Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 14:20, доклад
В настоящее время технологии развивающего обучения придаётся большое значение. Общеизвестно, что процесс обучения включает четыре уровня усвоения знаний: восприятие излагаемого материала; запоминание и воспроизведение, проговаривание изучаемого материала; применение знаний в аналогичной ситуации (выполнение упражнений, решение расчетных и экспериментальных задач, проведение аналогичного эксперимента и т.д.); применение знаний в изменённых ситуациях, обеспечивающих развитие собственного нестандартного мышления.
Принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ И МОДИФИКАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В настоящее время технологии развивающего
обучения придаётся большое значение.
Общеизвестно, что процесс обучения включает
четыре уровня усвоения знаний: восприятие
излагаемого материала; запоминание и
воспроизведение, проговаривание изучаемого
материала; применение знаний в аналогичной
ситуации (выполнение упражнений, решение
расчетных и экспериментальных задач,
проведение аналогичного эксперимента
и т.д.); применение знаний в изменённых
ситуациях, обеспечивающих развитие собственного
нестандартного мышления.
Принципы воспитания
- это общие требования, определяющие воспитательный
процесс посредством норм, правил, рекомендаций
по разработке, организации и проведению
воспитательной работы. В них отражается
представление о сущности воспитания,
поскольку принципы формулируются на
основе закономерностей педагогических
процессов.
Современная отечественная
наука дает систему принципов воспитания
и обучения, которая составляет некоторое
единство, отражает существенные особенности
учебно-воспитательного процесса и служит
руководством к практике. Ряд ученых рассматривают
единую систему принципов воспитания
и обучения. Другие дают их отдельно. При
всей близости процессов обучения и воспитания,
следует отделить принципы каждого из
этих процессов, стремясь осмыслить специфику
их, не забывая о некоторой условности
разделения.
Обзор литературы позволяет выделить
следующие принципы воспитания, характеризующие
современное научное представление о
теории и практике этого процесса.
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной
средой. Это означает, что воспитание должно
строиться в соответствии с требованиями
общества, перспективой его развития,
отвечать его потребностям. Это находит
выражение и в том, что воспитание имеет
целевую направленность. Принцип требует
определения целей воспитания с учетом
государственных и личностных требований.
Следует помнить, что в современной России
целью воспитания является помощь личности
во всестороннем развитии, профессиональном
и жизненном самоопределении.
Кроме того, принцип связи школы и ВУЗа
с жизнью предполагает такую организацию
воспитания, чтобы учащиеся не замыкались
в учебной среде, что должно обеспечиваться
разными путями: разработкой содержания,
подбором методов, форм и средств воспитания.
2. Принцип комплексности, целостности,
единства всех компонентов воспитательного
процесса. Он означает организацию многостороннего
педагогического влияния на личность
через систему целей, содержания, средств
воспитания, учет всех факторов и сторон
воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства
и самостоятельной деятельности, активности
учащихся. Это требование опирается на
главный закон развития личности: человек
развивается в активной самостоятельной
деятельности. Поэтому воспитание состоит
в организации разных видов деятельности,
в которой педагог должен стимулировать
активность воспитанников, их творческую
свободу, сохраняя, однако, руководящие
позиции.
В советский период педагогика выделяла
принцип воспитания в труде. Труд как деятельность
является действительно важным средством
воспитания. Требование воспитывать в
труде реализуется, если принцип руководства
самостоятельной деятельностью детей
понимать широко, в том числе как организацию
различных видов труда учеников, который
является обязательным компонентом образования
в педагогических системах большинства
стран.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности
ребенка в сочетании с требовательностью
к нему. Он регламентирует отношения педагогов
и воспитанников и предполагает, что эти
отношения строятся на доверии, взаимном
уважении, авторитете преподавателя, сотрудничестве,
любви, доброжелательности. Принцип требует
от преподавателя умения создать благоприятный
психологический климат в группе, положительный
эмоциональный фон. Одновременно педагог
должен помнить о приоритете воспитательных,
образовательных задач и проявлять высокую
требовательность к воспитанникам для
достижения нужных результатов.
