Содержание врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Актуальность. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что вопросы, укрепления здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности школьников на основе принципа гармонического развития личности всегда были и будут главной заботой государства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
2 РОЛЬ ВРАЧА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1 Врачебно-педагогический контроль
2.2 Врачебное обследование школьников, занимающихся физической культурой
2.3 Анамнез
2.4 Объективное обследование
3 ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Методы оценки физического развития
3.2 Общая характеристика телосложения
5 МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.1 Распределение на медицинские группы
6 ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
6.1 Содержание врачебно-педагогических наблюдений
6.2 Профилактика спортивных травм и оказание первой помощи
ВЫВОДЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Врачебный контроль.doc

— 515.46 Кб (Скачать файл)

      Для средней степени утомления характерно значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, большая потливость, особенно лица, большое учащение дыхания с периодическими глубокими вдохами и выдохами, нарушение координации движений (неуверенные движения, нечеткое выполнение заданий, добавочные движения, покачивания), жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиения.

      Резкое утомление (переутомление) характеризуется резким покраснением или побледнением или даже синюшностью кожи, страдальческим выражением лица, общей резкой потливостью и выступанием соли на коже, майке, рубашке, резко учащенным, поверхностным и аритмичным дыханием, вплоть до одышки, отказом от выполнения упражнений, глубоким нарушением координации движений (частые покачивания, отставание в ходьбе от группы, требуется опора или посторонняя помощь), дрожанием конечностей, жалобами на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту, иногда рвоту.

      Более выраженная степень утомления у некоторых детей по сравнению с остальными свидетельствует о чрезмерности нагрузки для них и требует немедленных изменений в дозировке упражнений с целью предупреждения перенапряжения.

      Определение моторной плотности урока проводится методом хронометража. Регистрируют по секундомеру отрезки времени, затраченного школьником во время урока непосредственно на выполнение физических упражнений. Отношение суммы этих отрезков к общей длительности всего урока, выраженное в процентах, характеризует моторную плотность урока. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если за 45 мин урока общая продолжительность занятий физическими упражнениями равнялась 30 мин, то моторная плотность составит: 66%. Остальное время было потрачено на показ и объяснение, ожидание очереди к выполнению упражнения, паузы отдыха и т. д. Моторная плотность урока физкультуры более 60% считается достаточной. При более низкой моторной плотности школьники не получают оптимальной физической нагрузки, снижается качество урока, плохо усваивается программный материал, мало выражен оздоровительно-тренировочный эффект.

      Проверка величины нагрузки и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем определения так называемой физиологической кривой урока. Для этого подсчитывают пульс по 10-секундным отрезкам времени до начала занятий, в начале занятий и в конце каждой части урока, непосредственно перед началом и сейчас же после окончания отдельных физических упражнений. На основании полученных данных графически изображают физиологическую кривую урока, при этом по горизонтали отмечается продолжительность каждой части урока (вводной, подготовительной, основной и заключительной) и отдельных наиболее интенсивных упражнений, а по вертикали реакция пульса на нагрузку по сравнению с исходными данными.

      Физиологическая кривая должна представлять собой восходящую линию, поднимающуюся в основной части урока на 80--100% от исходной величины с несколькими зубцами при наиболее интенсивных упражнениях, заметно снижающуюся к концу урока. Незначительный подъем и плоская форма кривой свидетельствуют о недостаточной нагрузке. Если пульс при отдельных упражнениях не достигает 130--140 в минуту, то нельзя рассчитывать на тренировочный эффект урока. Резкое учащение пульса и отсутствие выраженной тенденции физиологической кривой к снижению в конце урока, указывают на чрезмерность нагрузки. Следует учитывать, однако, что выраженность пульсовой реакции зависит не только от величины нагрузки и степени подготовленности, но и от типологических особенностей нервной системы, а также от характера физических упражнений. Так, после упражнений в равновесии на бревне пульс учащается значительно, хотя непосредственная физическая нагрузка при этом невелика.

      Особое значение имеют данные врачебно-педагогических наблюдений школьников, отнесенных к подготовительной и специальной группам, а также юных спортсменов. У первых из-за тех или иных отклонений в состоянии здоровья, а у вторых в связи с широким применением больших тренировочных нагрузок в раннем возрасте врачебно-педагогические наблюдения проводятся более глубоко. Так, в процессе занятий или до и после них (в зависимости от поставленных задач) исследуются наряду с частотой пульса артериальное давление, жизненная емкость легких и сила дыхательных мышц, проводятся динамометрия, ортостатическая или клиноортостатическая проба, проба с дополнительными и повторными нагрузками, анализы крови, мочи, электрокардиография.

