Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 23:23, реферат
За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.
ВВЕДЕНИЕ3
1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ5
1.1. Цели и задачи Концепции5
1.2. Основные принципы реализации Концепции6
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА8
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА15
4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ30
ЛИТЕРАТУРА31
-
создание эффективной системы
организации и проведения
-
совершенствование технологий, форм
и методов подготовки и
Для успешного проведения в России международных и национальных соревнований и мероприятий необходимо активное привлечение крупных компаний и фирм. Это следует рассматривать как стратегическое партнерство спорта и бизнеса с учетом интересов обеих сторон.
Важным источником пополнения средств, направляемых на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, могут стать как федеральные, так и отраслевые программы:
a) укрепления здоровья работников и членов их семей;
b) социальной поддержки инвалидов, детей-сирот;
23
c) развития физической культуры, спорта, туризма и отдыха;
d) борьбы с наркоманией и детской преступностью;
e) социально-экономического развития отдельных регионов;
f) воспитания и образования детей и молодежи и т.д.
Целесообразно
предусмотреть возможность
В
настоящее время бюджетные
В результате реализации концепции будет обеспечено:
- увеличение в 2-3 раза числа занимающихся физической культурой и спортом в стране;
-
создание условий для
-
формирование правовой, материально-технической,
научно-методической и
24
4. СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ
Физическая
культура и спорт (ФКС) - одна из самых
быстро развивающихся за последние
десятилетия отраслей социальной сферы
во всем мире. Данная отрасль имеет
свою специфику, которая проявляется
в двойственной природе услуг
ФКС: потребительском начале, с одной
стороны и производственно-
Инвестирование в ФКС обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих мест не только непосредственно в спортивной отрасли, но и в смежных отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.
По данным отечественных и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.
В своем выступлении на Совете при Президенте РФ по спорту 15.10.2008г. Президент РФ Д. Медведев отметил, что для развития массового спорта и спорта высоких достижений в стране есть все необходимые ресурсы, и указал на необходимость принятия экстренных мер по модернизации спортивной сферы [6].
В Российской Федерации сектор ФКС находится в стадии реформирования уже более 15 лет. Так, в настоящее время, снова происходит реформирование в области управления ФКС: Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт), которое осуществляло руководство сферой ФКС с 2002г. по 2008г., передало свои функции и полномочия созданному 12 мая 2008г. Указом Президента РФ Министерству спорта, туризма и молодежной политики под руководством В. Мутко. Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности
25
подведомственных ему Федерального агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Федерального агентства по физической культуре и спорту. Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики [4].
Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое обеспечение. Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.
В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными соглашениями многие организации бывшего Госкомспорта СССР перешли под юрисдикцию новых суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины).
В
середине 90-х годов критическое
положение наблюдалось в
Факт, что с 1991г., сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20% . По данным федеральной службы государственной статистики,
26
сегодня
эта сеть составляет 225 тыс. единиц,
которые могут единовременно
принять около 5 млн. человек, что
соответствует всего лишь 17% действующего
норматива единовременной пропускной
способности спортивных сооружений.
Сложившаяся в Российской Федерации
сеть физкультурно-оздоровительных
и спортивных сооружений характеризуется
не только недостаточным количеством:
в ряде случаев многие объекты
не отвечают техническим и санитарно-
По сравнению с 2001 г. общее число штатных работников физкультурно-спортивных организаций увеличилось более чем на 45 тыс. человек, что составляет 18,2%.
За
этими цифрами стоит следующая
картина: обеспечение населения
России кадрами ФКС составляет сегодня
в расчете на 10 тысяч жителей
не более 20 работников, а норматив -
26 работников. Иными словами, кадровый
недобор. Действительно, сегодня в
российской школе учитель физкультуры
- едва ли не самый дефицитный преподаватель.
Та же ситуация - в отношении инструкторов-
Между тем, в настоящее время в России подготовка кадров ФКС осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. При этом в системе Госкомспорта России работают: 13 высших учебных заведений, имеющих 16 филиалов, общее число обучающихся на 2007г. составляло 41372 чел.; 13 средних специальных учебных заведений, включая 2 колледжа в составе академий; 7 докторантур; 12 аспирантур; 6 докторских и 9 кандидатских диссертационных советов; 2 образовательных учреждения и 11 структурных подразделений дополнительного профессионального образования. В целом, качество подготовки отечественных специалистов удовлетворительное, и на них есть спрос не только в России, но и на мировом рынке спорта. Проблема, однако, - в том, что из 5 тыс. тренерских и преподавательских кадров, которых готовят в стране только институты физкультуры, в ФКС России остаются всего
27
лишь 20%, а остальные уходят из-за отсутствия необходимых условий работы, в том числе низкой зарплаты. Сегодня в российском спорте - дефицит тренеров, но в то же время, по некоторым оценкам, за рубежом работают 20 тыс. российских специалистов ФКС, тренируя сильнейшие сборные мира.
ФКС
России испытывает дефицит и в
отношении научно-
Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных объектов, как дворцы спорта с искусственным льдом, быстровозводимые сооружения и конструкции с теннисными кортами и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.
За последние годы в связи с профессионализацией и коммерциализацией спорта обострилась конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного резерва.
28
Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, к таким тенденциям относятся:
- рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;
- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних затрат на 1 учащегося в спортивной школе;
- рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;
- увеличение объема финансирования ФКС из федерального бюджета, увеличение капитальных вложений на развитие баз и центров олимпийской подготовки из федерального бюджета;
- рост численности кадров ФКС, количества присвоенных спортивных разрядов и званий, количества клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций [8].
При
этом указанные тенденции не носят
случайного характера, поскольку обеспечены
новым Федеральным законом «О
физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, а
также Федеральной целевой
Информация о работе Современное состояние физической культуры и спорта в РФ