Содержание и последовательность обучения приемам борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:12, реферат

Описание работы

Актуальность. Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.
Повсеместное распространение отечественной школы борьбы, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских борцов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….……………3
1. Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании технико-тактического мастерства ………………………………………………………………………………………..4
2. Содержание и последовательность обучения приемам борьбы.…………………………...5
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Список используемых источников…………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 1.docx

— 33.97 Кб (Скачать файл)

раннее изучение эффективной техники.

Целесообразным, по мнению Р.Петрова, является изучение приемов по принципу «от простого к сложному», прежде всего на основе широкого круга типовой техники, постепенно сужая технический диапазон и акцентируясь на перспективных и удобных для спортсмена приемах.

Е.М. Чумаков и С.Ф. Ионов (1978), рассматривая данный вопрос, отмечали, что существует два основных способа определения последовательности изучения приемов борьбы:

концентрическое изучение, т.е. последовательное изучение приемов из различных классификационных групп технических действий, при прохождении основных приемов из всех групп, возвращение к первоначальной группе и изучение в этой же последовательности, но уже других приемов из этих групп (такое изучение рекомендуется проводить на занятиях в ДЮСШ);

линейное изучение - занимающиеся вначале осваивают все приемы из первой группы, а затем все приемы из второй группы и т.д. (такое изучение проводится на семинарах и сборах тренеров и в специальных физкультурных учебных заведениях) (48).

История классификации техники дзюдо имеет более чем столетнюю давность. Основатель дзюдо Дзигаро Кано подразделил технику на три раздела:

Техника борьбы стоя (броски руками, ногами, туловищем, броски с падением на спину, на бок).

Техника борьбы лежа (удержания, удушающие и болевые приемы).

Самозащита (способы атаки жизненно важных центров человека).

Эта классификация наиболее полно представлена в издании Кодокана. В дальнейшем японский специалист Киеши Ковайши внес в раздел техники в положении стоя новую группу приемов (броски через плечи), оставив технику борьбы лежа без изменений. Основные технические действия борьбы дзюдо - это движения. Какие же их них в первую очередь должны быть освоены дзюдоистами? Ответ на этот вопрос связан с ясным представлением об идеальном дзюдоисте, владеющем широким перечнем приемов борьбы в положении лежа и стоя. Важно при этом учесть, что основная цель борьбы стоя сводится к броску противника, за отличное выполнение которого присуждается чистая победа. В старых классификациях японских специалистов и в более поздних попытках систематизации приемов борьбы в основе разделения бросков на группы положена основная часть тела атакующего борца, несущая на себе главную тяжесть работы при выполнении броска.

По правилам борьбы дзюдо приемы оцениваются по следующим параметрам: точность, скорость и сила. Чем лучше эти характеристики, тем выше оцениваются приемы. При определении победителя одна высшая оценка одного приема превышает сумму любого количества низших оценок, полученных проигравшим за проведение других технических действий. Таким образом, наибольшее внимание уделяется качеству проведенного приема. Приемы, получившие высшие оценки - иппон - (чистая победа) и вазари (полпобеды), в японской терминологии носят название кимари-вадза -ударные приемы, а оценки иппон и вазари называются ударными оценками.

Проводя ударные приемы, борец одерживает чистую победу или получает решающее преимущество. Не всегда победа достигается только за счет излюбленных приемов, но, как правило, при помощи ударных приемов. Излюбленные и ударные приемы в борьбе дзюдо определяют уровень технической (школы) и тактической (опыта использования технических действий на соревнованиях) подготовленности борцов.

Технический арсенал дзюдо делится на две основные части: «наге-ваза» - техника борьбы стоя, под которой подразумевается исполнение бросков, и «катами-ваза» - техника борьбы лежа. Особняком стоят специальные разделы, посвященные различным видам: стоек (шисеи), захватов за кимоно партнера (куми-ката), дистанций в борьбе (маай), способов выведения противника из равновесия (кузуши), при падении (укеми). С логической точки зрения все они, вероятно, должны были быть объединены с техникой бросков «наге-ваза» в единый комплекс борьбы стоя.

Техника проведения бросков (наге-ваза) разделяется на две группы в зависимости от того, остается ли сам бросающих на ногах, или для проведения броска тоже опускается на татами. Первая из них именуется «тачи-ваза», вторая - «сутеми-ваза». В свою очередь, броски, при которых бросающий сам остается стоять, подразделяются на броски, исполняемые движением ног - «аши-ваза», движением рук - «те-ваза» и с помощью бедра - «коши-ваза» или плеч - «ката-ваза».

«Сутеми» на японском языке означает «жертва». Такой жертвой в данном случае названо падение самого бросающего, за счет которого осуществляется бросок (таким образом, значение слова жертва здесь близко тому смыслу, какой ему придается в шахматах).

«Сутеми-ваза» - броски с собственным падением - подразделяются на два вида: с падением на бок и на спину. Описание любого броска в руководствах по дзюдо содержит три стадии : «кузуши» - выведение из равновесия, «цикури» - подготовка, подход к броску и «каке» - его непосредственное исполнение. В таких описаниях приняты термины «тори» - дзюдоист, проводящий прием, и «уке» - дзюдоист, на котором прием производится. Что же касается приемов, применяемых в борьбе лежа (катами-ваза), то их составляют удержания (осаекоми-ваза), удушающие захваты (шиме-ваза), болевые приемы (квансетсу-ваза).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В истории спортивной  борьбы недостаточно внимания  уделено вопросам методики обучения  технике на начальных этапах. Состояние этой проблемы было  выявлено и в ходе анкетного  опроса ведущих тренеров. В частности  неизвестно, каким приемам, защитам  и контрприемам необходимо обучать  в течении года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз  следует повторить изучаемый  прием в одном занятии, сколько  раз выполнить его до усвоения, чтобы можно было применить  в учебных схватках и главное, в условиях соревнований.

2. Следует также выделить  ряд моментов, которыми необходимо  руководствоваться в организации  учебно-тренировочного процесса  дзюдоистов в группах начальной  подготовки:

рационально строить тренировочное занятие в зависимости от его задач и условий тренировки;

планировать нагрузку юным спортсменам в соответствии с уровнем физической и двигательной подготовленности;

учитывать уровень мобилизации чувств, мышления и воли юных спортсменов в становлении сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу;

активизировать деятельность спортсменов по ходу решения задач тренировки, повышать эмоциональность занятия, вводя подвижные и спортивные игры, эстафеты;

в подготовке юных дзюдоистов основное внимание уделять расширению арсенала технических действий, совершенствованию связок и комбинаций;

строить отношения со спортсменами на принципе взаимоуважения и взаимопонимания;

педагогически оправдано использовать комплекс дисциплинарных воздействий, пресекать нарушение дисциплины;

корректировать деятельность в зависимости от успешности учебно-тренировочного процесса. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

1.Алиханов И.И. Дидактические  основы обучения броском в  спортивной борьбе/Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1985.

2.Алексеенко Ю.Г. «Коронный  прием»/Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1975.

3.Калмыков С.В. Вопросы  подготовки юных борцов 8 - 10 лет / Спортивная борьба. М.: ФиС, 1975.

4.Коблев Я.К., Черминт  К.Д., Письменский И.А., Волков Е.В. Базовая техника дзюдо в стойке. - Майкоп, 1995.

5.Колупов Ю.И., Рудницкий  В.И. Особенности подготовки молодых  борцов/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1980.

 

 

 

 


Информация о работе Содержание и последовательность обучения приемам борьбы