Современные проблемы спортивной медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

В младшем школьном возрасте продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно: к 9 – 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее (к 12-13годам) - запястья и пясти. Кости таза с 8 до 10 лет интенсивно развиваются у девочек, а с 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно. С 12 до 13 лет отмечается наибольший прирост показателей ширины таза, что связано с пубертатным периодом и усилением процессов созревания организма. Сращение трех частей безымянной кости, окостенение ключицы, костей плеча и предплечья, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны происходит намного позже и иногда заканчивается уже у взрослых людей.

Содержание работы

Морфофункциональные особенности процессов развития детского организма……………………………………………………………..…..3
Медико-биологическое сопровождение подготовки теннисистов..….6
Возрастные особенности теннисистов и их учет при планировании тренировочного процесса……………………………………………..…7
Специфические заболевания и травмы теннисиста……………….…..15
Методы восстановления теннисистов…………………………….……20
Список литературы………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

современные проблемы спорт медиц реферат.docx

— 53.99 Кб (Скачать файл)

Российский  Государственный Университет Физической Культуры, 
Спорта, Молодёжной политики и Туризма 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Современные  проблемы спортивной медицины в теннисе»

 

 

 

                                                             Выполнила: Заварзина О.Ю.

                                                                      студентка 5-го курса заочной

                                                               формы обучения, группа 7

                                                                   второе высшее образование

                                                                    Проверила: Михайлова А.В.

 

 

Москва,2011г.

Оглавление

  1. Морфофункциональные особенности процессов развития детского организма……………………………………………………………..…..3
  2. Медико-биологическое сопровождение подготовки теннисистов..….6
  3. Возрастные особенности теннисистов и их учет при планировании тренировочного процесса……………………………………………..…7
  4. Специфические заболевания и травмы теннисиста……………….…..15
  5. Методы восстановления теннисистов…………………………….……20
  6. Список литературы………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морфофункциональные особенности процессов развития детского организма

В младшем школьном возрасте продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно: к 9 – 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее (к 12-13годам) - запястья и пясти. Кости таза с 8 до 10 лет интенсивно развиваются у девочек, а с 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно. С 12 до 13 лет отмечается наибольший прирост показателей ширины таза, что связано с пубертатным периодом и усилением процессов созревания организма. Сращение трех частей безымянной кости, окостенение ключицы, костей плеча и предплечья, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны происходит намного позже и иногда заканчивается уже у взрослых людей. 
  В процессе занятий физической культурой и спортом необходимо учитывать особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, когда процесс окостенения еще не закончился, могут привести к плоскостопию. 
     Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночного столба, постепенно фиксируются его изгибы: к 7 годам - шейный и грудной, к 12 - поясничный. Позвоночный столб обладает наибольшей подвижностью у детей до 8-9 лет. Поэтому у младших школьников могут возникать разнообразные нарушения осанки, искривления позвоночного столба и деформация грудной клетки. 
  Рассматриваемый период характеризуется завершением развития двигательного анализатора. Это способствует тонкому различию временных и пространственных характеристик движения, что помогает лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков. Уже в 10-12 лет функции двигательного, тактильного и других анализаторов мало отличаются от функции их у взрослых и возрастное развитие двигательной координации в основном заканчивается.

Морфологически  головной мозг подростка мало отличается от головного мозга взрослого, но функционально он продолжает совершенствоваться - образуются новые временные связи, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность, но в высшей нервной деятельности отмечается преобладание процессов возбуждения над торможением. Внушаемость подростка становится меньшей, а эмоциональность, неуравновешенность возрастают. Отсюда и резкая смена настроений, критическое отношение к окружающему, и особенно к взрослым, желание ничего не принимать на веру, все проверять и оценивать самому. Имеются и отчетливые возбудимости вегетативной нервной системы, что проявляется в колебаниях частоты пульса, уровня артериального давления, в повышенной потливости, появлении болевых ощущений в области сердца и т. д.

Существенные изменения происходят в сердечнососудистой системе. Так, сердце за 7 лет (от 7 до 14) увеличивает свой объем на 30-35%. За последующие 4 года, в процессе полового созревания, от 14 до 18 лет объем сердца увеличивается на 60-70%. Интенсивность прироста линейных размеров сердца в период от 13 до 17 лет можно сравнить с интенсивностью роста организма в первый год жизни. Особенностью сердечнососудистой системы подростков является более выраженное увеличение емкостей полостей сердца по сравнению с увеличением просвета сосудов. Это одна из причин возникновения, так называемой юношеской гипертонии. 
   Сердце детей в меньшей степени подвержено воздействию факторов акселерации, и поэтому темпы его роста отстают от темпов нарастания длины и массы тела. Деятельность сердца отличается малой экономичностью, недостаточным функциональным резервом и снижением адаптационных возможностей при физических нагрузках. 
    При регулярных занятиях спортом изменяется функциональное состояние нервной системы. Совершенствование ее функционального состояния зависит от характера и объема физических упражнений, используемых в тренировке, интенсивности и продолжительности занятий. При этом изменяется функциональное состояние коры головного мозга, подкорки и периферического нервно-мышечного аппарата. У спортсменов, по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, отмечается большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Комплексное использование во время тренировок физических упражнений с различным ритмом, временными параметрами и характером ведет к повышению функциональной подвижности нервных процессов и совершенствованию замыкательной функции центральной нервной системы.

