Содержание и последовательность обучения приемам борьбы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:12, реферат
Описание работы
Актуальность. Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований. Повсеместное распространение отечественной школы борьбы, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских борцов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………….……………3 1. Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании технико-тактического мастерства ………………………………………………………………………………………..4 2. Содержание и последовательность обучения приемам борьбы.…………………………...5 Заключение……………………………………………………………………………………….9 Список используемых источников…………………………………………………………….10
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Спортивные
единоборства»
Содержание и последовательность
обучения приемам борьбы
Выполнил:
Сухоруков А.О.
Студент 4 курса 43 группы ЗФО
Проверил:
Лосев В.А.
Ст. преподаватель.
Витебск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………………………….……………3
1. Понятие базовой техники
и ее значение в совершенствовании
технико-тактического мастерства
………………………………………………………………………………………..4
2. Содержание и последовательность
обучения приемам борьбы.…………………………...5
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Список используемых источников…………………………………………………………….10
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность. Современное
развитие спортивной борьбы характеризуется
возрастанием конкуренции на международной
арене, повышением требований к технико-тактической
подготовленности, особенно в связи с
изменением условий соревновательной
деятельности, обусловленных постоянным
совершенствованием правил соревнований.
Повсеместное распространение
отечественной школы борьбы, а также возросшие
возможности науки и техники, позволяющие
основным конкурентам детально изучать
особенности технико-тактического мастерства
ведущих российских борцов, обусловили
необходимость постоянного поиска и тщательного
изучения, анализа и обобщения всего того
огромного опыта, который накоплен как
у нас в стране, так и за рубежом по проблемам
разработки и научного обоснования содержания
и методики формирования и совершенствования
технико-тактического мастерства борцов
на различных этапах многолетней тренировки.
В работе мы поставили перед
собой следующие задачи:
Провести анализ программ начального
обучения для ДЮСШ и литературных источников,
освещающих состояние проблемы исследования.
Определить содержание технико-тактической
подготовленности дзюдоистов высокого
класса.
Выявить содержание и объем
базовой техники на начальном этапе подготовки
дзюдоистов.
Для решения поставленных задач
были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературных
источников и обобщение передового
практического опыта ведущих
тренеров;
- педагогическое наблюдение.
1. Понятие базовой
техники и ее значение в совершенствовании
технико-тактического мастерства.
В области физической культуры
и спорта термин «базовая» (подготовка,
техника и т.д.) нашел свое широкое применение.
Слово «база» (от греч. «базис») означает
основание, фундамент, основа.
При этом на стадии базовой
технической подготовки, как отмечает
автор, создается широкий фундамент спортивно-технических
навыков и умений, на основе которых в
дальнейшем строится совершенствование
избранного вида спорта.
Необходимость выделения этапа
базовой подготовки отмечают В.П. Филин
и Н.А. Фомин (1980). Главной задачей этого
этапа обучения, по мнению авторов, является
овладение основами рациональной техники,
а на этапе спортивного совершенствования
- достижение высокой координации движений,
шлифовка элементов техники.
Таким образом, можно сказать,
что основной направленностью базовой
подготовки, по мнению ряда авторов, является
формирование у спортсмена богатого фонда
двигательных навыков и умений, а также
освоение основных технических элементов
(приемов) избранного вида спорта.
Целесообразность изучения
техники того или иного вида спорта на
основе выделения и усвоения базовых действий
у подавляющего большинства исследователей
не вызывает сомнений. Подтверждением
этому является работа В.И. Якубчика (1985),
в которой автор, обращаясь к задаче рациональной
пристройки учебных программ по акробатике,
выдвигает как одну из актуальных проблему
овладения двигательными навыками, органически
входящими в структуру большинства акробатических
упражнений. Он подчеркивает, что такое
формирование двигательных навыков позволяет
на основе немногого обучать многому.
К базовым Г.С. Туманян относит
движения и действия, составляющие основу
технической оснащенности дзюдо, без которых
невозможно осуществление соревновательной
деятельности с соблюдением действующих
правил.
Автор приводит семь разделов
техники и тактики, которым надо обучать
спортсменов:
базовые элементы - БЭ,
вспомогательные базовые элементы
- ВБЭ,
технические действия - ТхД,
тактические действия - ТД,
комбинации ВБЭ, ТхД и ТД,
тактика схватки,
тактика соревнований.
Каждая из семи групп соревновательных
упражнений состоит из двух разделов:
базовой и расширенной техники и тактики.
