Современное состояние физической культуры и спорта в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 23:23, реферат

Описание работы

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ3
1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ5
1.1. Цели и задачи Концепции5
1.2. Основные принципы реализации Концепции6
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА8
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА15
4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
ЛИТЕРАТУРА31

Файлы: 1 файл

совр.сост. физ-ры.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

    - создание эффективной системы  организации и проведения спортивных  соревнований, в том числе комплексных  Всероссийских игр учащихся, студентов  и трудящихся;

    - совершенствование технологий, форм  и методов подготовки и переподготовки  кадров специалистов по физической  культуре и спорту высших достижений.

    Для успешного проведения в России международных  и национальных соревнований и мероприятий  необходимо активное привлечение крупных  компаний и фирм. Это следует рассматривать  как стратегическое партнерство  спорта и бизнеса с учетом интересов  обеих сторон.

    Важным  источником пополнения средств, направляемых на развитие физической культуры и  спорта, формирование здорового образа жизни, могут стать как федеральные, так и отраслевые программы:

    a) укрепления здоровья работников и членов их семей;

    b) социальной поддержки инвалидов, детей-сирот;

    23

    c) развития физической культуры, спорта, туризма и отдыха;

    d) борьбы с наркоманией и детской преступностью;

    e) социально-экономического развития отдельных регионов;

    f) воспитания и образования детей и молодежи и т.д.

    Целесообразно предусмотреть возможность использования  части средств, получаемых от налогообложения  производства и продажи табака и  алкоголя, а также от взимания штрафов  за нарушение законодательства о  физической культуре и спорте, определенную долю доходов от продажи спортивных лотерей и игрового бизнеса, продажи  прав трансляции спортивных соревнований и т.д. для финансирования мероприятий, направленных прежде всего на использование средств физической культуры и спорта с целью укрепления здоровья населения, профилактики курения, алкоголизма и наркомании.

    В настоящее время бюджетные затраты  на осуществление программ, связанных  с вовлечением детей и молодежи в активные занятия физической культурой  и спортом, на порядок ниже затрат на оказание и совершенствование  лечебной помощи и лекарственного обеспечения, на содержание в специальных учреждениях молодых правонарушителей, на лечение наркоманов и алкоголиков, на социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, инвалидов и т.д.

    В результате реализации концепции будет  обеспечено:

    - увеличение в 2-3 раза числа  занимающихся физической культурой и спортом в стране;

    - создание условий для достойного  выступления сборной команды  России на Олимпийских играх;

    - формирование правовой, материально-технической,  научно-методической и педагогической  базы для дальнейшего развития  физической культуры и спорта  в стране.  

24

4. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Физическая  культура и спорт (ФКС) - одна из самых  быстро развивающихся за последние  десятилетия отраслей социальной сферы  во всем мире. Данная отрасль имеет  свою специфику, которая проявляется  в двойственной природе услуг  ФКС: потребительском начале, с одной  стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

     Инвестирование  в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно  в спортивной отрасли, но и в смежных  отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение  социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального  климата в обществе.

     По  данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий  и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых  и физическое совершенствование.

     В своем выступлении на Совете при  Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент  РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких  достижений в стране есть все необходимые  ресурсы, и указал на необходимость  принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы [6].

     В Российской Федерации сектор ФКС  находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее  время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное  агентство по физической культуре и  спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики под руководством В. Мутко. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности

25

подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики [4].

Существенным  фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое  обеспечение. Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.

     В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными  соглашениями многие организации бывшего  Госкомспорта СССР перешли под юрисдикцию новых суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины).

     В середине 90-х годов критическое  положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и  спорта и, прежде всего, подготовки сборных  команд страны. До 1999 года недостаточное  финансирование из федерального бюджета  на ремонт и реконструкцию спортсооружений  привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных  сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные  сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной  поддержки.

     Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20% . По данным федеральной службы государственной  статистики,

26

сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно  принять около 5 млн. человек, что  соответствует всего лишь 17% действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Сложившаяся в Российской Федерации  сеть физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений характеризуется  не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты  не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим  требованиям, неравномерно размещены  по России.

     По  сравнению с 2001 г. общее число  штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более  чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.

     За  этими цифрами стоит следующая  картина: обеспечение населения  России кадрами ФКС составляет сегодня  в расчете на 10 тысяч жителей  не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в  российской школе учитель физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.

     Между тем, в настоящее время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению и шести  специальностям в 219 образовательных  учреждениях среднего и высшего  профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего

     27

лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в  том числе низкой зарплаты. Сегодня  в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.

     ФКС России испытывает дефицит и в  отношении научно-исследовательских  кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры - главной в ФКС России научно-исследовательской структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведется по остаточному принципу. Хотя, положительная динамика есть – объем финансирования науки образования в 2006 году составил 140,7 млн. руб. [7].

     Существует  еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных  физкультурно-спортивных объектах практически  нигде не готовятся. Необходима система  повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных  объектов, как дворцы спорта с искусственным  льдом, быстровозводимые сооружения и  конструкции с теннисными кортами  и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.

     За  последние годы в связи с профессионализацией  и коммерциализацией спорта обострилась  конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие  позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами  по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком  и полностью опирается на детско-юношеский  спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного  резерва.

28

     Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, к таким тенденциям относятся:

     - рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;

     - рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;

     - рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;

     - увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;

     - рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций [8].

     При этом указанные тенденции не носят  случайного характера, поскольку обеспечены новым Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а  также Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и  спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (ФЦП), рядом региональных спортивных программ и подпрограмм. Также подготовлен проект Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 - 2015 годы [3].

Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта в РФ