Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 15:03, реферат
Описание работы
Современный баскетбол развивается по пути дальнейшего повышения темпа, интенсивности и активизации действий в нападении и защите. Возрастает скорость не только передвижения, но и всех применяемых действий. Все труднее становится выдерживать нагрузку в отдельном матче и тем более в целом турнире. Способность организма проявлять большую работоспособность, отдалять момент наступления утомления во многом зависит от физической подготовленности. Недостатки в развитии скорости, выносливости, силы, ловкости, гибкости и воспитании волевых качеств могут стать серьезным препятствием для овладения мастерством игры в целом.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ. 2. ТЕХНИКА ИГРЫ. 2. 1. Техника игры в нападении. 2. 1. 1. Передвижение, прыжки, остановки и повороты. 2. 1. 2. Ловля мяча. 2. 1. 3. Передачи мяча. 2. 1. 4. Броски в корзину. 2. 1. 6. Финты. 2. 2. Техника защиты. 2. 2. 1. Техника передвижений. 2. 2. 2. Техника овладения мячом и противодействия. 3.ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ. 3. 1. Техническая и тактическая подготовка. 3. 1. 1. Ловля и передача мяча. 3. 1. 2. Бросок в корзину. 3. 1. 3. Ведение мяча. 3. 1. 4. Финты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
2. 1. 1. Передвижение,
прыжки, остановки и повороты.
2. 1. 2. Ловля
мяча.
2. 1. 3. Передачи
мяча.
2. 1. 4. Броски
в корзину.
2. 1. 6. Финты.
2. 2. Техника защиты.
2. 2. 1. Техника
передвижений.
2. 2. 2. Техника
овладения мячом и противодействия.
3.ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ.
3. 1. Техническая
и тактическая подготовка.
3. 1. 1. Ловля
и передача мяча.
3. 1. 2. Бросок
в корзину.
3. 1. 3. Ведение
мяча.
3. 1. 4. Финты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ВВЕДЕНИЕ
Современный баскетбол
развивается по пути дальнейшего повышения
темпа, интенсивности и активизации действий
в нападении и защите. Возрастает скорость
не только передвижения, но и всех применяемых
действий. Все труднее становится выдерживать
нагрузку в отдельном матче и тем более
в целом турнире. Способность организма
проявлять большую работоспособность,
отдалять момент наступления утомления
во многом зависит от физической подготовленности.
Недостатки в развитии скорости, выносливости,
силы, ловкости, гибкости и воспитании
волевых качеств могут стать серьезным
препятствием для овладения мастерством
игры в целом.
Физическую подготовку
можно подразделить на общую и специальную.
Общая физическая подготовка предполагает
всестороннее развитие. Это значит, что
каждый баскетболист должен стать атлетом,
имеющим спортивные разряды по основным
видам спорта: легкой атлетике, лыжному
спорту, гимнастике, плаванию и др.
Специальная физическая
подготовка направлена на такое развитие
двигательных качеств и всех систем организма,
которые бы соответствовали условиям
игровой деятельности в процессе соревнований
по баскетболу. Для этого необходимо знать
содержание игровой деятельности баскетболиста,
которая характеризуется большим разнообразием,
носит ациклический характер и связана
с переменной интенсивностью, перемежаемой
периодами отдыха. Установлено, что активная
работа в ходе игры чередуется с периодами
отдыха примерно в пределах 3—4 сек.
Баскетболист играет
полноценно 7—10 мин., а затем, наступает
период спада, который продолжается не
менее 5 мин.
Важным качеством для
баскетболиста является сила. Хорошая
силовая подготовка отдельных мышечных
групп позволяет достичь высокой скорости
передвижения, быстроты выполнения передач,
остановок, отбора мяча в борьбе с противником
и повышает прыгучесть игрока.
Не меньшее значение
имеет выносливость. Умение быстро включаться
в игру и активно действовать как можно
более длительное время — обязательное
условие деятельности современного баскетболиста.
Выполнение игровых
приемов с большой скоростью требует от
баскетболиста высокоразвитой ловкости
и гибкости.
Развитие этих качеств
осуществляется специально подобранными
упражнениями (в беге, прыжках, метании),
близкими по своей структуре к игровым,
а также упражнениями в технике, тактике
и самой игрой.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ИГРЫ
Конечный результат
игры в баскетбол весьма специфичен:
� большой количественный
показатель конечного результата (в среднем
80-85 очков за игру);
� частота смены промежуточных
результатов (в среднем через
каждые 30 с меняется счет);
� отсутствие ничейного
результата, т. е. невозможность компромиссного
решения борьбы.
Для достижения успеха
необходимы согласованные действия всех
команд, подчинение своих действий общей
задаче. Действия каждого игрока команды
имеют конкретную направленность, соответственно
которой баскетболистов различают по амплуа:
Центровой игрок должен быть высокого
роста, атлетического телосложения, обладать
отличной выносливостью и прыгучестью;
крайний нападающий - это прежде всего высокий
рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое
чувство времени и пространства, снайперские
способности, умение оценить игровую обстановку
и атаковать смело и решительно;
защитник должен быть максимально
быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным
и внимательным.
