Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:49, контрольная работа
Чешская сокольская организация (Česká obec sokolská) является четвертым по численности в Чешской Республике общественным объединением, в состав которого входит около 190 тыс. членов. Все они на добровольных началах занимаются спортом, ведут активный образ жизни, участвуют в мероприятиях сокольского движения, выступают в фольклорных ансамблях, играют в кукольных театрах.
С самого начала в основу движения была положена античная идея калокагатии, согласно которой человек должен быть красивым как в физическом, так и в нравственном планах.
Введение.
1.Возникновение сокольского движения в Чехии: причины, основные цели и организации.
2.Содержание сокольской системы гимнастики
3.Сокольские организации в Российской империи. 1 Всеславянский сокольский слет в 1912г.
Выводы.
План:
Введение.
Выводы.
Введение.
Сокольское движение
Чешская сокольская организация (Česká obec sokolská) является четвертым по численности в Чешской Республике общественным объединением, в состав которого входит около 190 тыс. членов. Все они на добровольных началах занимаются спортом, ведут активный образ жизни, участвуют в мероприятиях сокольского движения, выступают в фольклорных ансамблях, играют в кукольных театрах.
С самого начала в основу движения была положена античная идея калокагатии, согласно которой человек должен быть красивым как в физическом, так и в нравственном планах. Основателем Сокола в 1862 г. в Праге стал известный чешский критик австрийского происхождения, историк искусств, профессор истории Карлова университета и Чешского технического университета Мирослав Тырш (Miroslav Tyrš).
Несмотря на то, что это движение никогда не являлось политическим, оно сыграло в истории Чехии важную роль – являлось носителем и распространителем идей панславизма и чешского национализма. Члены сокольского объединения устраивали массовые мероприятия культурного и спортивного характера, которые они называли слетами, благодаря которым широко распространялась по стране чешская националистическая мифология. К концу XVIII в. гимнастика еще не определилась как специфическая форма физического воспитания, а включала все известные в то время элементы физического воспитания: ходьбу, бег, прыжки, плавание, метание, борьбу, фехтование, бег на коньках, игры и т.д.Идеи философов, педагогов и мыслителей – Яна Амоса Каменского, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Иоганна Генриха Песталоцци и других – послужили толчком для развития физического воспитания в разных странах. И Руссо, и Песталоцци стремились к воспитанию гармонично развитых людей со всесторонним физическим развитием. Их взгляды были подхвачены в ряде западноевропейских стран различными педагогами, начинающими создавать свои системы физического воспитания.В конце XVIII в. разрозненные попытки отдельных педагогов и просветителей ввести в учебные заведения физическое воспитание для молодежи становятся государственной и общественной необходимостью. Это было вызвано в первую очередь перестройкой военной техники и тактики.Развитие национальных гимнастических движений сопровождалось устремлением отдельных наций к единству и созданию независимых государств.Национальная буржуазия преследовала свои цели: через создание гимнастических кружков и объединений формировать собственное гражданское мировоззрение, основанное на национальной независимости и единении разрозненных земель и княжеств. Это относилось к немцам, чехам, словенцам, полякам и другим народам.Особое место среди национальных гимнастических систем занимает сокольская гимнастическая система, т.к.:
– сокольское движение рассматривается как средство объединения чешского народа;
– представляет собой воспитательную систему, направленную на формирования гар-
монически развитой личности;
– является культурнической организацией;
– способствует трансформации идей панславянизма
1.Возникновение сокольского движения в Чехии: причины, основные цели и организации.
Соколы – это спортивное
движение, основанное в Праге в 1862
году Мирославом Тыршем, которое продолжает
работать по настоящее время. Хотя официально
движение является неполитическим, оно
было важным носителем и распространителем
идей чешского национализма и панславизма.
Отличительной чертой сокольского
движения было то, что с самого начала
представителями общества велась культурно-просветительская
работа среди широких масс чешского
народа. До создания "Сокола" чешские
крестьяне в подавляющем
История возникновения
Изначально Сокол был образован как небольшой клуб, в котором проходили спортивные тренировки и лекции по идеологии чешского национализма. Среди широкого разнообразия видов спорта, соколы отдавали приоритет маршировке, тяжелой атлетике и фехтованию, но не только. Название объединению дал чешский педагог и политик Эмануэль Тоннер (Emanuel Tonner), спонсор объединения Йндржих Фюгнер (Jindřicha Fügnera) предложил формальное обращение на «ты», а также использование звательных форм «брат» и «сестра».
Большой вклад в возникновение
сокольского объединения внесли
деятели чешской политики и культуры,
среди которых были Эдуард
и Юлий Грегровы (Eduard
a Julius Grégrové), Йозеф Манес (Josef Mánes), Ян Неруда (Jan Neruda), Я. Е. Пуркине (J. E. Purkyně) и др. Авторство
принципов организации принадлежит Тыршу,
который среди главных ценностей для соколов
определил силу и мужество, активность
и стойкость, любовь к свободе и родине,
добровольную работу, братские отношения
среди членов объединения. Мирослав Тырш
также стал автором работы «Основы физкультуры»
и девиза организации – Tužme
se! («Крепимся!»)
Популярность Сокола быстро разрослась
по стране, и в него стали вступать жители
Моравии и других областей. Изначально
занятия проходили в арендованных залах.
Интерес к организации был настолько велик,
что люди приходили заниматься каждый
день, кроме воскресения. Тренировки были
очень разноплановые: простые дыхательные
упражнения, прыжки, борьба. Потом были
добавлены занятия по гребле, плаванию,
стрельбе. Кроме спортивных занятий, устраивались
слеты и массовые мероприятия. Каждый
слет соколов планировался заранее, составлялась
культурная программа. Обычно эти мероприятия
были приурочены к какому-нибудь значимому
событию в той или иной местности. Через
10 лет после образования Сокола в него
уже входило 10 тыс. членов.
Развитие сокольского движения
Первая «соколовна» (база соколов) была построена в 1864 г. на средства спонсора движения Йиндржиха Фюгнера. Здесь, кстати, впервые к сокольскому движению присоединился и первый президент Чешской Республики Т.Г.Масарик. Австро-прусская война 1866 г. стала причиной проявления военного характера обучения соколов. Кроме того, члены объединения часто привлекались к поддержанию порядка во время массовых мероприятий.
В 1867 г. начался выпуск журнала «Сокол». В 1870-е гг. в развитии движения наблюдалась стагнация, количество членов упало до 7 812. Однако впоследствии ситуацию удалось изменить. В 1889 г. была основанаЧешская сокольская организация, а в 1895 – Союз чехословацкого сокольства. В 1908 г. появился Союз Славянского сокольства, что стало результатом распространения идей соколов в славянских странах, в том числе и в Российской империи.
2.Содержание сокольской системы гимнастики
Сокольская система гимнастики
- это первая значительная славянская
система физического
Первая группа - упражнения без снарядов : ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.
Вторая группа - снарядовые упражнения : прыжки простые в длину, прыжки "атакой" в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, щведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями , тяжестями и т.д.); упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).
Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.
Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.
Урок сокольской гимнастики состоял
из трех частей:
В первой (подготовительной) части выполнялись
порядковые упражнения, общие вольные
или упражнения с предметами (палкой, гантелями
и др.).
Во второй (основной) части выполнялись
упражнения на снарядах, прыжки, так называемые
“разности”, боевые упражнения и др.
В третьей (заключительной) части обычно
применялись ходьба, умеренный бег, игры.
Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, соколы исключали. Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах ( обычно в трех со сменой снарядов), затем общие упражнения ( пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, было введено музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическая обувь.
В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основы сокольского движения, М.Тырш обратился к физической культуре Древней Греции.
Восхищение общеэллинскими празднествами
привело М. Тырша к идее организации
подобных физкультурных празднеств,
которые могли способствовать сближению
всех славянских народов. В 1868 г. в Праге
им была предпринята попытка провести
совместные публичные физкультурные
выступления всех славянских сокольских
обществ Австро-Венгрии. Однако она
не увенчалась успехом т.к. власти отказались
разрешить их проведение. Они состоялись
лишь четырнадцать лет спустя. В
сокольской печати того времени празднества
были названы олимпиадой, однако официально
эти гимнастические выступления
вошли в историю как
Следует отметить, что чешские "соколы" принимали активное участие в международных состязаниях, таких как состязания "Союза европейских гимнастических обществ". В 1911 г. они стали победителями этих состязаний, оставив позади всех представителей наций, входивших в число членов Европейского союза. В состязания, помимо гимнастических упражнений, входили и элементы легкой атлетики: толкание ядра, прыжки в высоту с шестом, бег на 100 м.
Отличительной чертой сокольского движения было то, что с самого начала представителями общества велась культурно-просветительская работа среди широких масс чешского народа. До создания "Сокола" чешские крестьяне в подавляющем большинстве были неграмотными, но и те, кто имел возможность посещать школу обучались на чужом немецком языке. "Соколы" сыграли огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Первые сокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имели библиотеки, школы ликвидации неграмотности, занимались издательской деятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родном языке.
Спортивно-патриотическое общество
"Сокол" появилось в 1863 году, прежде
всего, в Чехии, а также в других
славянских областях Австро-Венгрии. Создание
этой организации по сути явилось
актом самоорганизации чехов, словенцев,
сербов и других перед угрозой
онемечивания этих народов. Формой подобной
самоорганизации была выбрана система
нравственного и физического
воспитания молодёжи. Основателем системы
"Сокол" стал Мирослав Тырш. Он разработал
основы сокольской подготовки. За короткое
время по всей Чехии образовалось
множество сокольских обществ, в
которых общение велось исключительно
на чешском языке, что для того
времени было значительным прорывом.
Идея общеславянской системы воспитания
молодёжи быстро распространилась по
славянским землям Австрии. Словенцы,
создав в Любляне аналог чешского гимнастического
общества, предложили единое название
для всех подобных обществ. Они предложили
назвать их "Сокол"; самим же чехам
хотелось назвать организацию "Орёл".
Сокол - птица особая в традиционной славянской
культуре. Сокол у словен - это не просто
эпический образ, но конкретная степень
воинской иерархии. В старину эти степени
(кроме сокола, были ещё: витязь, воин, ратник
и др.) имели более глубокий духовный смысл,
нежели современные воинские чины и звания.
Данная система воинских степеней была
известна всем славянским племенам, точно
так же, как и глаголица; слово "сокол"
на всех славянских языках звучит одинаково.
Из южных провинций Австрии сокольское
движение распространилось в Сербию, а
затем - в Болгарию. После русско-турецкой
войны 1877-1878 гг. с этими идеями познакомился
генерал Скобелев, который и по сей день
почитается, как основатель сокольства
в России. Офицерами русской армии при
помощи сокольской методики, были созданы
на территории Болгарии повстанческие
отряды; в одну ночь эти болгарские сокольские
отряды ликвидировали турецкие гарнизоны
в южной Болгарии.
Идея сокольства настолько вдохновила
русских офицеров, что первое сокольское
общество появилось в России в Санкт-Петербурге
уже в 1878 году. Его создали офицеры-гвардейцы,
участники Балканского похода. Вскоре
сокольские общества стали появляться
во многих городах России. Точно не известно,
кто создал первое сокольское общество
в Москве, но совершенно точно известно,
что второе общество основал Владимир
Александрович Гиляровский.
Большую роль в распространении сокольской
системы сыграли наставники из Чехии.
Их было много, и они совершенно добровольно
пропагандировали среди русских всеславянскую
систему воспитания. Одной из главных
основ этой системы была гимнастика Мирослава
Тырша, особенность которой заключалась
в использовании для своей защиты подручных
средств, в частности, шеста, а также слаженные
совместные действия сокольских отрядов.
Можно вспомнить пионерские "пирамиды",
которые легко и непринуждённо строились
и рассыпались гимнастами. В основе этой
пионерской гимнастики лежит сокольская
система Тырша. После русско-японской
войны сокольская гимнастика была положена
в основу физического воспитания в русской
армии и в средних учебных заведениях.
До 1907 года гимнастическим обществам,
которые уже распространились в России,
не разрешалось называться "сокольскими",
так как Правительство не хотело осложнять
отношения с Австро-Венгрией. После того,
как главой правительства стал Пётр Аркадьевич
Столыпин, русским гимнастическим обществам
официально разрешили называться по имени
своего всеславянского прародителя. К
этому времени сокольские общества были
распространены в Чехии, Словении, Словакии,
Боснии, Сербии, Болгарии, Галиции (тогда
входившей в состав Австрии). Таким образом,
весь славянский мир был охвачен единой
системой спортивно-патриотического воспитания,
которая имела общую организационную
структуру, методику и символы. Ни до, ни
после этого не существовало такого глубокого
единения славянских народов. В 1912 году
в Праге состоялся Всеславянский слёт
сокольских организаций. Русскую делегацию
(она насчитывала 3000 человек) проверял
лично государь-император Николай II. Участники
слёта единогласно выбрали в качестве
общего знамени русский бело-сине-красный
флаг, недвусмысленно заявив о стратегических
целях "Сокола". Чешский народ восторженно
приветствовал участников слёта, видя
в них прообраз не только будущих чешских
вооружённых сил, но и всеславянского
войска.