Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:32, реферат
Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.
На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально-психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.
Мы предположили, что основные лидерские качества подтверждаются преобладанием тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы». Суммировав баллы по этим тенденциям мы получили
Фамилия И.О. |
Суммарный балл по тенденциям независимость, общительность, принятие борьбы |
Бондарович А. |
25 |
Василенко А. |
33 |
Водчиц А. |
32 |
Децук Д. |
28 |
Исаков А. |
32 |
Маленкин Ж. |
32 |
Маслеников Ю. |
34 |
Нартович Д. |
25 |
Сильнов Д. |
32 |
Шевчук В. |
33 |
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что Василенко А., Маслеников Ю., Шевчук В. имеют большую склонность к проявлению лидерских качеств в группе чем остальные ее члены. Группа Водчиц А., Исаков А., Маленкин Ж., Сильнов Д. также имеют достаточно высокие показатели к проявлению лидерских качеств.
Далее мы сопоставили данные Q-сортировки с данными социометрии. С помощью социометрии мы диагностировали эмоциональные связи т.е. взаимные симпатии между членами группы и решили следующие задачи:
а) измерили степень сплоченности-
б) выявили соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатиии (лидеры, звезды, отвергнутые).
Анализ результатов: полученные результаты были занесены в таблицу.
Социоматрица по первому критерию: «Вы поехали на сборы. С кем бы вы хотели жить в одной комнате?»
Индекс групповой сплоченности по первому критерию:
Социоматрица по второму критерию: «Вы выполняете упражнение на растяжку в парах. Кого бы вы выбрали себе в партнеры?»
№ |
Фамилия И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
Бондарович А. |
X1 |
X2 |
X3 |
||||||||
2 |
Василенко А. |
X3 |
X2 |
X1 |
||||||||
3 |
Водчиц А. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
4 |
Децук Д. |
X1 |
X3 |
X2 |
||||||||
5 |
Исаков А. |
X2 |
X1 |
X3 |
||||||||
6 |
Маленкин Ж. |
X1 |
X2 |
X3 |
||||||||
7 |
Маслеников Ю. |
X3 |
X2 |
X1 |
||||||||
8 |
Нартович Д. |
X2 |
X1 |
X3 |
||||||||
9 |
Сильнов Д. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
10 |
Шевчук В. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
Кол-во выборов |
3 |
2 |
2 |
5 |
6 |
2 |
1 |
3 |
5 |
1 |
||
Взаимные выборы |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
20 |
Индекс групповой сплоченности по второму критерию:
Используя материалы Я.Л. Коломинского
[7] для измерения
№ |
Фамилия И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
Бондарович А. |
X2 |
X1 |
X3 |
||||||||
2 |
Василенко А. |
X1 |
X2 |
X3 |
||||||||
3 |
Водчиц А. |
X3 |
X2 |
X1 |
||||||||
4 |
Децук Д. |
X1 |
X3 |
X2 |
||||||||
5 |
Исаков А. |
X3 |
X2 |
X1 |
||||||||
6 |
Маленкин Ж. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
7 |
Маслеников Ю. |
X1 |
X2 |
X3 |
||||||||
8 |
Нартович Д. |
X3 |
X1 |
X2 |
||||||||
9 |
Сильнов Д. |
X1 |
X3 |
X2 |
||||||||
10 |
Шевчук В. |
X2 |
X3 |
X1 |
||||||||
Кол-во выборов |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
4 |
2 |
3 |
||
Взаимные выборы |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
12 |
Статус в группе |
Количество полученных выборов |
Звезда |
6-7 |
Предпочитаемые |
3-5 |
Принятые |
1-2 |
Изолированные |
0 |
Выведем социометрический статус каждого члена группы по 2 критериям.
Социометрический статус по первому критерию:
Фамилия И.О. |
Статус |
Бондарович А. |
Предпочитаемый |
Василенко А. |
Принятый |
Водчиц А. |
Принятый |
Децук Д. |
Предпочитаемый |
Исаков А. |
Звезда |
Маленкин Ж. |
Принятый |
Маслеников Ю. |
Принятый |
Нартович Д. |
Предпочитаемый |
Сильнов Д. |
Предпочитаемый |
Шевчук В. |
Принятый |
Социометрический статус по второму критерию:
Фамилия И.О. |
Статус |
Бондарович А. |
Предпочитаемый |
Василенко А. |
Предпочитаемый |
Водчиц А. |
Предпочитаемый |
Децук Д. |
Предпочитаемый |
Исаков А. |
Предпочитаемый |
Маленкин Ж. |
Предпочитаемый |
Маслеников Ю. |
Принятый |
Нартович Д. |
Предпочитаемый |
Сильнов Д. |
Принятый |
Шевчук В. |
Предпочитаемый |
На основе этих результатов нам удалось выявить эмоционального лидера группы – Исаков А. Группа Бондарович А., Децук Д., Нартович Д., Сильнов Д. также занимают лидирующее положение по отношению к остальным членам группы. По второму критерию, который направлен на выявление инструментального лидера видно, что в группе нет признанных лидеров в деловых отношениях. Возможно в этом сказывается специфика легкой атлетики, как индивидуального вида спорта.
Соотнесем данные Q-сортировки и социометрии. Мы выяснили реальную возможность проявления лидерских качеств в данной группе. Исаков имеет средние потенциальные возможности, однако является «звездой» в группе. В группе не использован лидерский потенциал 3 человек. Обладая высоким уровнем лидерских качеств Маслеников Ю., Василенко А., Шевчук В. не имеют возможности их проявления в данной группе. Поэтому в своей работе с этой группой тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей.
В ходе нашего исследования мы изучили взаимоотношения в спортивной группе легкоатлетов. Было выявлено ряд интересных особенностей.
В исследуемой нами группе не используется
лидерский потенциал 3 человек. Обладая
высоким уровнем лидерских
Вполне вероятно, что такая ситуация
в группе складывается под влиянием
социально-психологических
Сталкиваясь с подобными ситуациями в своей работе, тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей. Зная признанного эмоционального лидера, тренер в своей деятельности может возлагать на него такие задачи как предупреждение и профилактика межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. Отсутствие признанного делового лидера в данной группе связано, скорее всего, со спецификой легкой атлетики как вида спорта. Деятельность спортсменов носит не командный, а индивидуальный характер. Являясь партнерами в группе, на соревнованиях спортсмены становятся соперниками. Возможно, по этому группа не выдвигает человека на роль инструментального лидера.
Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.
В первой главе я попытался раскрыть сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.
Во второй главе описано проведение эксперимента на спортивной группе легкоатлетов с целью выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в исследованной нами группе и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось, что потенциальные лидерские качества не проявляются в данной группе. Данное явление определяется социально-психологическими условиями и климатом в коллективе. В ходе исследования у нас возникло ряд вопросов: 1. Почему некоторые члены группы не могут проявить свой потенциал лидерских качеств в данной группе? 2. Как должен тренер учитывать дифференциацию лидерских ролей в своей деятельности? Однако использованные нами методики исследования были недостаточны для того, что бы ответить на возникшие в ходе исследования вопросы. Это дало нам новую почву для научно-исследовательской деятельности и будет рассмотрено нами в дальнейшем.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.
Берн Эрик. Лидер и группа О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР, 2000. – 317 с.
Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000. – 832 с.
Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с., ил. – (наука – спорту).
Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).
Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов практических психологов. – Мн,: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 240 с.
Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.
Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975.
Мальчиков
А.В. Социально психологические
Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Человек, 1995. – 275 с.
Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности. – Л., 1990
Немов
Р.С. Психология: Учеб. для студентов
высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн.: Кн.
3: Эксперементальная
Психология.
Учебник для ин-тов физич
Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для ин-тов физ.культ./ Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 143 с.
Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах