Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:19, контрольная работа
Актуальность. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что вопросы, укрепления здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности школьников на основе принципа гармонического развития личности всегда были и будут главной заботой государства
ВВЕДЕНИЕ
1 ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
2 РОЛЬ ВРАЧА В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.1 Врачебно-педагогический контроль
2.2 Врачебное обследование школьников, занимающихся физической культурой
2.3 Анамнез
2.4 Объективное обследование
3 ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3.1 Методы оценки физического развития
3.2 Общая характеристика телосложения
5 МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.1 Распределение на медицинские группы
6 ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
6.1 Содержание врачебно-педагогических наблюдений
6.2 Профилактика спортивных травм и оказание первой помощи
ВЫВОДЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Исходя из коэффициента регрессии, нередко составляют специальные таблицы -- номограммы, позволяющие легко оценить тот или иной показатель физического развития по данным других показателей.
Метод индексов может быть использован лишь для приблизительной, ориентировочной оценки физического развития, так как индексы в большинстве случаев выражают отношение лишь двух показателей и часто не конкретизированы в возрастном и половом отношениях.
1. Массоростовой индекс (Кетле)--это отношение массы в граммах к длине тела в сантиметрах. В младшем школьном возрасте у мальчиков и у девочек этот показатель примерно одинаковый и колеблется от 18С до 260 г/см. Значительное превышение верхней границы свидетельствует об излишке массы, величина менее нижней границы указывает на недостаток массы. В среднем школьном возрасте массоростовой индекс колеблется от 220 до 360 г/см и у девочек несколько выше чем у мальчиков.
У старших школьников этот индекс колеблется от 325 до 400 г/см и, наоборот, у мальчиков выше чем у девочек.
2. Жизненный индекс -- отношение жизненной емкости легких (в мл) к массе тела (в кг). Он показывает, какой объем воздуха из ЖЕЛ приходится на каждый килограмм массы. Индекс дает косвенное представление о функциональных возможностях системы внешнего дыхания.
3. Индекс Кверга указывает (приблизительно), какой величины должна быть ЖЕЛ у школьников определенного роста.
4. Индекс активной массы (ИАМ) показывает степень развития мускулатуры. Индекс активной массы у юных спортсменов выше, чем у их нетренированных сверстников, и по мере нарастания уровня тренированности увеличивается. Величина ИАМ зависит от спортивной специализации и от пола занимающихся.
У подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет в среднем 0,77--0,86.
3.2 Общая характеристика телосложения
В целях первоначального отбора и спортивной ориентации, а также регламентации тренировочных и соревновательных нагрузок, кроме оценки физического развития, имеет значение общая характеристика телосложения или соматического статуса. Основные типы телосложения, предложенные для взрослых людей (астенический, нормостенический и гиперстенический) или даже взрослых спортсменов (лептозомный -- стройный, астенический; эуризомный -- громоздкий, пикнический и мезозомный -- средний, атлетический), малоприемлемы для школьников, особенно подростков, так как не учитывают степени полового созревания. Более перспективной представляется в этом плане оценка соматического статуса подростков И.И. Бахрахом и Р.Н. Дороховым. Авторы выделяют в зависимости от развития параметров тела (масса, рост, окружность грудной клетки) и стадий формирования вторичных половых признаков девять соматотипов подростков: макросоматический (А, В, С), мезосоматический (А, В, С) и микросоматический (А, В, С). Макросоматический тип характеризуется длиной тела и окружностью грудной клетки выше средних и высокими, мезосоматический тип -- средними значениями, а микросоматический тип -- ниже средних и низкими величинами этих антропометрическких параметров. Индекс А обозначает дефинитивные стадии развития вторичных половых признаков, В -- ювенильные стадии, а С -- отсутствие этих признаков. При этом следует помнить, что большинство функциональных параметров, в том числе и систем кислородного обеспечения организма, лимитирующих спортивные достижения, зависит у подростков как от уровня физического развития, так и от степени полового созревания.
По данным медицинского исследования врач должен сделать индивидуальное заключение о допуске школьника к учебным и внеучебным занятиям физической культурой и спортом. Заключение производят на основании оценки состояния здоровья, физического развития, функциональной готовности организма и уровня физической подготовленности.
При оценке состояния здоровья, которую дают по всей совокупности морфологических и функциональных признаков и данных анамнеза, особое внимание уделяют особенностям опорно-двигательного аппарата и других органов, затрудняющих или препятствующих выполнению тех или иных упражнений. Отмечают отклонения в процессе развития организма школьника по сравнению со сверстниками. Оценку уровня физической подготовленности дают по данным спортивного анамнеза, анализа успеваемости, спортивной характеристики и наблюдений, проведенных во время выполнения физических упражнений.
На основании медицинского заключения все школьники распределяются, согласно положению, утвержденному Министерством здравоохранения, на три группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной медицинской группе относятся школьники, у которых нет отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. Сюда могут быть отнесены и учащиеся с незначительными, чаще функциональными отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Школьникам этой группы разрешаются занятия в полном объеме по программе физического воспитания. Кроме того, врач должен дать им в зависимости от особенностей телосложения, типологической направленности высшей нервной деятельности, функционального состояния и индивидуальных наклонностей рекомендацию в отношении занятий каким-либо видом спорта. При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом. Так, например, при близорукости нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой и кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Какие-либо другие виды спорта при этом не запрещаются.
К подготовительной медицинской группе относятся школьники, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья или физическом развитии без существенных функциональных отклонений, но не имеющие достаточной степени физической подготовленности. Дети этой группы могут заниматься по школьной программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений (в зависимости от характера и степени отклонений). Программный материал они должны осваивать постепенно; нормативы, по которым определяется их успеваемость, разрабатываются учителем индивидуально с учетом имеющегося у каждого из них отклонения. Занятия в каких-либо спортивных секциях им запрещаются, но настойчиво рекомендуются дополнительные занятия в группах общефизической подготовки или в домашних условиях, направленные на ликвидацию имеющихся недостатков в физической подготовке. Учитель физкультуры совместно с врачом составляет индивидуальные комплексы-задания упражнений, направленные на расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и системы дыхания, на укрепление определенных групп мышц, на освоение отстающего двигательного навыка или повышение уровня того или иного двигательного качества.
При улучшении состояния здоровья, физического развития и функционального состояния, повышении физической подготовленности школьники подготовительной группы переводятся в основную группу.
Чаще всего школьники, отнесенные к основной и к подготовительной медицинским группам, занимаются на уроках физической культуры вместе. Это создает дополнительные трудности для учителя, снижает интерес к уроку со стороны и тех, и других учащихся, может привести к ущербу в состоянии здоровья ослабленных школьников, переоценивающих нередко свои возможности. Поэтому там, где это возможно, занятия физической культурой для учащихся подготовительной группы лучше проводить отдельно, например организуя «группы здоровья». Причем более выраженный эффект достигается, если занятия этих групп проводятся всегда на свежем воздухе. Исследования показали, что такие занятия укрепляют здоровье детей, повышают сопротивляемость организма к вредно действующим факторам внешней среды, повышают умственную и физическую работоспособность, способствуют повышению школьной успеваемости, расширяют функциональные возможности кардиореспираторного аппарата и обеспечивают подготовку школьников.
К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями постоянного или временного характера в состоянии здоровья или физическом развитии, не мешающими выполнению обычной учебной работы в школе, но являющимися противопоказанием к занятиям физической культурой по школьным программам. С большей частью этих школьников (спецгруппа А) занятия физической культурой должны строиться по особым программам с учетом характера и степени отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии.
Контрольные нормативы устанавливаются на основании предварительных результатов, показанных на уроках, строго индивидуально. Меньшая часть детей (спецгруппа Б) направляется на специальные занятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения.
Перевод из специальной группы в подготовительную и из подготовительной в основную производится при очередном ежегодном обследовании, а досрочно -- после дополнительного обследования по представлению преподавателя физкультуры и по мере улучшения в состоянии здоровья и нарастании физической подготовленности и функциональной готовности организма школьников.
Иногда определение медицинской группы на основании первичного осмотра является довольно трудной задачей. В этих случаях окончательно решить вопрос возможно лишь на основании повторных медицинских обследований и динамических наблюдений непосредственно в процессе занятий физической культурой. Следует помнить, что поспешное, ошибочное направление школьника в несоответствующую его состоянию здоровья, физическому развитию, функциональной готовности и физической подготовленности медицинскую группу может повредить его здоровью, нанести психическую травму, снизить его физическую и умственную работоспособность.
После перенесенных острых заболеваний, обострений хронических заболеваний или травм бывают необходимы временное полное освобождение от занятий физической культурой или определенные ограничения в них. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях должны определяться строго индивидуально с учетом состояния здоровья, клинических особенностей течения заболевания и функционального состояния главнейших систем, в первую очередь сердечно-сосудистой, и организма в целом. Преждевременное начало занятий физической культурой после заболеваний или травм может вызвать обострение процесса, а также возникновение осложнений, порой тяжелых и опасных. Длительное же освобождение от физкультуры порождает явления гипокинезии с ее неблагоприятными для растущего организма последствиями.
Для ориентирования в определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после некоторых заболеваний и травм можно пользоваться схемой Д. М. Российского и Л. Г. Серкина, дополненной и измененной позднее рядом авторов.
В связи с применением в спорте больших тренировочных и соревновательных нагрузок важное значение приобретает вопрос о влиянии их на регуляцию функции половой системы девушек. Специальные исследования показали, что регулярные занятия спортом оказывают положительное воздействие на формирование и дальнейшее течение половой функции девушек. Наиболее положительные результаты наблюдаются при занятиях физическими упражнениями с дошкольного возраста. Средний возраст у спортсменок несколько выше, чем у девушек, не занимающихся спортом. Однако это связано не с торможением полового созревания из-за интенсивных физических нагрузок, а с особенностями отбора для занятий спортом определенного типа девушек (Бершадский В. Г.). При регулярных занятиях спортом с 8 лет и ранее наблюдается даже несколько более раннее появление менструаций. Главное же -- это благоприятное влияние спорта на формирование ритма менструального цикла и овуляторной функции яичников
Вместе с тем установлено, что у девушек, которые начинают регулярные занятия спортом в течение первых 12 мес после менархе, период становления цикличности менструального цикла и овуляторной функции яичников заметно удлиняется; у них чаще выявляются нарушения менструальной функции. Эти факты должны учитывать педагоги и врачи при планировании тренировочного процесса школьниц-спортсменок
Врачебно-педагогические наблюдения являются важным разделом врачебного контроля за физическим воспитанием школьников, они значительно дополняют сведения, полученные при медицинском обследовании учащихся. Врачебно-педагогические наблюдения проводятся врачом совместно с преподавателем или тренером непосредственно во время занятий физической культурой, спортивных тренировок и соревнований. Они направлены на оценку правильности построения занятий физическими упражнениями и выбора величины нагрузки в зависимости от состояния здоровья занимающихся, их физического развития и уровня подготовленности. Основная цель наблюдений -- способствовать улучшению процесса физического воспитания школьников и получению ими максимального оздоровительно-тренировочного эффекта от занятий физическими упражнениями.
Задачами врачебно - педагогического контроля являются ознакомление с учебно-методической документацией (классный журнал, учебный план, конспект урока) и определение правильности разделения учащихся на группы; оценка гигиенических условий (температура, влажность, вентиляция, освещенность, соответствие одежды и обуви, техника безопасности, организация первой помощи), организации и методики проведения занятий; изучение воздействия занятий и соревнований на организм учащихся для уточнения состояния их здоровья и функционального состояния; коррекция на основе полученных данных планирования процесса физического воспитания и дозировки физических нагрузок.
Оценку оздоровительно-тренировочного эффекта, правильности построения занятий и качества приспособительных реакций организма можно провести простыми методами исследования. Так, данные визуального наблюдения и беседа позволяют выяснить, соответствует ли физическая нагрузка состоянию здоровья и уровню подготовленности учащегося.
Визуальные наблюдения дают возможность судить о степени утомления по внешним признакам. Следует обращать внимание на окраску кожи, степень потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию движений и внимание. Выяснение самочувствия дополняет эти данные. Небольшое покраснение кожи, незначительная потливость, учащенное, ровное дыхание, бодрое, четкое выполнение команд и заданий, отсутствие жалоб -- все это свидетельствует о небольшом, обычном для урока физкультуры утомлении.