Состояние здоровья и уровень физического развития в структуре учебных возможностей студентов в обучении предмету: Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:53, реферат

Описание работы

Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей и преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Недооценка роли физического воспитания в системе высшего профессионального образования влечет к потере научно-практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре. Современная система образования и высокая конкуренция на рынке труда ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика студентов России 4
Состояние здоровья 5
Физическая активность 6
2. Физическое воспитание в ВУЗах 7
Заключение 16

Файлы: 1 файл

Состояние здоровья и уровень физического развития в структуре учебных возможностей студентов в обучении предмету Физическая культура.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Реферат

«Состояние здоровья и уровень физического развития в структуре учебных возможностей студентов в обучении предмету :"Физическая культура "»

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей и преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Недооценка роли физического воспитания в системе высшего профессионального образования влечет к потере научно-практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре. Современная система образования и высокая конкуренция на рынке труда ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утверждена примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре. Теоретический раздел этой программы предусматривает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умения их адаптивно, творчески использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового образа жизни. 1

В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура опирается на возможности конкретной личности. Одним из перспективных направлений в системе физического воспитания студентов является оценка уровня физической подготовленности и состояния здоровья студентов как критерии индивидуального подхода в педагогическом процессе.

 

1. Общая характеристика студентов России

 

В 2013/14 учебном году число высших образовательных учреждений составило 969 ВУЗов, а количество обучающихся в них 5646,7 тысяч человек, из которых соответственно по очной форме 2618,8 тыс. человек. по очно-заочной – 189,2 тыс. человек, по заочной форме 2789,9 тыс. человек и по системе экстерната 54,7 тыс. человек. Студенты, поступившие в ВУЗ в возрасте от 15 до 19 лет, составляют 70% общей совокупности2. Благодаря системе вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ для большинства молодых людей обучение является осознанным выбором и основан на реальной оценке потребности в обучении.

Студенты - это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, которая хорошо адаптируется к факторам социального и природного окружения, и вместе с тем подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья. 3

Состояние здоровья студенческой молодежи носит социально значимый характер. Актуальность его сохранения обусловлено большой численностью этой возрастной группы.

Адаптация к условиям высшей школы представляет сложный многоуровневый социально-психологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Увеличение физической и умственной нагрузок, психо-эмоциональное напряжение, значительное изменение режимных моментов, несбалансированное питание снижают уровень физического здоровья студентов. Основной характеристикой студенческого возраста является продолжающееся морфологическое и функциональное развитие и незавершенность становления организма как физической, психологической, духовной целостности4.

Состояние здоровья

 

Заболеваемость характеризует степень резистентности организма студентов, их способность сопротивляться воздействию неблагоприятных факторов среды.

По данным официальной статистической отчетности за период с 2001 по 2010 гг., значительно ухудшились показатели, характеризующие заболеваемость детей старшего подросткового возраста (17-19 лет). Рост заболеваемости отмечается практически по всем классам болезней. Однако наиболее значительный рост показателя выявлен по частоте новообразований (97,7%), болезней крови, кроветворных органов и иммунитета (99,2%), системы кровообращения (103,1%), органов пищеварения (80,7%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (96,9%), мочеполовой системы (77,2%), последствий воздействия внешних причин (71,8%)5. При поступлении в вуз в наиболее сложной ситуации находятся в первую очередь первокурсники, которых можно отнести к группе высокого риска из-за чрезвычайно высокой адаптационной нагрузки на их организм.

Отмечено, что студенты первых курсов болеют в несколько раз чаще, чем студенты старших  курсов, но продолжительность одного случая у старшекурсников больше, чем у первокурсников, т.е. болезни у них протекают сложнее. Кроме этого, выявлены половые различия в показателях заболеваемости. Так если для первых курсов заболеваемость выше у юношей, по сравнению с показателями девушек, то юноши старших курсов болеют реже своих однокурсниц. Среди всех заболеваний на первом месте стоят болезни дыхательной системы, на которые приходится от 71 до 88 % всей заболеваемости, как в случаях, так и в днях нетрудоспособности. На втором месте стоят болезни нервной системы, болезни органов пищеварения, заболевания костно-мышечной системы6.

Таким образом, исходный низкий уровень здоровья абитуриентов, нестабильное состояние адаптационных систем организма зачастую определяют выбор специальной медицинской группы для занятий физической культурой.

Физическая активность

 

Несомненным фактором адаптивных реакций организма мотивация к занятиям физической культурой.

Анализ физической активности студентов выявил несколько особенностей: Результаты шагометрии выявили значительное снижение уровня двигательной активности студентов относительно рекомендуемых норм, особенно у девушек-студенток. Кроме этого двигательная активность студентов убывала от 1-го  к 5-му курсу, а регулярные занятия физкультурой в рамках программы обучения не дают рекомендуемых двигательных нагрузок. Установлено, что на физические упражнения у юношей приходится в среднем в 1,5 раза больше времени, чем у девушек. Обращает на себя внимание показатель общей загруженности студентов умственной учебной работой, который суммарно составляет у юношей 7,33 часа, у девушек –8,1 часа. Анкетирование в отношении двигательной активности  показало: только 11,2% девушек и 28,2% юношей имеют в режиме дня самостоятельные физические упражнения, всего 8% студентов использовали закаливающие процедуры и релаксационные упражнения; занимались физкультурой и спортом во внеучебное время 22,5 % студентов первого курса, тогда как на четвёртом – только 10,8%, причём преимущественно юноши7.