Распределение игроков
по функциям - один из основных принципов
игровой деятельности. Отличают игроков
по амплуа не только игровые приемы и расположение
на площадке, но и их психофизиологические
особенности.
Результативность
игровых действий тесно связана с показателями
сенсомоторного реагирования. Наиболее
интегративным сенсомоторным показателем
является «чувство времени», которое можно
рассматривать как компонент специальных
способностей баскетболистов. В основе
развития «чувства времени» лежит деятельность
комплекса анализаторов, так как восприятие
времени связано с пространственным восприятием.
Баскетболистам различных амплуа необходимо
владеть специализированным восприятием
временных интервалов.
Игроки задней линии
должны хорошо ориентироваться в интервалах
5-10 с, что связано с организацией игры,
центровые- в интервале 3с, отведенных
правилами на игру в штрафной площадке;
игроки передней линии - в течение 1с-наиболее
устойчивом интервале броска.
Команды стремятся
достичь преимущества над соперником,
маскируя свои замыслы и одновременно
пытаясь раскрыть противника. Игра протекает
при взаимодействии игроков всей команды
и сопротивлении игроков противника, прилагающих
все усилия чтобы отнять мяч и организовать
наступление. В связи с этим на первый
план выступают требования к оперативному
мышлению игрока. Доказано, что представители
спортивных игр имеют существенное преимущество
в быстроте принятия решения по сравнению
с представителями многих других видов
спорта. Быстрота мышления особенно важна
при необходимости учета вероятности
изменения ситуации, а также при принятии
решения в эмоционально напряженных условиях.
Рис 1. Схема игровой
площадки
Для оценки психофизиологических
функций, определяющих успешность игровой
деятельности баскетболистов, используют
методы исследования быстроты и точности
двигательных действий, а также объем,
распределение и переключение внимания
и т.д.
Для того чтобы забросить
мяч в корзину, необходимо преодолеть
сопротивление противника, а это возможно
лишь в том случае, если игроки владеют
определенными приемами техники и тактики,
умеют быстро передвигаться, внезапно
изменять направление и скорость движения.
Деятельность баскетболиста
в игре - не просто сумма отдельных приемов
защиты и нападения, а совокупность действий,
объединенных общей целью в единую динамическую
систему. Правильное взаимодействие игроков
команды - основа коллективной деятельности,
которая должна быть направлена на достижение
общих интересов команды и опираться на
инициативу и творческую активность каждого
игрока.
2. ТЕХНИКА
ИГРЫ
В баскетболе применяются
разнообразные приемы, которые в зависимости
от техники выполнения классифицируются
по разделам и группам на основании сходных
признаков.
Различают технику
игры в нападении и в защите. Каждый из
этих разделов состоит из приемов, которые,
в свою очередь, разделяются на способы,
выполняемые в различных условиях (на
месте, в движении, в прыжке).Техника выполнения
отдельных способов передач, бросков,
ведения и др. постоянно изменяется с развитием
игры. В настоящее время увеличивается
быстрота, совершенствуется точность
выполнения приемов.
2. 1. Техника
игры в нападении.
В нападении применяются
следующие приемы: передвижение, прыжки,
остановки и повороты, ловля и передача
мяча, броски в корзину, ведение мяча и
финты.
2.1.1. Передвижение, прыжки, остановки
и повороты.
Эта группа приемов
имеет большое значение для ведения игры.
Но, прежде чем раскрывать способы их выполнения,
необходимо остановиться на исходном
положении баскетболиста (стойке), из которого
он начинает действовать.
Перед выполнением
любого приема баскетболист занимает
наиболее устойчивое положение, в котором
ноги согнуты, ступни расставлены параллельно
на ширину плеч или одна выставлена вперед,
туловище слегка наклонено, тяжесть тела
распределена равномерно на обеих ногах,
руки согнуты перед туловищем.
Большое значение в
технике выполнения различных приемов
игры с мячом имеет держание мяча (рис.
1). При бросках двумя руками не следует
касаться мяча всей площадью ладоней,
мяч
нужно удерживать кончиками пальцев (рис.
2), что позволит лучше управлять мячом
и добиваться большей точности попадания.
Рис 1. Способы держания
мяча. Рис 2. расположение пальцев на ловле
при бросках двумя руками.
Передвижение осуществляется, как
правило, бегом по коротким отрезкам. Во
время бега баскетболист ставит ногу на
всю стопу или перекатом с пятки на носок,
значительно сгибая обе ноги. При ускорениях
бег выполняется коротким шагом, нога
ставится на переднюю часть стопы.