5. Принцип опоры на положительное в личности
ребенка. Он связан с предыдущим и требует
от педагога веры в положительные результаты
воспитания, в стремление ученика быть
лучше, поддерживать, развивать это стремление.
Для этого имеется система методов, средств
воспитания, личностные качества учителя,
его профессиональные умения.
6. Принцип воспитания в коллективе и через
коллектив. Один из классических принципов
советской педагогики, он предполагает
организацию воспитательных воздействий
на личность через коллективистские отношения
и деятельность. Однако его следует понимать
шире, как воспитание в группе, через общение,
что требует знания преподавателем социальной
психологии и умений формировать межличностные
отношения.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей школьников. Преподаватели
должны знать типовые возрастные особенности
и индивидуальные различия учеников, изучать
их доступными способами и в соответствии
с ними выбирать определенные средства
и методы работы с конкретными воспитанниками.
8. Принцип единства действий и требований
школы, семьи и общественности. Поскольку
воспитание происходит под влиянием многих
факторов, среди которых наиболее значительные
- семья школьника и социальные институты,
школа, педагогический коллектив должны
обеспечить единые и согласованные действия
всех участников воспитательного процесса.
Педагогическая наука утверждает, что
все принципы воспитания тесно связаны
между собой, отражают целостное представление
о том, каким должно быть воспитание и
как его нужно организовывать. В этом заключается
научное значение принципов и их роль
в практике.
Результативность усилий по формированию здорового образа жизни мы связываем не только с улучшением воспитательной работы на вербальном уровне. Пожалуй, более действенным является создание условий для включения студентов в различные виды общественно значимой деятельности: клубно-кружковая работа, волонтерство, физкультурно-оздоровительная, студенческие строительные отряды, т.е. необходимо обеспечить развитие социально-приемлемых возможностей самореализации, самоутверждения и социальной адаптации молодых людей в условиях вуза. При соответствующем профессиональном и умелом педагогическом сопровождении сами студенты могут стать активными пропагандистами здорового образа жизни в молодежной среде.
Важнейшим показателем воспитанности студенческой молодежи является уровень преступности в ее среде. Несмотря на то, что с учетом численного роста студенчества ее удельный вес на одну тысячу имеет некоторую тенденцию к снижению, в целом эта проблема по-прежнему беспокоит. Все это говорит о формализме, заорганизованности и низкой эффективности воспитательно-профилактических мероприятий.
Необходимо отдельно остановиться на повышении роли физического воспитания, в организации и проведении которого как в учебное, так и во внеучебное время больше недостатков, чем достижений. При этом следует заметить, в новых программах по физической культуре прослеживается ярко выраженная оздоровительная направленность. Но занятия физкультурой и спортом по-прежнему являются невостребованными большей частью студенчества. Прилагаемые усилия со стороны Министерства по физической культуре и спорту не дадут искомых результатов, если не изменить отношение к этой сфере непосредственно в школах и вузах.
Не зря в качестве приоритета заострили внимание на укреплении психофизического, нравственного здоровья, без чего немыслимы подготовка будущего специалиста высшей квалификации, воспитание гражданина, патриота. Воспитать гражданина — значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач государства и общества, выполнению функций хозяина и труженика, организатора и исполнителя, защитника Родины.Передача культуры, функцию формирования мировоззрения и функцию продуцирования культурных ценностей (воспитательная функция), является одной из главных задач университетов, которая на сегодняшний день практически утрачена.
В системе ценностных ориентаций студенческой молодежи патриотизм и национальное достоинство занимают последнее место. Значит, система формирования патриотических качеств личности ученика в современных условиях нуждается в существенном обновлении.