Однако, в связи с развитием и популяризацией массового спорта и увеличением числа детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом (с  10 577 тыс. в 2010 г. до 13 382 тыс человек в 2013 г.) достаточно высок процент абитуриентов мотивированных и функционально подготовленные к регулярным физическим нагрузкам. Эта категория молодых людей вне структуры специальности «физического воспитания» формируют актив студенческого спорта.

 

2. Физическое воспитание в ВУЗах

 

Педагогический процесс физического воспитания студентов нефизкультурных ВУЗов направлен на формирование у них мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к предмету физическая культура.

Учебно-содержательный материал новой программы по физической культуре особую роль отводит процессу профессионального обучения в виде профессионально-прикладной физической подготовки, цель которой развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия.

Важным вопросом врачебного контроля за занимающимися физическим воспитанием является распределение студентов на медицинские группы для занятий физической культурой. В последнее время процент молодых людей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, постепенно повышается. Отмечают, что основная медицинская группа составляет до 60%, подготовительная – 12–30%, специальная – 20–45%. 8

Для отбора студентов в специальное учебное отделение необходимо иметь четкие критерии, по которым студентам для занятий физическими упражнениями определяется специальной медицинской группы. До последнего времени врачи руководствовались в этом вопросе «Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденным приказом МЗ СССР № 1672 от 29.12.1985 года «О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физкультуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний», где указывались перечень заболеваний, давность заболеваний и состояние человека на момент обследования, по которым определяется основная, подготовительная и специальная медицинская группы. Это «Положение…» отменено приказом МЗ РФ № 337 от 20.08.2001 года «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры», и в настоящий момент нет законодательной основы по определению медицинских групп для занятий физическим воспитанием. Каких-либо рекомендаций по данному вопросу нами не обнаружено и в Приказе Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 г. № 777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях»; в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 01.12.99 № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»; в Федеральном законе Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и во многих других официальных документах. 9

Отсутствие федеральной законодательной основы для решения такого сложного вопроса приводит к тому, что в регионах пользуются или старыми положениями, или разными, довольно сильно отличающимися друг от друга методическими рекомендациями местного уровня, используя в основном нозологический принцип.

Отсутствие четких рекомендаций для врачей о необходимости более глубоких функциональных обследований приводит к тому, что очень часто среди студентов специальной медицинской группы встречаются лица с одинаковыми диагнозами и совершенно разной физической подготовленностью и общей физической работоспособностью. Одни студенты с большим трудом переносят физические нагрузки, а у других те же самые нагрузки вызывают лишь легкое утомление.

На необходимость совершенствования врачебного контроля за студентами, занимающимися физической культурой, указывают многие авторы. 10 11 По их мнению, в основу распределения учащихся и студентов на медицинские группы для занятий физической культурой должно быть положено не только заболевание, но и уровень физического развития, физической подготовленности и общей физической работоспособности, а также функциональное состояние отдельных систем организма.

Установлено, что показатели общей физической работоспособности несут наибольшую факторную нагрузку в оценке физического состояния, так же как и величина артериального давления, частота сердечных сокращений и дыхания, минутный объем крови. Вот почему при выборе медицинской группы для студентов с различными заболеваниями необходимо проводить углубленное функциональное обследование состояния организма с определением величины общей физической работоспособности и направлять в специальную медицинскую группу лиц с низкими показателями общей физической работоспособности независимо от вида, стадии и степени заболевания. 12 Выработку единого подхода при направлении студентов в специальной медицинской группы затрудняет также большое разнообразие нозологических форм, наблюдающееся у студентов не только в разных вузах страны, но и в одном вузе на разных факультетах и в разные годы.

Многочисленными исследованиями показано, что значительная доля студентов специальной медицинской группы изначально негативно относится к занятиям на кафедре физического воспитания, стремится их избегать под различными предлогами, и поэтому эффективность занятий с ними невысока. 13 В этой связи оздоровительное значение данных занятий резко снижается.

Для вовлечения студентов в активные, самостоятельные занятия физическими упражнениями необходимо детальное изучение физического развития, показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Это позволит сформировать и внедрить систему индивидуального подхода физического воспитания обучающихся ВУЗов с учетом взаимосвязи психологических особенностей личности и общей физической работоспособности. 14

Группа здоровья каждого студента определяется на основании учета результатов углубленных медицинских обследований и текущего наблюдения, путем анализа четырех основных критериев здоровья:

  • Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений.
  • Функциональное состояние основных органов и систем: сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной и др.;
  • Резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год.
  • Уровень физического развития.

По данным периодических медицинских осмотров студентов выделяют 5 групп состояния здоровья с соответствующими рекомендуемыми уровнями физической нагрузки.

  • 1 группа - здоровые
  • 2 группа - здоровые, но имеющие риск возникновения заболеваний
  • 3 группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации
  • 4 группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации
  • 5 группа - больные тяжелыми хроническими заболеваниями, пороками развития, хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, то есть имеющие угрозу возникновения инвалидности и инвалиды.

Информация о работе Состояние здоровья и уровень физического развития в структуре учебных возможностей студентов в обучении предмету: Физическая культура