В состав базовой техники и тактики входит
зауженный перечень профилирующих элементов,
освоение которых обеспечивает формирование
«школьной техники и тактики» и разучивание
других приемов этой группы происходит
быстро и без затруднений (45).
Данный подход, как мы видим,
основывается на принципе первичности
соревновательной деятельности и вторичности
учебно-тренировочного процесса.
2. Содержание и последовательность
обучения приемам борьбы.
Отсутствие системы подготовки
в таком сложном в техническом отношении
виде спорта, как дзюдо может привести
к хаотичному формированию навыков и снижению
разносторонности спортсмена. А высшим
критерием в определении мастерства дзюдоиста
служит его разносторонняя и результативная
техническая подготовка (17).
Техническая подготовленность
характеризуется степенью освоения спортсменом
системы движений, соответствующих особенностям
данного вида спорта и обеспечивающих
достижение высоких результатов.
Борьба дзюдо относится к видам
спорта с чрезвычайно сложной и многообразной
техникой движений. Составляющими техники
борьбы являются основные приемы и стойки,
их модификации, сложные технико-тактические
действия (комбинации и контрприемы), элементарные
действия (передвижения, захваты, выведения
из равновесия, страховка партера и самостраховка).
Задачи, вытекающие из особенностей
соревновательной деятельности дзюдоистов,
осложняются еще и тем, что наибольшее
отставание российских борцов от ведущих
дзюдоистов мира лежит именно в области
технической подготовки.
Предполагается, что необходимо
уделить больше внимания технической
подготовке на начальном этапе тренировочного
процесса. Значимость целесообразного
построения процесса технической подготовки
юных борцов обостряется тем, что недостатки
в этом компоненте не очень заметны в юном
возрасте. Происходит это потому, что этот
пробел компенсируется за счет высокого
уровня физической подготовки. Однако
недостатки в юношеском возрасте, пробелы
в технике обнаруживаются даже у спортсменов
высокого класса, причем недоработки,
допущенные на ранних этапах трудно, а
иногда невозможно наверстать. Ведь с
одной стороны, сформированный неправильный
навык мешает созданию нового, правильного
(отрицательный перенос навыка), с другой
стороны, время удобное для формирования
ловкости (сентизитивный период), являющееся
основой техники, упущено. Такое положение
накладывает большую ответственность
на техническую подготовку юного спортсмена.
Как было определено в предыдущем
разделе, повышение качества тренировочного
процесса (и в частности выявление базовой
техники) диктует необходимость изучения
соревновательной деятельности. Первостепенное
значение в структуре соревновательной
деятельности, по мнению
Ю.Д. Железняка (1980), имеет элементарный
набор технико-тактических действий спортсменов.
По нашему мнению, этот элементарный набор
технико-тактических действий можно назвать
базовым.
Эффективность комбинаций в
борьбе объясняется снижением устойчивости
соперника в результате первой атаки.
Зачастую комбинации и планируются так,
чтобы в результате сохранить устойчивость
в конкретном направлении.
Первой предпосылкой формирования
технического мастерства является высокое
качество начального обучения, заключающее
необходимость коренного переучивания.
В борьбе на основе структуризации
конфликта поединка в спортивных единоборствах
В.Л. Дементьев и О.Б. Малков (1986) выделяют
объем достаточной и необходимой техники.
Объем достаточной техники подразумевает
минимальную совокупность технических
действий, обеспечивающих борцу решение
тактических задач, возникающих в поединке.
Этот объем аналогичен элементарному
набору технико-тактических действий,
так как позволяет вести единоборства
с соперником, но еще не является необходимым
объемом для достижения спортивного мастерства.
«Объем необходимой техники представляет
собой совокупность технических действий,
которую спортсмен может усвоить с учетом
конкретного тренировочного процесса
и его индивидуальных особенностей»(10).
Рассмотрим мнение специалистов
по вопросу определения показателей активности
и результативности технико-тактических
действий высококвалифицированных дзюдоистов.
Специалисты приводят в качестве наиболее
результативного броска в дзюдо бросок
через спину. Ранжирование по результативности
остальных технико-тактических действий
у специалистов различается, но не принципиально.
Так, из группы бросков руками по результативности
броски ранжируются следующим образом:
бросок захватом за бедро изнутри, выхватом
за две ноги. Из группы бросков через бедро
результативным является бросок через
бедро захватом. Среди бросков выделяют
подхват под одну ногу (второй по результативности
из всех бросков в дзюдо), затем зацеп изнутри,
передняя подножка, отхват и подсечка
изнутри. Из бросков с падением на спину
наиболее оцениваемыми действиями в соревнованиях
являются бросок через голову и бросок
через грудь, а в группе бросков с падением
на бок - бросок с захватом руки под плечо.