При проведении социологического исследования
в целях более глубокого
Требует снижения нагрузка воспитателей. Она не должна превышать 200 студентов на одного воспитателя. В отдельных вузах нагрузка составляет 330 студентов на одного воспитателя. Необходимо, чтобы руководители постоянно держали в поле зрения состояние воспитательной работы в общежитиях.
Необходимо больше внимания уделять изучению прав человека. В современной России, например, уже наметилась тенденция постепенного «вызревания» элементов системы гражданского воспитания, начиная уже со средней школы. Многие педагогические коллективы по желанию родителей и учащихся при активной методической помощи ученых-педагогов, органов управления образованием, а также инициативных профильных сообществ и ассоциаций вводят изучение в качестве основных учебных предметов государственно-правовой политики, граждановедения, правоведения. Эта профильно очерченная деятельность, направленная на воспитание базовых начал гражданственности у молодежи, стала чаще получать поддержку государственных органов, научных организаций, СМИ как на федеральном, так и региональном уровнях.
На воспитание гражданской зрелости учеников, уяснении ими своих прав и обязанностей должна быть направлена воспитательная работа в учебном заведении. В Российских средних школах уже с середины 70-х годов началось обязательное преподавание "Основ государства и права" в старших классах общеобразовательной школы, а также в профессионально-технических училищах, средних специальных и во многих высших учебных заведениях. Изучение этого предмета в системе образования позволяет соблюсти преемственность соответствующих учебных программ, учесть профиль работы будущих специалистов.
Однако факты свидетельствуют:
содержание правовой социализации еще
не отвечает современным требованиям.
Среди молодых людей
Наряду с правовой следует углублять и совершенствовать политическую социализацию учеников, так как на фоне не устоявшейся тенденции к росту политического самосознания отчетливо проявляется отчуждение молодежи от государства, наблюдается рост апатии, цинизма среди молодых людей, их неверие в официальную политику, провозглашенную властными структурами. По данным Института молодежи, лишь 5% учащихся интересуются политикой.
Серьезной результативности в воспитательной, информационно-пропагандистской работе в учебной среде невозможно добиться без активизации деятельности молодежных организаций. Реализуя свои проекты и программы, молодежные объединения так или иначе решают собственными методами вопросы формирования гражданской позиции молодежи, их ответственного отношения к социальному окружению через реализацию в Обществе собственных идей и намерений.
Сегодня очевиден всплеск социальной активности разных слоев общества, в том числе и студенческой молодежи. Изменения направлены в сторону приоритета личности, что не исключает важности коллективного творчества. Вот почему молодежные организации и объединения, какой бы направленности они не были, как по содержанию своей деятельности, так и по структуре, должны выступать формой реализации прав и интересов молодежи. Вся деятельность их должна строиться на основе реализации принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности.
Основные функции молодежных организаций и объединений заключаются в оказании своим членам помощи в адаптации к новым социально-экономическим условиям, в участии молодежи в национально-культурном возрождении, организации свободного времени и досуга, сохранении и развитии духовных ценностей. Создаваясь и действуя в учебное и каникулярное время, будучи постоянными или временными, молодежные сообщества должны действовать как самоорганизуемые, самоопределяемые и самоуправляемые, выражающие волеизъявление и социальные потребности самой молодежи. Поэтому молодежные организации и объединения сегодня, имея разветвленную структуру, могут выступать достаточно действенным институтом воспитательной работы при условии оказания им соответствующей помощи, умелой координации деятельности.
Во многом процессу становления личности ученика способствует деятельность куратора. На разработку проблем деятельности куратора, воспитания студенческой молодежи должны быть направлены научные усилия гуманитарных кафедр, особенно кафедр педагогики и психологии.
В целом успех воспитательной работы со студенческой молодежью зависит от позиции руководителя учебного заведения, понимания им важности этого направления деятельности вуза, его неразрывности с профессиональным становлением молодого специалиста, от каждого преподавателя, его активной позиции по отношению к молодым людям.
Информация о работе Современные условия и модификация воспитательного процесса