Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:53, реферат
Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей и преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Недооценка роли физического воспитания в системе высшего профессионального образования влечет к потере научно-практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре. Современная система образования и высокая конкуренция на рынке труда ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации.
Введение 3
1. Общая характеристика студентов России 4
Состояние здоровья 5
Физическая активность 6
2. Физическое воспитание в ВУЗах 7
Заключение 16
Реферат
«Состояние здоровья и уровень физического развития в структуре учебных возможностей студентов в обучении предмету :"Физическая культура "»
Оглавление
Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей и преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Недооценка роли физического воспитания в системе высшего профессионального образования влечет к потере научно-практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре. Современная система образования и высокая конкуренция на рынке труда ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умения их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового образа жизни. 1
В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура опирается на возможности конкретной личности. Одним из перспективных направлений в системе физического воспитания студентов является оценка уровня физической подготовленности и состояния здоровья студентов как критерии индивидуального подхода в педагогическом процессе.
В 2013/14 учебном году число высших образовательных учреждений составило 969 ВУЗов, а количество обучающихся в них 5646,7 тысяч человек, из которых соответственно по очной форме 2618,8 тыс. человек. по очно-заочной – 189,2 тыс. человек, по заочной форме 2789,9 тыс. человек и по системе экстерната 54,7 тыс. человек. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности2. Благодаря системе вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ для большинства молодых людей обучение является осознанным выбором и основан на реальной оценке потребности в обучении.
Студенты - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, которая хорошо адаптируется к факторам социального и природного окружения, и вместе с тем подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья. 3
Состояние здоровья студенческой молодежи носит социально значимый характер. Актуальность его сохранения обусловлено большой численностью этой возрастной группы.
Адаптация к условиям высшей школы представляет
сложный многоуровневый социально-психологический
процесс и сопровождается значительным
напряжением компенсаторно-
Заболеваемость характеризует степень резистентности организма студентов, их способность сопротивляться воздействию неблагоприятных факторов среды.
По данным официальной статистической отчетности за период с 2001 по 2010 гг., значительно ухудшились показатели, характеризующие заболеваемость детей старшего подросткового возраста (17-19 лет). Рост заболеваемости отмечается практически по всем классам болезней. Однако наиболее значительный рост показателя выявлен по частоте новообразований (97,7%), болезней крови, кроветворных органов и иммунитета (99,2%), системы кровообращения (103,1%), органов пищеварения (80,7%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (96,9%), мочеполовой системы (77,2%), последствий воздействия внешних причин (71,8%)5. При поступлении в вуз в наиболее сложной ситуации находятся в первую очередь первокурсники, которых можно отнести к группе высокого риска из-за чрезвычайно высокой адаптационной нагрузки на их организм.
Отмечено, что студенты первых курсов болеют в несколько раз чаще, чем студенты старших курсов, но продолжительность одного случая у старшекурсников больше, чем у первокурсников, т.е. болезни у них протекают сложнее. Кроме этого, выявлены половые различия в показателях заболеваемости. Так если для первых курсов заболеваемость выше у юношей, по сравнению с показателями девушек, то юноши старших курсов болеют реже своих однокурсниц. Среди всех заболеваний на первом месте стоят болезни дыхательной системы, на которые приходится от 71 до 88 % всей заболеваемости, как в случаях, так и в днях нетрудоспособности. На втором месте стоят болезни нервной системы, болезни органов пищеварения, заболевания костно-мышечной системы6.
Таким образом, исходный низкий уровень здоровья абитуриентов, нестабильное состояние адаптационных систем организма зачастую определяют выбор специальной медицинской группы для занятий физической культурой.
Несомненным фактором адаптивных реакций организма мотивация к занятиям физической культурой.
Анализ физической активности студентов выявил несколько особенностей: Результаты шагометрии выявили значительное снижение уровня двигательной активности студентов относительно рекомендуемых норм, особенно у девушек-студенток. Кроме этого двигательная активность студентов убывала от 1-го к 5-му курсу, а регулярные занятия физкультурой в рамках программы обучения не дают рекомендуемых двигательных нагрузок. Установлено, что на физические упражнения у юношей приходится в среднем в 1,5 раза больше времени, чем у девушек. Обращает на себя внимание показатель общей загруженности студентов умственной учебной работой, который суммарно составляет у юношей 7,33 часа, у девушек –8,1 часа. Анкетирование в отношении двигательной активности показало: только 11,2% девушек и 28,2% юношей имеют в режиме дня самостоятельные физические упражнения, всего 8% студентов использовали закаливающие процедуры и релаксационные упражнения; занимались физкультурой и спортом во внеучебное время 22,5 % студентов первого курса, тогда как на четвёртом – только 10,8%, причём преимущественно юноши7.