Прыжки выполняются толчком
двумя ногами (с места и в движении) и одной
(в движении). Для выполнения прыжков в
движении баскетболист последний шаг
делает шире. При прыжке толчком одной
ноги он резко выносит маховую ногу, согнутую
в колене, вверх, а при прыжке толчком двумя
ногами подставляет маховую ногу к опорной
и одновременно отталкивается двумя ногами
вверх. Перед толчком ноги всегда согнуты.
Важно отталкиваться быстро и энергично.
Прыжки в длину применяются значительно
реже.
Остановки выполняются прыжком
и двумя шагами. В первом случае перед
остановкой игрок, оттолкнувшись одной
ногой, делает невысокий прыжок вперед,
наклоняет туловище назад и приземляется
на обе ноги или на одну. При остановке
двумя шагами баскетболист, удлиняя последние
два шага, сильно сгибает опорную ногу.
Тяжесть тела он старается перенести назад,
вынося вперед при втором шаге почти прямую
ногу. Умение внезапно останавливаться,
не делая более двух шагов, определяется
правилами игры и тактическими соображениями.
Повороты выполняются с мячом
и без мяча, в опорном положении и в воздухе.
Повороты с мячом согласно правилам игры
можно выполнять стоя на одной ноге и отталкиваясь
другой. Они позволяют игроку с мячом уйти
из-под контроля противника, изменить
направление атаки или обыграть защитника.
Повороты выполняются вперед и назад из
различных исходных положений по отношению
к противнику, на любое количество градусов,
на впереди и сзади стоящей ноге.
Наиболее часто применяются
повороты вперед и назад на сзади стоящей
ноге на 180° (рис. 3), а также повороты вперед
и назад на впереди стоящей ноге на 180°
(рис. 4).
2.1.2. Ловля мяча.
Ловля мяча выполняется
одной рукой и двумя руками на различной
высоте (выше головы, на уровне груди, пояса
и ниже), в различных условиях (на месте,
в движении, в прыжке). Кроме того, в игре
приходится ловить мяч, катящийся по площадке
и отскочивший от нее, без сопротивления
и с сопротивлением противника. Наиболее
надежна ловля мяча двумя руками.
Рис 3. Поворот на сзади
стоящей ноге
. Рис 4. Поворот на впереди
стоящей ноге
Ловля мяча, летящего на средней высоте . Этот способ ловли
встречается чаще других. Техника его
состоит в том, что игрок выставляет навстречу
летящему мячу выпрямленные, слегка расслабленные
руки с кистями, раскрытыми в виде воронки.
В момент соприкосновения пальцев с мячом
он сгибает руки, обхватывает мяч с двух
сторон и подтягивает к туловищу, занимая
исходное положение для последующих действий.
Ловля мяча, летящего высоко . Техника ловли зависит
от высоты полета и крутизны траектории.
Если мяч летит с крутой траекторией или
падает сверху вниз (после отскока от щита),
то руки вытягиваются вверх, кисти раскрываются
и разгибаются. Если мяч летит по более
прямой траектории, то руки поднимаются
вверх- вперед или вперед- в сторону (мяч
летит в стороне), кисти раскрыты, ладони
обращены вперед. Во всех случаях, как
только мяч касается пальцев, руки для
амортизации отводятся назад, захватывают
мяч и опускаются вниз.
Сложнее всего ловля
мяча одной рукой. Она применяется, когда
мяч летит очень высоко, в стороне от игрока
или катится по площадке. Общие принципы
техники ловли одной рукой те же, что и
ловли двумя руками. Различают ловлю мяча
одной рукой с поддержкой (мяч, остановленный
одной рукой, другая рука подхватывает
снизу) и без поддержки.
2.1 3. Передачи мяча.
В баскетболе применяются
различные способы передач мяча партнеру.
Их можно разделить на две большие группы:
передачи двумя руками и передачи одной
рукой.
Передачи мяча выполняются
без отскока и с отскоком от площадки,
с места, в движении, с прыжком, с прыжком
и поворотом в воздухе, при встречном передвижении
игроку, двигающемуся впереди, с низкой
и высокой траекторией. Точность, и своевременность
передач — необходимое условие их выполнения.
Решающее значение в технике передач имеет
активное движение кистью.
Передачи мяча двумя
руками выполняются от груди,
сверху и снизу.
Передача двумя руками от груди (рис.5) —основной способ
взаимодействия с партнером на коротком
и среднем расстоянии. Для выполнения
этой передачи игрок, заняв стойку для
игры, держит мяч двумя руками перед грудью.
При этом большие пальцы направлены друг
к другу, остальные — вверх- вперед. Руки
согнуты, локти обращены вниз. Для выполнения
замаха руки с мячом описывают небольшое
кругообразное движение вниз- назад- вверх,
кисти разгибаются. Затем руки резко выпрямляются,
толкая мяч от груди в направлении цели.
Бросок заканчивается активным сгибанием
кистей и разгибанием ног.