Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа
Цель исследования – совершенствование методики технической и тактической подготовки футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд.
Задачи исследования. Основными задачами исследования являлись следующие.
1. Выявить аналитические закономерности игры в футбол посредством анализа игр команд высокой квалификации.
2. Проанализировать техническое выполнение футболистами действий с мячом в соревновательных играх на предмет выявления специфики в их исполнении и факторов, ее обуславливающих.
3.Провести экспериментальное исследование переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом при переходе от тренировочных условий к условиям соревновательных игр.
4. Сформулировать основное направление работы, принципы и методы тренировки при совершенствовании профессиональными футболистами технического мастерства.
5.Экспериментально проверить возможности освоения квалифицированными футболистами зрелого возраста новых для них способов оперирования мячом.
6. Определить благоприятные возрастные периоды для обучения юных футболистов быстроте и точности действий с мячом; сформулировать основные задачи, определить акценты в работе и особенности методики при становлении технического мастерства в различные возрастные периоды.
Общая характеристика работы
1. Основные проблемы технической и тактической подготовленности футболистов
2. Аналитические закономерности игры в футбол
3. Совершенствование технического мастерства профессиональными футболистами
4. Становление технического мастерства юных футболистов
5. Построение тактических действий футболистов на основании аналитических закономерностей игры в футбол
6. Контроль действий футболистов с мячом в тренировках и соревновательных играх
Выводы
Список использованной литературы
Таблица 9
Информативность показателей общекомандных действий футболистов с мячом в соревновательных играх по отношению к результату игры
Показатели общекомандных действий в отдельных играх | Информативностьпоказателей |
Разница в количестве действий с мячом, выполненных с максимальной мощностью футболистами встречающихся команд | Показатель информативен в средней степени |
Разница в количестве эпизодов игры в штрафной площади, проведенных футболистами встречающихся команд | Показатель информативен в средней степени |
Количество действий с мячом в зоне атаки (исключая штрафную площадь) | Показатель информативен в низкой степени |
Количество ударов по воротам из-за штрафной площади | Показатель неинформативен |
Разница в количестве ударов по воротам из-за штрафной площади, выполненных футболистами встречающихся команд | Показатель неинформативен |
Общее количество передач мяча в штрафную площадь соперника | Показатель неинформативен |
Количество удачных передач в штрафную площадь соперника | Показатель информативен в средней степени |
Количество действий с мячом, выполненных не ближе 35 м от линии ворот соперника | Показатель информативен в низкой степени с отрицательным значением |
Количество передач мяча в середине поля и количество передач мяча назад и поперек поля | Показатели информативны в средней степени с отрицательным значением |
Основными задачами при проведении контроля технической подготовленности футболистов являются определение причин ошибок при выполнении действий с мячом в соревновательных играх и оценка потенциальных возможностей каждого футболиста оперировать мячом.
Таблица 10
Информативность показателей общекомандных действий футболистов с мячом в соревновательных играх по отношению к вероятности гола в конкретной атаке
Показатели общекомандных действий в отдельных играх | Информативностьпоказателей |
Попытка доставки мяча в штрафную площадь соперника | Вероятность гола примерно 2% |
Эпизод игры в штрафной площади | Вероятность гола примерно 5-8% |
Удар по воротам из-за штрафной площади | Вероятность гола 3-6% |
Длительность прохождения атаки
| Вероятность гола в очень высокой степени зависит от длительности атаки. В двух третях случаев голевые атаки длятся не более 15 с |
Количество передач, выполненных игроками с момента овладения командой мячом | Показатель информативен в высокой степени с отрицательным значением |
Для оценки техники владения мячом футболистами при выполнении быстрых перемещений предлагается система тестов, которые:
– информативны по отношению к возможностям игроков выполнять в соревновательных играх с необходимым качеством действия, связанные с доставкой мяча в штрафную площадь соперника в разных условиях;
– могут использоваться в качестве обычных тренировочных упражнений.
Контроль построения упражнений с мячом и качества их выполнения футболистами должен предполагать оценку быстроты и точности действий игроков с мячом, объема повторений ими действий с мячом, соблюдения специализированности условий упражнений.
ВЫВОДЫ
1. Анализ специальной научно-методической литературы, тенденций развития игры в футбол, данных наблюдений за игровой и тренировочной деятельностью футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд позволил сформулировать несколько основных проблем, касающихся базовой и профессиональной технической и тактической подготовки футболистов.
В футболе высокого уровня главной проблемой является повышение точности ударов по воротам (процента попадания мяча в створ ворот) и увеличение количества «эпизодов игры» в штрафной площади соперника, что связано с техническим и тактическим мастерством футболистов.
Возможности повышения квалифицированными футболистами быстроты и точности действий с мячом при прочих равных условиях (природной одаренности, двигательной подготовленности) полностью определяется тренировкой.
В связи с этим при построении технической подготовки профессиональных футболистов возникает проблема эффективности тренировочных упражнений, а именно определение, какие упражнения с точки зрения условий их выполнения позволяют квалифицированным футболистам повысить техническое мастерство, необходимое для игры в футбол.
Эффективность процесса становления технического мастерства юных футболистов зависит от своевременности использования соответствующих тренировочных средств, которая определяется тем, применяются ли данные средства именно в благоприятные возрастные периоды, когда тренировки могут оказывать наиболее сильное влияние на различные составляющие, определяющие умения быстро и точно действовать с мячом.
2. В результате статистического анализа игровой деятельности футболистов высокой квалификации выявлены аналитические закономерности игры в футбол, отражающие вероятность различных событий и действий в соревновательных играх при доставке мяча на ударную позицию и взятии ворот. Они характеризуют:
– значимость гола для результата игры;
– вероятность второго подряд взятия ворот и пропустить ответный гол в разные интервалы времени после забитого гола;
– соотношение голов, забиваемых «с игры» и «со стандартных положений» (соответственно 65-73% и 27-35% голов);
– области выполнения ударов по воротам и голевых ударов;
– вероятность попадания мяча в створ ворот и гола в зависимости от дистанции ударов;
– особенности выполнения последнего «хода» перед голевым ударом;
– длительность голевых атак (из всех голевых атак, начинающихся «с игры», две трети составляют атаки длительностью не более 15 с, в трети случаев голевые атаки длятся не более 10 с);
– вероятность гола в зависимости от количества передач мяча, выполненных командой с момента овладения мячом до нанесения удара по воротам (с увеличением числа передач вероятность гола снижается, при проведении атак, в которых выполняется шесть-семь передач мяча и более, вероятность гола составляет 3-5%);
– вероятность гола и назначения 11-метрового удара в зависимости от места и варианта начала атаки.
3. Отличительными чертами техники действий с мячом в современном футболе являются умения играть с максимальной мощностью, в физическом контакте с соперником, в положении спиной к воротам соперника, при реализации «стандартных положений».
Тенденциями развития техники футбола являются:
– выполнение игроками действий с мячом на разных участках поля с определенной спецификой, характерной для конкретных мест и условий;
– использование игроками для проведения атакующих действий универсального способа оперирования мячом – «в шаге».
Специфику в технике действий с мячом в разных эпизодах соревновательных игр определяют пять основных факторов:
– место выполнения приемов;
– исходное положение игрока;
– целевая направленность действий;
– степень сопротивления соперника;
– степень требований к быстроте выполнения приемов.
В целом выделены три принципиально отличающихся вида «техники эпизодов игры»: в штрафной площади, зоне атаки, средней зоне и зоне обороны.
4. Переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом не происходит, если действия с мячом тренируются в одних условиях (по быстроте исполнения приемов; усилиям, прилагаемым игроками для их выполнения; внешней форме движений футболистов), а выполнять их необходимо в других условиях (изменения результатов футболистов при проведении экспериментов по изучению переноса тренированности в этих случаях статистически не существенные при Р = 0,05).
На этом основании сформулированы требования к построению упражнений для совершенствования технического мастерства. Условия упражнений должны «обеспечивать» игрокам возможность выполнять действий с мячом именно так, как эти действия выполняются в конкретных эпизодах соревновательных игр (по быстроте исполнения приемов; усилиям, прилагаемым игроками для их выполнения; внешней форме движений футболистов).
5. С учетом аналитических закономерностей игры в футбол, специфики в технике выполнения действий с мячом в различных игровых ситуациях, закономерностей переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом разработана методика технической подготовки профессиональных футболистов.
Основное направление их работы при совершенствовании технического мастерства представляет собой тренировку специфичной для разных зон поля техники действий с мячом («техники эпизодов игры»).
6. В ходе многолетней технической подготовки юных футболистов необходимо решить следующие основные задачи:
– обучить умениям посылать мячи в заданном направлении и дифференцировать усилия при операциях с мячом (развить «чувство мяча»);
– обучить умениям максимально быстро и точно выполнять разные по форме «игровые» действия с мячом (тренировка «техники эпизодов игры»);
– адаптировать технические навыки к изменениям уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей «на переходе к взрослому футболу» и к условиям игр «взрослого футбола».
На основании данных комплексных исследований определены благоприятные возрастные периоды для акцентированного тренировочного воздействия на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий футболистов с мячом:
– до 10-11 лет – развитие «чувства мяча» в ходе освоения технических навыков;
– до 15 лет – обучение умениям быстро и точно выполнять различные по форме движений «игровые» действия с мячом;
– после 15 лет – адаптация техники к условиям игр «взрослого футбола» и значительно возрастающим двигательным качествам и функциональным возможностям футболистов.
7. Разработан подход к моделированию тактики игры в целом и в отдельных игровых ситуациях, предполагающий использование для выбора наиболее эффективных вариантов атакующих и оборонительных действий футболистов аналитических закономерностей игры в футбол и учет тенденции развития тактики игры в футбол.
Предлагаются варианты построения тактических атакующих и оборонительных действий футболистов (индивидуальных, групповых и командных) в различных эпизодах соревновательных игр, успешно использовавшиеся в практике соревновательной деятельности команд высокой квалификации.