Однако, в связи с развитием и популяризацией массового спорта и увеличением числа детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом (с 10 577 тыс. в 2010 г. до 13 382 тыс человек в 2013 г.) достаточно высок процент абитуриентов мотивированных и функционально подготовленные к регулярным физическим нагрузкам. Эта категория молодых людей вне структуры специальности «физического воспитания» формируют актив студенческого спорта.
Педагогический процесс физического воспитания студентов нефизкультурных ВУЗов направлен на формирование у них мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к предмету физическая культура.
Учебно-содержательный материал новой программы по физической культуре особую роль отводит процессу профессионального обучения в виде профессионально-прикладной физической подготовки, цель которой развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия.
Важным вопросом врачебного контроля за занимающимися физическим воспитанием является распределение студентов на медицинские группы для занятий физической культурой. В последнее время процент молодых людей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, постепенно повышается. Отмечают, что основная медицинская группа составляет до 60%, подготовительная – 12–30%, специальная – 20–45%. 8
Для отбора студентов в специальное учебное отделение необходимо иметь четкие критерии, по которым студентам для занятий физическими упражнениями определяется специальной медицинской группы. До последнего времени врачи руководствовались в этом вопросе «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденным приказом МЗ СССР № 1672 от 29.12.1985 года «О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физкультуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний», где указывались перечень заболеваний, давность заболеваний и состояние человека на момент обследования, по которым определяется основная, подготовительная и специальная медицинская группы. Это «Положение…» отменено приказом МЗ РФ № 337 от 20.08.2001 года «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры», и в настоящий момент нет законодательной основы по определению медицинских групп для занятий физическим воспитанием. Каких-либо рекомендаций по данному вопросу нами не обнаружено и в Приказе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 г. № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях»; в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 01.12.99 № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»; в Федеральном законе Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и во многих других официальных документах. 9
Отсутствие федеральной законодательной основы для решения такого сложного вопроса приводит к тому, что в регионах пользуются или старыми положениями, или разными, довольно сильно отличающимися друг от друга методическими рекомендациями местного уровня, используя в основном нозологический принцип.
Отсутствие четких рекомендаций для врачей о необходимости более глубоких функциональных обследований приводит к тому, что очень часто среди студентов специальной медицинской группы встречаются лица с одинаковыми диагнозами и совершенно разной физической подготовленностью и общей физической работоспособностью. Одни студенты с большим трудом переносят физические нагрузки, а у других те же самые нагрузки вызывают лишь легкое утомление.
На необходимость совершенствования врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой, указывают многие авторы. 10 11 По их мнению, в основу распределения учащихся и студентов на медицинские группы для занятий физической культурой должно быть положено не только заболевание, но и уровень физического развития, физической подготовленности и общей физической работоспособности, а также функциональное состояние отдельных систем организма.
Установлено, что показатели общей физической работоспособности несут наибольшую факторную нагрузку в оценке физического состояния, так же как и величина артериального давления, частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем крови. Вот почему при выборе медицинской группы для студентов с различными заболеваниями необходимо проводить углубленное функциональное обследование состояния организма с определением величины общей физической работоспособности и направлять в специальную медицинскую группу лиц с низкими показателями общей физической работоспособности независимо от вида, стадии и степени заболевания. 12 Выработку единого подхода при направлении студентов в специальной медицинской группы затрудняет также большое разнообразие нозологических форм, наблюдающееся у студентов не только в разных вузах страны, но и в одном вузе на разных факультетах и в разные годы.
Многочисленными исследованиями показано, что значительная доля студентов специальной медицинской группы изначально негативно относится к занятиям на кафедре физического воспитания, стремится их избегать под различными предлогами, и поэтому эффективность занятий с ними невысока. 13 В этой связи оздоровительное значение данных занятий резко снижается.
Для вовлечения студентов в активные, самостоятельные занятия физическими упражнениями необходимо детальное изучение физического развития, показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Это позволит сформировать и внедрить систему индивидуального подхода физического воспитания обучающихся ВУЗов с учетом взаимосвязи психологических особенностей личности и общей физической работоспособности. 14
Группа здоровья каждого студента определяется на основании учета результатов углубленных медицинских обследований и текущего наблюдения, путем анализа четырех основных критериев здоровья:
По данным периодических медицинских осмотров студентов выделяют 5 групп состояния здоровья с соответствующими рекомендуемыми уровнями физической нагрузки.