      Кроме осуществления описанных выше задач, врач при посещении занятий физической культурой должен установить, достаточно ли высока дисциплина на уроке; достаточно ли правильны, точны, ясны и кратки объяснения педагога; каково материально-техническое оснащение урока и соблюдаются ли возрастные нормы оборудования и инвентаря; как организована «страховка» при различных упражнениях; учитывает ли педагог уровень нагрузки на предыдущем уроке (все это имеет большое значение для профилактики спортивных травм и для повышения качества педагогического процесса); следит ли педагог за осанкой и дыханием и достаточно ли используются общеразвивающиеся и корригирующие упражнения; соблюдаются ли правила личной гигиены.

      На уроках физкультуры, на занятиях спортом, во время всех спортивно-массовых мероприятий школьники обязаны носить спортивную одежду, отвечающую гигиеническим требованиям: она должна быть свободной, не стеснять и не затруднять дыхания и кровообращения; соответствовать климатическим и метеорологическим условиям; соответствовать характеру занятий, не создавая затруднений при выполнении упражнений; предохранять от травм и не создавать опасности повреждений; давать возможность наблюдать за движениями и осанкой занимающегося. Особое внимание должно уделяться спортивной обуви. Исправность и соответствие ее размеров длине и ширине стоп занимающихся обязательны. Во время дальних экскурсий и походов школьники должны иметь крепкую обувь на достаточно плотной подошве. Неношенная, а также сильно поношенная обувь непригодна.

      Выше уже подчеркивалось большое оздоровительное и общеукрепляющее значение уроков физической культуры, проводимых на открытом воздухе во все времена года. Во избежание переохлаждения и обморожений зимой следует иметь соответствующую одежду и обувь и учитывать нормы температуры воздуха, при которых разрешено проведение зимних спортивных мероприятий.

      Занятия зимой на открытом воздухе требуют особенно четкой организации и несколько отличной от обычной методики проведения урока (Фатеева Л.П.).

      Важнейшим вопросом методики проведения уроков физической культуры на открытом воздухе является обеспечение оптимальной моторной плотности. Известно, что наибольшая плотность урока достигается ликвидацией простоев, сокращением времени на объяснение. При проведении уроков на открытом воздухе она обеспечивается правильным планированием и методикой, учитывающими метеорологические условия проведения занятий, своевременной и тщательной подготовкой к каждому уроку и преподавателя, и занимающихся, а также предельным сокращением времени на показ и объяснения.

      Чем ниже температура воздуха при проведении уроков на воздухе, тем выше должен быть показатель двигательной активности. Наибольший эффект в увеличении моторной плотности урока дает одновременное и поточное выполнение упражнений. Хороший результат дают выполнение упражнений и по отделениям, но лишь тогда, когда занимающиеся обеспечены необходимым инвентарем в количестве, не меньшем, чем один снаряд на 2---3 ученика. При разбивке на пары для выполнения упражнений очень важен учет индивидуальных особенностей занимающихся. Так, например, включение в одну пару с малоактивным занимающимся подвижного и активного полезно для обоих, так как активизирует одного или несколько сдерживает активность другого, тем самым облегчая преподавателю регулирование нагрузки для всей группы. Включение в одну пару пассивных или, наоборот, очень активных занимающихся зачастую приводит к тому, что первые получают недостаточную нагрузку, а вторые -- слишком большую.

      Моторную плотность урока можно значительно увеличить за счет улучшения дисциплины, сокращения до минимума различных перестроений. Для успешного проведения уроков па открытом воздухе имеет значение эмоциональная их насыщенность. Важной предпосылкой к созданию положительных эмоций являются веселый тон, подбадривание и шутка преподавателя, чистота и порядок на площадке и в одежде, четкая организация выдачи и приема инвентаря. Но наиболее сильным средством повышения эмоциональности урока является проведение упражнений в виде соревнований и игр, которые вполне возможно проводить в холодное время года и в основной, и в подготовительной части урока. Умелое использование в работе всех этих факторов позволяет проводить уроки на открытом воздухе фактически при любых метеорологических условиях, проводить их в достаточной мере эффективно.

      Врачебно-педагогические наблюдения следует проводить при деятельном участии преподавателя (тренера), который обязан оказывать врачу содействие, а также помощь, сообщая свои педагогические наблюдения. Тесный контакт врача и педагога в осуществлении совместного систематического контроля за занятиями школьников физическими упражнениями является условием постоянного совершенствования педагогического процесса.

      Данные своих наблюдений врач должен фиксировать в протоколах, анализировать и обобщать (и доводить до сведения преподавателей -- тренеров -- на протяжении всего периода учебы) с целью оценки качества постановки физического воспитания и влияния его на здоровье и физическое развитие школьников. Полученные материалы, выводы и соображения врач не только включает в отчет, но и регулярно доводит их до сведения преподавателей (тренеров), периодически выносит на заседания педагогического совета, на методические совещания преподавателей или тренеров. Совместное широкое обсуждение доклада врача приводит, как правило, к предложениям мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение качества процесса физического воспитания детей в школе, а также на углубление и расширение врачебного контроля и врачебно-педагогических наблюдений.

      5.2 Профилактика спортивных травм и оказание первой помощи

 

      На уроках физкультуры и на спортивных занятиях иногда возможны различные травмы. Спортивные травмы составляют среди других видов травм около 2%. Среди спортивных травм преобладают ушибы, повреждения связочного аппарата, потертости и ссадины (75--80% всех травм), затем переломы и вывихи (около 3%). Отмечается специфичность повреждений и преимущественная локализация травм в зависимости от видов спорта. Так, растяжения связочного аппарата типичны для легкой и тяжелой атлетики, гимнастики, спортивных игр и борьбы, а потертости -- для лыжного и велосипедного спорта. Повреждения верхних конечностей чаще встречаются у гимнастов, повреждения нижних конечностей -- у легкоатлетов, футболистов, повреждения пальцев кисти -- у волейболистов и баскетболистов.

      Анализ причин спортивных травм свидетельствует о том, что большинство из них можно было предупредить. Поэтому школьному врачу и преподавателям (тренерам) необходимо большое внимание уделять вопросам профилактики спортивных травм и оказанию первой помощи при них.

      Основными причинами возникновения повреждений при занятиях физическими упражнениями (первая группа причин) являются недочеты в их организации и недостатки в методике проведения: перегрузка мест занятий; многочисленность занимающихся в одной группе, вследствие чего внимание педагога рассеивается, несоблюдение последовательности и постепенности в увеличении нагрузок; не соответствующий возрасту, полу, подготовленности занимающихся подбор упражнений; недостаточная надежность или отсутствие страховки, разминки и т. д.

      Второй группой причин являются недостатки в подготовке мест занятий, оборудования и инвентаря: нестандартные размеры зала и спортивных площадок; слабое или слепящее освещение; плохая вентиляция; скользкий пол в спортивном зале; слишком твердый или неровный грунт площадок; трещины и неровности на льду катка; раскатанная лыжня; низкое качество, неисправность гимнастических снарядов; несоответствие размеров и массы оборудования и инвентаря физическому развитию детей; недостаточная подготовленность мест для приземления после различных прыжков; игнорирование индивидуальных защитных приспособлений (щитков, масок) и т. д.

      Третью группу причин составляют неблагоприятные метеорологические условия и нарушения личной гигиены: слишком высокая либо низкая температура воздуха или воды (при плавании); сильный дождь, ветер, снег; высокая относительная влажность воздуха; обильный прием пищи или жидкости перед занятием; занятия на голодный желудок; несоответствие одежды и обуви особенностям физических упражнений или погодным условиям -- тесная обувь может вызвать потертости и отморожения, а слишком свободная -- повреждения связочного аппарата стопы; слишком тесная одежда может привести к перегреванию, а чересчур легкая может быть зимой причиной простудных заболеваний и отморожений; отсутствие шипов на бутсах или легкоатлетических туфлях может вызвать падение.

      Немаловажной причиной травм могут быть нарушения правил врачебного контроля и отклонения в состоянии здоровья и физического развития: неправильное распределение занимающихся по группам без учета возрастно-половых особенностей и физической подготовленности; преждевременный допуск к занятиям после перенесенной болезни, травмы, операции, наличие инкубационного периода заболевания; ограничение подвижности суставов, привычные вывихи; чрезмерная потливость рук; сильные потертости кожи; переутомление.

      Существенной причиной могут быть недисциплинированность, нарушение установленных правил, невнимательность учащегося при объяснении и показе упражнений, излишняя азартность и грубость, отсутствие элементарной осторожности и т. д.

      Потертости. Нужно осторожно очистить поврежденный участок кожи 3% раствором перекиси водорода или эфиром и наложить на него мазевую повязку.

      Ссадины. Поврежденную поверхность обрабатывают перекисью водорода и смазывают 2% спиртовым раствором бриллиантового зеленого. Небольшие ссадины оставляют открытыми, па большие накладывают стерильную повязку. При загрязнении или обширных ссадинах обязательно введение противостолбнячной сыворотки.

Информация о работе Содержание врачебно-педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников