Социальное значение физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

В своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, развивать физические способности, оптимизировать состояние здоровья, психическую устойчивость и в целом обеспечивать высокую работоспособность в течение всей жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
I. Физическая культура……………………………………………4
II. Функции физической культуры………………………………..6
III. Социальное значение физической культуры………………….7
IV. Физическая культура. Оздоровительная и реабилитационная направленность………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………..14
Список литературы

Файлы: 1 файл

физкультура.docx

— 56.11 Кб (Скачать файл)
  • совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;
  • компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни. 
          Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека. 
         В настоящее время появились новые  направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно «причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

  Выбор той или иной методики занятий  физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса. 
    Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается  лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечнососудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

 Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

 Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние  физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

 Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

 В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное:

 Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований.

Чтобы оттенить специфический  смысл этого термина в сфере  физической культуры, часто говорят  «физическая рекреация»: 
-  социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта); 
- творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании); 
- системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы); 
- аксиологическая (ценностно-ориентировочная); 
- коммуникативная (важное средство неформального общения людей). 

Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др. По количеству занимающихся, рекреационные  занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.). 

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и в настоящем времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.

Общее представление о  лечении с  помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случая за счет нормализации функций и систем организма, в других — за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок. 

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формам:

- группы ЛФК при диспансерах, больницах; 
    - группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.; 
    -  самостоятельные занятия. 
     Специфика работы в группах ЛФК рассматривается  в соответствующих разделах предмета «Лечебная физическая культура». В рамках ЛФК широко используются лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег, прогулки на лыжах и т.п. Определены двигательные режимы (щадящий, тонизирующий, тренирующий), разработаны организационно-методические формы занятий (урочные, индивидуальные, групповые).

Занятия в группах здоровья носят как  общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами занятий  являются легкодозируемые  по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании упражнений, желательно разнообразных.   

Занятия проводятся по специально разработанным  программам под руководством методиста и наблюдением врача.

Индивидуальные  занятия реабилитационного типа могут также носить как общеоздоровительный, так и специально направленный характер, укрепляющие наиболее слабые функции и системы организма. Например, при функциональных нарушениях сердечнососудистой и дыхательной систем целесообразно широко использовать физические упражнения аэробного характера. 
    Оздоровительно-реабилитационная культура играет существенную роль и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранять стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения на производстве и современных условий жизни. В комплекс профилактических мероприятий входят различные восстановительные упражнения, применяемые в режиме и после рабочего дня, массаж, баня, психорегулирующие и другие средства. 
      Физическая  культура оказывает оздоровительный  и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей  с различными заболеваниями постоянно  растёт. 
  Физическая  культура должна входить в жизнь  человека с раннего возраста и  не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь  нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред. 
  Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого  человека.  

 

 

 

 

Заключение

 

Как неоднократно подчеркивалось, физическая культура человека практически неотделима  от жизнедеятельности человека. Она  является важной составляющей в сохранении и укреплении здоровья.

Физическая  культура - часть общечеловеческой культуры, самостоятельный вид деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Она оказывает  определенное влияние не только на разностороннее формирование человека как личности, но и на развитие семейных, производственных и современных  общественных отношений.

Физическая культура представлена в обществе совокупностью духовных и материальных ценностей. К первым относится соответствующая информация, произведения искусства, созданные  и создающиеся разнообразные  виды спорта, игры комплексы и системы  физических упражнений, этические и  моральные нормы, регулирующие поведение  человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Ко вторым можно отнести  созданные и постоянно совершенствующиеся спортивные сооружения, инвентарь, экипировку, специальное оборудование. Становление физической культуры и ее развитие во многом обусловлено материальными  условиями жизни общества.  
   Физическая культура — часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни каждого человека. Рассматривая это определение, всегда следует помнить о том, что данный феномен жизни современного человека на каждом этапе развития общества всегда имел и имеет глубокие биологические корни, питающие раскидистую крону древа активной жизнедеятельности каждого человека.

Движение (активная двигательная деятельность) — одно из главных  составляющих биологического обеспечения жизнедеятельности организма человека (клеток, и тканей, и органов, и физиологических систем). В эволюционном плане все составляющие организма человека развивались и совершенствовались на основе движения и поэтому требуют его постоянно как для своего развития, так и для поддержания функциональных возможностей каждого человека.

Актуальность этого положения  возрастает по мере неуклонного сокращения двигательной активности современного человека. «Голод движения», слабый двигательный фон - опасен для жизнедеятельности человека, так как нарушает нормальный обмен веществ в организме, необходимый баланс между умственной и физической нагрузками. Именно поэтому возникла необходимость культуры использования движения — этой основы жизнедеятельности организма человека, т.е. разработки целого комплекса социальных, биологических, физиологических, педагогических и других аспектов знаний об эффективном использовании движения для обеспечения жизнедеятельности человека в современных постоянно изменяющихся условиях. Все эти знания, собственное отношение  каждого человека к их реализаций, отношение общества к этому явлению и создали современную физическую культуру.

Таким образом, в своей  основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, развивать физические способности, оптимизировать состояние здоровья, психическую устойчивость и в целом обеспечивать высокую работоспособность в течение всей жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы 

  1. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 312 с. 
  2. Графин А. Я. Физическая культура. - М., 1989.
  3. Жеребцов  А.В. Физкультура и труд  - М., 1986.
  4. Коц Я. М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура  и спорт, 1986. – 239с.
  5. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. – 319с.
  6. Матвеев Л.П.. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  7. Петровский Б. В. (ред.). Популярная медицинская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 703 с. 
  8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

 

 

 

                 

 

 

 


Информация о работе Социальное значение физической культуры