В борьбе в партере наиболее
результативными являются удержания,
которые, по утверждению Е.М. Чумакова
и И.В. Шашурина (1983), больше всего приносят
оценок иппон (чистая победа). По данным
японских авторов наиболее результативными
удержаниями в дзюдо являются : удержание
со стороны головы, поперек, сбоку, верхом,
сбоку с захватом руки и головы. (удержания
приведены в порядке спада результативности).
Данные, приведенные в литературе, по результативности
удушающих и болевых приемов расходятся.
По данным одних авторов более результативными
в дзюдо являются болевые приемы, а по
другим - более результативными являются
удушающие приемы. По мнению японских
специалистов, наиболее результативный
удушающий прием - сзади петлей, а из болевых
- рычаг локтя (при захвате руки ногами).
При определении содержания
технико-тактической подготовки специалисты
по спортивной борьбе отмечают необходимость
установления связи между соревновательной
деятельностью и содержанием технико-тактической
подготовки борцов. Эта связь выражена
в требованиях учета в учебных программах
применяемости и результативности технико-тактических
действий в соревновательных поединках.
К таким подходам следует отнести требование
Н.М. Галковского (1981) и Ю.А. Шахмурадова
(1989) давать в литературе описание технико-тактических
действий, которые в соревнованиях апробированы
и успешно применяются. Данный подход
к определению содержания обучения и совершенствования
технико-тактических действий рекомендует
также центр японского дзюдо Кодокан.
При этом ряд специалистов рекомендует
с первых занятий соблюдать пропорции
между временем, отводимым на обучение
и совершенствованием приемов в зависимости
от их применяемости на соревнованиях.
Эти специалисты считают, что на совершенствование
высокорезультативных и часто применяемых
приемов следует тратить больше времени,
чем на те, которые редко используются
в поединках. Таким образом, из наиболее
результативных приемов, по мнению многих
авторов, должен формироваться индивидуальный
комплекс технико-тактических действий.
В этом состоит решение одной из главных
задач учебно-тренировочного процесса
в борьбе дзюдо.
Однако, несмотря на принятый
подход к определению содержания обучения
технике борьбы, существуют исключения,
т.е. приемы, которые редко встречаются
в соревновательных схватках, но необходимые
для формирования базовой техники дзюдо.
К таким приемам относятся броски подворотом
и выведением из равновесия.
При определении последовательности
изучения технико-тактических действий
борьбы дзюдо необходимо соблюдать дидактические
принципы обучения двигательным действиям.
Освоение учебного материала
становится реальным в случае доступности
для обучающихся, именно поэтому доступность
и является одним из важнейших факторов,
определяющих последовательность изучения
учебного материала. Обеспечить доступность
в процессе физического воспитания, как
считает В.Д. Мазниченко (1971), значит обеспечить
требование такой трудности, при которых
создаются предпосылки для максимального
движения вперед без ущерба для здоровья
занимающихся. С другой стороны, с точки
зрения индивидуализации обучения необходимо
определить для учащегося такой уровень
трудности материала, который должен быть
не слишком низким, чтобы удержать внимание
обучающегося, и в то же время не слишком
высоким, чтобы быть ему по силам.
Основным подходом, по которому
специалисты в борьбе рекомендуют строить
последовательность изучения технико-тактических
действий, является соблюдение дидактических
правил «от простого к сложному», «от легкого
к трудному». Наиболее рациональной последовательностью
изучения техники является такая последовательность
освоения приемов, в которой их изучение
проходит по нарастающей физической трудности
и координационной сложности.
Наряду с классическими принципами
сознательности и активности, систематичности
и последовательности, наглядности и доступности,
по мнению Р. Петрова (1998), необходимо выделить
еще два принципа: принцип преемственности
и перспективности. Технико-тактическое
вооружение, считает Р. Петров, должно
отвечать индивидуальным особенностям
юных борцов и прогностическому эталону
будущих чемпионов по истечению 4-6 лет.
Необходимо, отмечает он, чтобы
до 14-16 лет борцы прошли общий курс техники,
имели выработанные навыки для широкого
круга атакующих, защитных и контратакующих
действий (30).
Р. Петров считает, что нет однозначной
схемы для указания последовательности
изучения приемов и существуют различные
точки зрения:
изучение приемов по принципу
«от простого к сложному»;
изучение нескольких приемов
борьбы в партере, а затем в стойке;
обзорное изучение широкого
круга типичных приемов из различных квалификационных
групп;