Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:32, реферат
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.
На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.
трудно найти лидера;
члены рабочей группы должны заботиться о себе сами;
рабочая группа имеет тенденцию избирать собственного лидера (но он не имеет власти за пределами группы);
группа не доверяет лидеру;
тенденция к низкой морали;
тенденция к отходу от ориентации на задачу;
нескоординированная работа;
незавершенная работа;
Накопленный в мировой практике опыт позволяет сделать вывод о том, что единственно правильного стиля поведения лидера не существует. Действенный лидер это тот, кто в состоянии оценить различные факторы, влияющие на его поведение в определенной ситуации. Он может комфортно чувствовать себя и эффективно действовать на протяжении всего континуума лидерского стиля, т.е. может модифицировать этот стиль, чтобы соответствовать требованиям ситуации. [3. 42]
Спортивная команда
Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована и обладать определенной степенью интеграции. Поэтому интересно, как группа организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство. Само явление заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции неформального руководства группой. [11. 10, 23]
Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидер - это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает каталог качеств и свойств лидера: высокий уровень компетентности, статус в группе, способность к руководству и т.д. Используя эти сведения, были проведены исследования лидерства в ряде видов спорта. Здесь использовались обычные социометрические процедуры и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров. [20. 144]
Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.
В роли лидера спортивной команды, как показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен. Встречаются, однако, команды, которые имеют в роли лидеров не самых авторитетных и опытных членов коллектива. В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможность участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка. Причем если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации совместных усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу найти оптимальный способ управления командой. [5. 27]
Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную.
Организационная функция заключается
в выработке общекомандных
Информационная функция
Воспитательная функция
Дифференцировать лидерские
роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;
роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.
Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.
Экспрессивные лидеры — ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. [5. 47]
Б.Дж .Кретти [8] приводит ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру:
Преимущества |
Недостатки |
Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер) |
|
Более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач Хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач Эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел |
Мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует. личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах Мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению Может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным от ношениям |
Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер) |
|
Заботлив, внимателен в межличностных отношениях Может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача Лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой Более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений |
Не проявляет инициативы и настойчивости в делах Менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием Может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией Легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях |
В действительности разделение на деловых
и эмоциональных лидеров
1. Спортивная деятельность носит
коллективный характер, протекает
и подготавливается в
2. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной деятельностью, всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами. Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей.
3. В настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства. Выделилось несколько основных концепций: личностный подход (теория «черт лидерства»), поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»), «синтетическая теория лидерства».
4. Множество работ в социальной
психологии было посвящено
5. Спортивная команда представляе
В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.
В связи с целью нашего исследования выявить проявление лидерских качеств в группе легкоатлетов объектом нашего исследования стала группа из 10 человек. Возраст в группе варьируется от 17 до 22 лет. Спортивная квалификация от 2-го взрослого разряда до мастера спорта. Спортивный стаж спортсменов составляет от 4 до 8 лет. В данном составе группа тренируется на протяжении 6 месяцев. 5 человек из группы тренируются вместе на протяжении 2,5 лет.
Предметом исследования являются особенности проявления лидерских качеств спортсменов легкоатлетов.
Мы предположили, что основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы». Для выявления этих тенденций была использована методика Q-сортировка. Она позволила нам изучить представление испытуемого о себе и исследовать данные на основе шести тенденций поведение человека в группе. Испытуемым была предложена анкета из 60 вопросов и предлагалось ознакомиться с утверждениями и ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе, или «нет», если оно противоречит его представлению.
Для подтверждения своих данных была использована социометрический тест. Эта методика позволяет определить положение испытуемых в системе межличностных отношений той группы, к которой они принадлежат.
Проводилась по двум критериям: «Вы поехали на сборы. С кем бы вы хотели жить в одной комнате?» и «Вы выполняете упражнение на растяжку в парах. Кого бы вы выбрали себе в партнеры?». Были выявлены инструментальный и деловой лидеры.
Для исследования лидерских качеств были поставлены следующие задачи:
1. Изучить представление
2. На основе социометрической
методики выявить
С помощью методики Q-сортировка мы изучили представление испытуемых о себе и провели анализ 6 тенденций поведения. Данные исследования были занесены в таблицу:
Фамилия И.О. |
Зависимость/ Независимость |
Общительность/ Необщительность |
Принятие борьбы/ Избежание борьбы | |||
Бондарович А. |
13 |
7 |
12 |
8 |
6 |
14 |
Василенко А. |
10 |
10 |
11 |
9 |
12 |
8 |
Водчиц А. |
7 |
13 |
10 |
10 |
9 |
11 |
Децук Д. |
13 |
7 |
14 |
6 |
7 |
13 |
Исаков А. |
7 |
13 |
11 |
9 |
8 |
12 |
Маленкин Ж. |
11 |
9 |
13 |
7 |
10 |
10 |
Маслеников Ю. |
11 |
9 |
14 |
6 |
11 |
9 |
Нартович Д. |
10 |
10 |
7 |
13 |
8 |
12 |
Сильнов Д. |
10 |
10 |
11 |
9 |
11 |
9 |
Шевчук В. |
12 |
8 |
15 |
5 |
10 |
10 |
Бондарович А. |
Х |
Х |
Х | |||
Василенко А. |
– |
– |
Х |
Х |
||
Водчиц А. |
Х |
– |
– |
Х | ||
Децук Д. |
Х |
Х |
Х | |||
Исаков А. |
Х |
Х |
Х | |||
Маленкин Ж. |
Х |
Х |
– |
– | ||
Маслеников Ю. |
Х |
Х |
Х |
|||
Нартович Д. |
– |
– |
Х |
Х | ||
Сильнов Д. |
– |
– |
Х |
Х |
||
Шевчук В. |
Х |
Х |
– |
– |
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах