Соревновательный метод в занятиях физкультурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Реализация принципов обучения осуществляется путем проявления в процессе физического воспитания разнообразных методов и методических приемов. Применяемые в практике работы методы и приемы должны обеспечивать воспитывающий характер обучения, соответствовать поставленной задачи, особенностям учебного материала, уровню подготовленности учеников, условиям проведения занятий. Применение соревновательного метода позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3

1. Понятие «Соревновательный метод». Соотношение понятий «соревнование» и «соревновательный метод»._____________________5

2. Место соревновательного метода в системе методов обучения двигательным действиям._______________________________________8

3. Методологическое обоснование применения соревновательного метода в физическом воспитании._______________________________________12

4. Условия эффективности применения метода в зависимости от задач обучения.____________________________________________________16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________

Файлы: 1 файл

реф физ-ра.docx

— 46.64 Кб (Скачать файл)

Первостепенное  значение соревновательного метода в формировании черт спортивного  характера определяется тем, что  этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях. 
По мере адаптации спортсмена к соревновательным нагрузкам и ситуациям роль соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает.

Соревновательный метод  характеризуется также унификацией (приведением к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения. Вполне понятно, что невозможно сравнивать силы участников соревнования, если нет  общего эталона для сравнения  и если не упорядочен сам процесс  сопоставления. В отдельных случаях  унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива соревнующихся (группы, класса и т. п.). В спорте же она закрепляется едиными правилами, которые во многих случаях приобрели  уже значение международных норм состязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется во многом логикой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достижение. Поэтому соревновательный метод  предоставляет относительно ограниченные возможности для точного нормирования нагрузки, регулирования воздействий  и непосредственного руководства  деятельностью занимающихся. Можно  сказать, что в данном отношении  он занимает как бы промежуточное  положение между игровым методом  и методами строго регламентированного  упражнения (если соревнуются в играх, то соревновательный и игровой методы, естественно, совпадают.)[19].

Соревновательному методу присущи  многие признаки соревнований, но он имеет  более широкую среду применения. Предметом соревнования при использовании  соревновательного метода могут  быть любые физические упражнения на занятиях от построения до выхода из зала.[6,c.65]

Наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:

1. Сопоставление сил занимающихся  с целью определения победителя. Победе подчинена вся деятельность  участников в соответствии с  установленными правилами.

2. Соревновательный метод  дает возможность полностью раскрывать  функциональные и психические  возможности учеников и выводить  их на новый уровень подготовленности.

3. Ограниченные возможности  регулировать нагрузку учеников. Применяется при совершенствовании  упражнений и воспитании физических  качеств, когда необходимы и  допустимы предельные усилия.

При правильном использовании  игрового и соревновательного методов  раскрываются широкие возможности  для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.[12,c.68]

   Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач – воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию. 
Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

 

 4. Условия эффективности применения метода в зависимости от задач обучения.

В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные  методы, и практические, включающие методы строго регламентированного  упражнения, игровой и соревновательный.[3,c.125]

Все эти методы применяют в различных  сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают  к конкретным требованиям, обусловленным  особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

К словесным методам, применяемым  в спортивной тренировке, относятся  рассказ, объяснение, беседа, анализ и  обсуждение и др. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных  спортсменов, чему способствует специальная  терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.[8,c.15]

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним, прежде всего, следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен. Методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, можно подразделить на методы строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой методы.

Методы строго регламентированного упражнения. Основная черта данных методов заключается в строгой упорядоченности действий выполняющего упражнения и достаточно четком регулировании воздействующих факторов.

В спортивной практике выделяется ряд  разновидностей методов строго регламентированного  упражнения. К ним относятся, прежде всего, две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно  направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно  на освоение спортивной техники, следует  выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и  по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом  осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных  движений, разделение которых на части  невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно  акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

При разучивании более или менее  сложных движений, которые можно  разделить на относительно самостоятельные  части, освоение спортивной техники  осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения.

При применении этих двух методов  освоения движений большая роль отводится  подводящим и имитационным упражнениям.

Методы, направленные преимущественно  на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов  тренировки определяется тем, имеет  ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный  характер или дается с интервалами  для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов - непрерывных и  интервальных. Непрерывные методы характеризуются  однократным непрерывным     выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.[2,c.45]

При использовании обоих методов  упражнения могут выполняться как  в равномерном (стандартном), так  и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии  осуществляется параллельное совершенствование  различных качеств, обусловливающих  уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном - преимущественное развитие отдельных качеств. При  равномерном режиме использования  любого из методов интенсивность  работы является постоянной, при переменном - варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может  возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий  вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных методов  тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта.

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.[15,с.87]

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузами является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в  одну (например, 10x800 м - в беге, 6x5 км в  лыжном спорте и т.п.) или несколько  серий 6х(4Х50м) в плавании и т.п.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное  или комплексное совершенствование  физических качеств. 

 Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

При использовании соревновательного  метода следует широко варьировать  условия проведения соревнований с  тем, чтобы максимально приблизить их к тем требованиям, которые  в наибольшей мере способствуют решению  поставленных задач.

Соревнования могут проводиться  в усложненных или облегченных  условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий  соревнований можно произвести следующие:

- соревнования в условиях среднегорья,  в условиях жаркого климата,  при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер - в  велосипедном спорте, "тяжелая"  лыжня - в лыжном и т.п.);

- соревнования в спортивных  играх на полях и площадках  меньших размеров, при большей  численности игроков в команде  соперников;

- проведение серии схваток (в  борьбе) или боев (в боксе) с  относительно небольшими паузами  против нескольких соперников;

- соревнования в играх и единоборствах  с "неудобными" противниками, применяющими  непривычные технико-тактические  схемы ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено: планированием  соревнований на дистанциях меньшей  протяженности в циклических  видах; уменьшением продолжительности  боев, схваток - в единоборствах; упрощением соревновательной программы - в сложнокоординационных видах; использованием облегченных снарядов - в метаниях; уменьшением высоты сетки - в волейболе; массы мячей - вводном поло и футболе; применением "гандикапа", при котором более слабому участнику предоставляется определенное преимущество - он стартует несколько раньше (в циклических видах), получает преимущество в заброшенных шайбах или мячах (в спортивных играх) и т.д.

По особенностям регулирования  нагрузки и другим регламентирующим моментам соревновательный метод занимает как бы промежуточное положение  между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения. Соревнование довольно жестко регламентируется определенными правилами (официальными и неофициальными), но эта регламентация  затрагивает лишь некоторые стороны  и условия состязания (предмет  состязания, порядок выступления, условия  оборудования и др.). Это же касается конкретного характера деятельности и определяется в решающей мере логикой  соревновательной борьбы.

В процессе обучения существуют как  положительный, так и отрицательный  перенос в технике движений, т.е. одни движения могут помогать в усваивании техники, а другие будут тормозить  или даже блокировать изучение того или иного элемента. Похожие по структуре упражнения будут помогать в изучении техники, т.е. они несут  в себе положительный перенос, например барьерный бег и прыжки в длину. Если же структура движений не схожа, например прыжки в длину и прыжки в высоту, они будут мешать освоению техники движений, будут подавлять  формирование двигательного навыка, т. е. они несут в себе отрицательный  перенос. В процессе обучения необходимо так подбирать средства, чтобы  полностью устранить отрицательный  перенос и как можно эффективнее  использовать.

Информация о работе Соревновательный метод в занятиях физкультурой