Состояние здоровья и уровень физического развития в структуре учебных возможностей студентов в обучении предмету: Физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 20:53, реферат

Описание работы

Физическая культура – часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей и преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. Недооценка роли физического воспитания в системе высшего профессионального образования влечет к потере научно-практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре. Современная система образования и высокая конкуренция на рынке труда ориентирует молодежь на активный поиск инновационных условий для профессиональной самореализации.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика студентов России 4
Состояние здоровья 5
Физическая активность 6
2. Физическое воспитание в ВУЗах 7
Заключение 16

Файлы: 1 файл

Состояние здоровья и уровень физического развития в структуре учебных возможностей студентов в обучении предмету Физическая культура.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Среди специалистов медицинских и образовательных учреждений часто возникают споры по распределению на группы для занятий физическими упражнениями, т. е. в правильности трактовки – медицинские либо группы здоровья. Существующие нормативные документы не соответствуют в полной мере современной ситуации уровня физического развития обучающихся в ВУЗах и их мотивации к занятиям физической культуре. 15

В настоящее время для формирования адекватной физической нагрузки у студентов и в соответствии с существующим «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» учащиеся, основываясь на результатах медицинского освидетельствования распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Специальная группа, в свою очередь, подразделяется на подгруппы: физкультурную (а) и лечебную (б). Каждая медицинская группа характеризуется по объему и интенсивности физических нагрузок.

Основная группа выполняет программу по физическому воспитанию в полном объеме. В ходе занятий используются все виды физических упражнений: гимнастические, игровые, спортивно-прикладные, трудовые. Предусматриваются занятия спортом. Интенсивность выполнения упражнений разнообразная, вплоть до максимальной. Методика проведения занятий групповая, малогрупповая, индивидуальная. В данную группу направляются лица со средним, выше среднего и высоким уровнем физического развития, без отклонений, а также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но имеющими нормотоническую реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.

Подготовительная группа выполняет программу по физическому воспитанию в том объеме, который указывает врач со знаниями врачебного контроля, основываясь на результатах первичного медицинского освидетельствования, а в ряде случаев и результатах углубленного обследования. В ходе занятий используются все виды физических упражнений. Интенсивность выполнения упражнений субмаксимальная. Расширение объема и увеличение интенсивности нагрузок решается врачом, который руководствуется результатами дополнительного или повторного медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий разнообразная.

В подготовительную группу направляются лица с нижесредним уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий, но имеющих отклонения в состоянии здоровья. При этом тип реакции сердечно-сосудистой системы у них должен быть преимущественно нормотонический.

Специальная группа:

подгруппа А - в данной подгруппе не предусматривается выполнение общей программы по физическому воспитанию. Используются все виды упражнений. Ограничение по интенсивности нагрузки определяется по результатам медицинского освидетельствования и углубленного обследования. Методика проведения занятий малогрупповая либо индивидуальная. К подгруппе А относятся лица с низким уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше среднего и высокий со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, но без выраженных нарушений функции со стороны пораженных органов либо систем. Реакция сердечно-сосудистой системы преимущественно нормотоническая, возможны элементы патологической.

подгруппа Б - основная форма проведения занятий - лечебная гимнастика. Используются, главным образом, гимнастические и элементы спортивно-прикладных упражнений. Нагрузка, строго дозированная, подбирается с учетом результатов углубленного обследования и медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий - индивидуальная.

В данную подгруппу направляются лица со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, с выраженными нарушениями функций со стороны пораженных органов либо систем. Тип реакции сердечно-сосудистой системы может быть как нормотонический, так и патологический.

Перевод из одной медицинской группы в другую осуществляется на основании результатов повторных и дополнительных обследований.

Основной формой преподавания физической культуры в вузе являются учебные занятия на всех курсах, за исключением выпускного. Преподавание предмета «Физическая культура» осуществляется в следующих формах:16

1. учебные занятия:

  • лекции, практические, методические занятия;
  • консультации, имеющие целью оказание помощи студентам в усвоении теоретических положений методики физической культуры, формировании навыков организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • индивидуальные практические занятия проводятся для студентов, имеющих слабую физическую подготовленность, не освоивших практический материал в связи с пропусками занятий по уважительным причинам и состоянием здоровья. Эти занятия организуются кафедрой в течение учебного года, в период каникул или различных форм практики; года, в период каникул или различных форм практики;

2. внеучебные занятия:

  • физические упражнения в режиме дня (зарядка, атлетические занятия с отягощениями, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.);
  • занятия в спортивных секциях, альпинистских и туристских клубах, а также оздоровительных, атлетических и других группах ОФП на платной основе.

Внеучебные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы. Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедр физической культуры. 17

Количество тем, часов и содержание разделов определяются с учетом особенностей вуза, его спортивной базы, подготовленности и специализации преподавательского состава кафедры физической культуры исходя из традиций вуза.

Согласно медицинским заключениям кафедры физической культуры должны организовывать работу в четырех отделениях:

1. Основное – для студентов  основной медицинской группы  с высоким и средним уровнем  физического развития и физической  подготовленности.

2. Подготовительное – для студентов основной медицинской группы с низким уровнем физического развития и низкой физической подготовленностью. Эти отделения комплектуются на основе медицинских заключений и результатов контрольного тестирования в начале учебного года. Численность учебной группы основного и подготовительного отделений должна составлять 16 – 20 студентов на одного преподавателя.

3. Специальное – для студентов, имеющих отклонения в состоянии  здоровья и ограничения в занятиях  физическими упражнениями. В специальное медицинское отделение зачисляются студенты, допущенные к выполнению учебной и производственной работы, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Учебные группы специального отделения комплектуются с учетом пола, характера заболевания, функционального состояния и физической подготовленности студентов. Оптимальная численность студентов в учебных группах этого отделения составляет 8 – 12 человек на одного преподавателя. Для студентов подготовительного и специального учебных отделений, имеющих недостаточную физическую подготовленность и низкий уровень физического здоровья, рекомендуются дополнительные индивидуальные занятия в объеме не менее 10 % от годовой учебной нагрузки.

4. Отделение спортивного совершенствования  – для студентов основной медицинской  группы, имеющих спортивные разряды  и желание за- ниматься тем  или иным видом спорта.

Зачисление на отделение спортивного совершенствования проводится после сдачи контрольных нормативов и зачетных требований по избранному виду спорта. Количественный состав учебных групп зависит от спортивно-технической подготовленности занимающихся и вида спорта. 18

 

Заключение

 

Таким образом, в настоящее время студенты характеризуются низким уровнем физического развития и двигательной активностью, а также слабой мотивацией к занятиям физической культурой. В таких условиях необходимо при определении медицинской группы для занятий физической культурой одновременно учитывать не только характер заболевания, но и адаптационные возможности организма, общую физическую работоспособность, мотивационную компоненту учебной деятельности. Актуальным является разработка и внедрение в систему физического воспитания в ВУЗах инновационных здоровьесберегающих технологий, повышающих уровень мотивации студентов к повышению психофизических способностей.

 

Список литературы

 

  1. Ахмедова О.О., Овезгельдыева Г.О., Григорьян А.Г. Психофизиологическое состояние студентов-первокурсников с разным уровнем двигательной активности // Физиология человека. – 2011. – Т. 37, № 5. – С. 84–90.
  2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова–Баранова Л.С. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М., 2010: 9 с.
  3. Бисалиев Р.В., Куц О.А. Психологические аспекты адаптации студентов медицинского вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 4. – С. 97–98
  4. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 381с
  5. Гонохов А.Г., Захаров П.Я., Кудрицкая М.И., Сагачко Ю.Я. Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч. 1. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. - 226 с.
  6. Зашихина В.В., Голдобина Т.А., Совершаева С.Л., Бондаренко Е.Г., Шерстенникова А.К., Кострова Г.Н. Профессиональные предпочтения у студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Экология человека. – 2012. – № 3. – С. 49–55.
  7. Кашина Ю.В. Регуляторно-адаптивные возможности студентов с разным самочувствием, активностью, настроением в начале и в конце учебного года // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 11 (часть 2). – С. 303–306
  8. Кожевникова Н.Г Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов Земский врач № 6(10)–2011
  9. Косолапов А.Б. Комплексная динамическая оценка состояния здоровья студентов / А.Б. Косолапов, С.В. Горшков, Р.Б. Спиридонов // Валеология. - 2006. - № 1. - С. 41-45.
  10. Костин А.В. Научное обоснование комплексной медико-социальной оценки здоровья студентов университета диссертация ….кандидата медицинских наук - 2007
  11. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 463 с.
  12. Лутонин А. Ю. Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой – автореферат диссертации канд.мед.наук -2009
  13. Матчин Г.А., Суздалева А.М Заболеваемость студентов как показатель их здоровья VI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября  2013 г.) http://sibac.info/11260
  14. Положение о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 9.XI.1966 г...
  15. Прошляков В. Д.Основные научные работы: Организация учебного процесса по физическому воспитанию в специальном учебном отделении. – Рязань: Издат. РязГМУ, 1995. – 71 с.
  16. Прошляков В. Д.Физическая культура и здоровье:. Учебник /Под ред. В.В.Пономаревой. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. – 352 с.
  17. Росстат http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/#
  18. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов.— М.: Академия, 2001. — 520 с.

1 Гонохов А.Г., Захаров П.Я., Кудрицкая М.И., Сагачко Ю.Я. Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч. 1. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. - 226 с.

2 Росстат http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/#

3 Косолапов А.Б. Комплексная динамическая оценка состояния здоровья студентов / А.Б. Косолапов, С.В. Горшков, Р.Б. Спиридонов // Валеология. - 2006. - № 1. - С. 41-45.

4 Костин А.В. Научное обоснование комплексной медико-социальной оценки здоровья студентов университета диссертация ….кандидата медицинских наук - 2007

5 Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова–Баранова Л.С. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М., 2010: 9 с.

6 Матчин Г.А., Суздалева А.М Заболеваемость студентов как показатель их здоровья VI Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября  2013 г.) http://sibac.info/11260

7 Кожевникова Н.Г Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов Земский врач № 6(10)–2011

8 Зашихина В.В., Голдобина Т.А., Совершаева С.Л., Бондаренко Е.Г., Шерстенникова А.К., Кострова Г.Н. Профессиональные предпочтения у студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе // Экология человека. – 2012. – № 3. – С. 49–55.

9 Лутонин А. Ю. Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой – автореферат диссертации канд.мед.наук -2009

10 Ахмедова О.О., Овезгельдыева Г.О., Григорьян А.Г. Психофизиологическое состояние студентов-первокурсников с разным уровнем двигательной активности // Физиология человека. – 2011. – Т. 37, № 5. – С. 84–90.

11 Бисалиев Р.В., Куц О.А. Психологические аспекты адаптации студентов медицинского вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 4. – С. 97–98

12 Прошляков В. Д.Основные научные работы: Организация учебного процесса по физическому воспитанию в специальном учебном отделении. – Рязань: Издат. РязГМУ, 1995. – 71 с.

13 Прошляков В. Д.Физическая культура и здоровье:. Учебник /Под ред. В.В.Пономаревой. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. – 352 с.

14 Кашина Ю.В. Регуляторно-адаптивные возможности студентов с разным самочувствием, активностью, настроением в начале и в конце учебного года // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 11 (часть 2). – С. 303–306

15 Положение о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 9.XI.1966 г...

16 Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 381с

Информация о работе Состояние здоровья и уровень физического развития в структуре учебных возможностей студентов в обучении предмету: Физическая культура