаю очень важным сделать  из детей, прежде всего, хороших людей, дать им воспитание. Чтобы они после выпуска из спортивной школы сказали: «У меня 2 семьи, одна дома, а вторая на баскетболе».  Моя цель на будущее – совмещать работу тренера-инструктора по баскетболу и работу арбитра. Это будет идеальным развитием моей карьеры. Это моя мечта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Барчуков И., Назаров Ю. Физическая культура и физическая подготовка. М., 2007. С. 432.
  2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли "Физическая культура и спорт" // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасти "Физическая культура и спорт": Сб. науч. тр. /Под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: СпортАкадемПресс, 2001, с. 28 - 41.
  3. Бондарь А. И. Концептуальные принципы подготовки кадров в системе физического воспитания // Человек, здоровье, физическая культура на пороге XXI столетия: Матер. междунар. научно-практич. конф. Брест, 1999. С. 43—45.
  4. Войнар Ю. Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры// Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С. 25—26; 39—40.
  5. Евсеев С. П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. СПб, 2007. С. 144.
  6. Железняк Ю.Д. Довузовская подготовка специалистов физической культуры и спорта в системе непрерывного педагогического образования // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасти "Физическая культура и спорт": Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Кузина, Н.Н.Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001, с. 99 - 126.
  7. Костюченко В. Ф. Специальное профессиональное образование в сфере физической культуры. СПб., 2006. С. 102.
  8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. - 159 с.
  9. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
  10. Паффенбаргер Р., И Мин Ли. Влияние двигательной активности на состояние здоровья и продолжительность жизни // Наука в олимпийском спорте. Спец. вып. "Спорт для всех". Киев, 2000, с. 7 - 24.
  11. Прохорова М. В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования, СПб, 1993. С. 429.
  12. Шашкин Г. А. Организационно-методические аспекты подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998. С. 274.
  13. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997, с. 46.

Информация о работе Социальная роль специалиста в области физической культуры в современном обществе. Профессиограмма специалистов современной формации. Ка