Таким образом, гетерохронность  формирования структур организма подростка  находится в тесной взаимосвязи с особенностями функций органов. Между морфологическим и функциональным развитием организма существует обратная связь. Вот почему периоды усиленного морфологического роста являются периодами замедленного развития физических качеств. Кроме того, если говорить о девочках, то их организм обладает основной биологической особенностью, очень сложной по своей нейрогуморальной регуляции, - менструальной функцией, цикличность которой оказывает существенное влияние на весь организм и, в частности, на его работоспособность. Следовательно, можно говорить о том, что физическое развитие ребенка - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей развивающегося организма, тесно связанный с возрастом и состоянием здоровья подростка, наследственными факторами, условиями жизни и специфическим влиянием на него занятий физической культурой и спортом.

Для практики физического  воспитания морфофункциональные показатели детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, рациональных двигательных действий для достижения высоких результатов, методов воздействия на организм подростков и спортивного отбора в различные виды спорта.

Медико-биологическое  сопровождение подготовки теннисистов

 

Активный образ жизни, занятие спортом требуют повышенного  внимания к своему здоровью. При  планировании программы индивидуальных тренировок мы должны учитывать индивидуальные особенности организма спортсмена.

1. Общая  технология

  • Система регулярных периодических обследований – ключ к построению программы подготовки и совершенствования мастерства (включая тренировочные режимы, питание, созревание организма и т.д.)
  • Обследование физических качеств (стендовое тестирование общей аэробной выносливости, взрывной силы рук и ног, скоростно-силовых качеств);
  • Морфо-анатомическое обследование (состав тела по мышечному, жировому компонентам, связанной воды, плотности кости, состояние стопы, генетический анализ одаренности);
  • Обследование степени биологического созревания и прогноз ростовых процессов;
  • Программы сопровождения подготовки в учебно-тренировочном и соревновательном периодах в различных возрастных категориях (рационы питания, программы специализированного питания с применением недопинговых средств и методов).

2. Рационы  питания

  • Принципы организации питания в подготовке теннисистов учебно-тренировочном и соревновательном периодах;
  • Режимы потребления жидкости и оптимизация водно-электролитного баланса;
  • Недельные и суточные рационы питания для различных возрастных категорий теннисистов (7-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет);
  • Чистки организма в годичном цикле подготовки.

3. Программы  спортивного питания с применением  специализированных продуктов и  БАД

  • Программы регуляции массы тела:
    • увеличение мышечной массы и развития скоростно-силовых качеств;
    • снижение жировой массы и развития общей выносливости.
  • Программа оптимизации биологического созревания и ростовых процессов;
  • Программа восстановительной антиоксидантной терапии в тренировочном и соревновательном периодах;
  • Программы профилактики заболеваемости и иммунокоррекции;
  • Программа климато-поясной адаптации (при перелетах на большие расстояния со сдвигом поясного времени, резкими климатическими изменениями, в среднегорье и высокогорье).

 

Возрастные  особенности теннисистов и их учет при планировании тренировочного процесса

 

Примерные учебные планы  для ДЮСШ и СДЮШОР по теннису разрабатывались  с учетом возрастных особенностей физического развития детей и подростков, основных методических положений многолетней подготовки, преимущественной направленности тренировочного процесса по годам обучения.

У детей, занимающихся на этапах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочном этапе (УТ), еще не произошло окостенение эпифизов позвонков и не сформирован «рефлекс осанки». А это значит, что неправильная поза или односторонняя физическая нагрузка могут привести как к увеличению грудного кифоза (сутулости), так и к боковому искривлению позвоночника (сколиозу). Об этом надо помнить все время. 
    Поскольку большинство ударных действий теннисист выполняет в основном одной рукой, необходимо в каждом занятии выполнять общеподготовительные упражнения с целью коррекции осанки. 
    Необходимость использования общеподготовительных упражнений в больших объемах на этих этапах связано с особенностями окостенения костей верхних и нижних конечностей. Фаланги пальцев окостеневают лишь к 9-11 годам, кости запястья - к 10-13, кости плечевого пояса, плеч и предплечий заканчивают свое развитие лишь к 18-23 годам у женщин и 20-25 годам - у мужчин. Оссификация костей нижних конечностей и тазового пояса происходит примерно в те же сроки, что и верхних конечностей. Формирование суставов и суставных поверхностей соединительных структур аппарата движения у детей 10-12 лет также еще не завершено. Именно поэтому большой объем специально-подготовительных средств на этих этапах, и особенно на этапе начальной подготовки, приводит к возникновению травм, после которых не все юные теннисисты могут продолжать занятия теннисом, либо полученные травмы сказываются на протяжении всех этапов подготовки.

В группах начальной подготовки решаются задачи обучения основным техническим действиям и воспитания физических качеств. Первые два года учащиеся не принимают участия в соревнованиях. Поэтому работа в годичных  циклах строится по типу подготовительного периода. Дети в этом возрасте с трудом выполняют длительную монотонную работу. Именно поэтому очень важно проведение занятий на высоком эмоциональном уровне. А это значит, что в занятия необходимо включать подвижные игры с обязательным подведением итогов. В этом возрасте дети наиболее чувствительны к восприятию заданий на быстроту движений, быстроту реагирования, частоту движений, на способность к ориентированию в пространстве, на задания по перестроению двигательных действий, ритму. 
    Задания по воспитанию этих качеств должны быть разнообразными, короткими по продолжительности. В течение этих лет необходимо обращать внимание на интерес, проявляемый ребенком к занятиям теннисом (не секрет, что в настоящее время многие дети занимаются теннисом по желанию родителей), на быстроту обучаемости во время занятий подвижными играми, мотивацию, моральные качества и психологическую устойчивость, физическую выносливость и быстроту восстановления, готовность выполнять трудную работу на тренировках. 
    Результаты наблюдений обязательно должны учитываться при переводе ребенка на следующий год обучения (вместе с результатами тестов по физической и технической подготовленности).

На третьем  году обучения решаемые задачи расширяются. Например, при воспитании физических качеств продолжает делаться акцент на те же качества, что и в предшествующие годы, но добавляется акцент на воспитание аэробной (общей) выносливости. Это важно еще и потому, что у детей очень низкий процент использования кислорода (6 лет - 3%; 10 лет - 3,6%; 14 - 3,9%), относительно невысокая экономичность функций внешнего дыхания и транспортной функции крови, именно поэтому низкая способность переносить гипоксические состояния.

Кроме того, дети начинают участвовать во внутренних соревнованиях. Необходимо внимательно наблюдать за тем, как ребята проводят свои матчи, способны ли они принимать правильные решения по ходу матча, как психологически и физически выдерживают его нагрузку. 
   В возрасте 9—10 лет дети начинают внимательнее относиться к выполняемой работе. Поэтому в начале каждого занятия должны четко и ясно формулироваться задачи, которые будут решаться. Желательно давать домашние задания с конкретными задачами и содержанием: для того, чтобы суметь сделать «то-то», надо выполнить такое упражнение столько-то раз, такое упражнение столько-то раз и т.д.

Наибольшее внимание в  этом возрасте уделяется скоростным качествам, аэробной выносливости у девочек, координационным способностям, гибкости. В 10 лет - способности к расслаблению и точности. В 9-летнем возрасте все соревнования, в которых участвуют дети, являются контрольно-подготовительными. 
    Поэтому годичный цикл строится по типу подготовительного периода и основными задачами его являются:

    • обучение техническим действиям, выполняемым в разных точках (верхней, средней, нижней), с разным вращением мяча (крученый, резаный) и без него;
    • воспитание физических качеств;
    • применение всего разученного в матчах.

В 10-летнем возрасте дети принимают  участие в 10 турнирах, из которых 2 - главные. Годичный цикл имеет более сложную структуру и состоит из двух подготовительных периодов, двух соревновательных и одного переходного. 
    I подготовительный период - длительный, состоит из шести мезоциклов (МзЦ), включающих в себя 22 микроцикла (МЦ), в которых решаются все задачи, связанные с технической, тактической, физической и психической подготовками. 
    I соревновательный период состоит из одного мезоцикла, включающего в себя четыре микроцикла - подводящий, соревновательный (основной), восстановительно-поддерживающий и соревновательный (контрольно-подготовительный). 
    II подготовительный период - в нем продолжают решаться основные задачи тренировки с учетом выявленных недостатков и положительных сторон подготовленности. Этот период значительно короче первого и состоит из трех мезоциклов, включающих в себя 11 микроциклов. 
    II соревновательный период состоит из одного подводящего микроцикла и трех соревновательных, в течение которых играются главный турнир и два контрольно-подготовительных турнира. Вполне понятно, что дети так долго держать спортивную форму не могут. Поэтому после участия в главном соревновании выполняется тренировочная работа по коррекции недостатков, результаты которой проверяются в двух контрольно-подготовительных турнирах. 
    В переходном периоде решаются две задачи: дать отдых нервам и работу мышцам. Для этого необходимо использовать средства общей подготовки. Причем отобрать те, которые теннисист выполняет с желанием, без усилия над собой, но выполнение которых, поддерживали бы физические качества на должном уровне.

Информация о работе Современные проблемы спортивной медицины