Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:58, реферат
Анализ здоровья, в том числе студенческой молодежи, убеждает в том, что существовавшая система его формирования существенно подорвана. Современное общество характеризуется коренным изменением условий жизни, труда и быта населения.
Рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии увеличивается до 15-16 часов. Неудивительно, что труд студента по тяжести относят к первой категории (легкий), а по напряжению к четвертой категории (очень напряженный труд)
1.Введение
3
2.Понятие «здоровье», его содержание и критерии
4
Здоровый образ жизни студента
5
3.Образ жизни студентов и его влияние на здоровье
7
3.1 Питание современного студента
9
4. Влияние окружающей среды на здоровье
11
5. Профилактика вредных привычек
12
6.Заключение
14
7.Список литературы
16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный индустриальный университет»
Кафедра РСРПП
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Вариант 8
Группа ЗТЖ-13
Проверил: кпн доц Метелев В.Г.
Новокузнецк 2013
Содержание:
1.Введение |
3 |
2.Понятие «здоровье», его содержание и критерии |
4 |
|
5 |
3.Образ жизни студентов и его влияние на здоровье |
7 |
3.1 Питание современного студента |
9 |
4. Влияние окружающей среды на здоровье |
11 |
5. Профилактика вредных привычек |
12 |
6.Заключение |
14 |
7.Список литературы |
16 |
1.Введение.
Анализ здоровья, в том числе студенческой молодежи, убеждает в том, что существовавшая система его формирования существенно подорвана. Современное общество характеризуется коренным изменением условий жизни, труда и быта населения.
Рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии увеличивается до 15-16 часов. Неудивительно, что труд студента по тяжести относят к первой категории (легкий), а по напряжению к четвертой категории (очень напряженный труд)
Процессобучениятребует
Кконцу обученияв
Исследования оказывают, что это происходит потому, что у студентов перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения.
Целью данной работы: изучение темы здоровье современного студента.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
2.Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Существует
много определений этого
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);
- здоровье представляет
собой гармоничную
-индивидуальноездоровье
-здоровье-этопроцесс
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Физическое
здоровье - это естественное состояние
организма, обусловленное нормальным
функционированием всех его органов
и систем. Если хорошо работают все
органы и системы, то и весь организм
человека (система саморегулирующаяся)
правильно функционирует и
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное
здоровье определяется теми моральными
принципами, которые являются основой
социальной жизни человека, т.е. жизни
в определенном человеческом обществе.
Отличительными признаками нравственного
здоровья человека являются, прежде всего,
сознательное отношение к труду,
овладение сокровищами
Здоровье – это результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
- наследственность – 20%;
- окружающая среда – 20%;
- уровень медицинской помощи – 10%;
- образ жизни – 50%.
2.1 Здоровый образ жизни студента.
В последние
годы активизировалось внимание к здоровому
образу жизни студентов, это связано с
озабоченностью общества по поводу здоровья
специалистов, выпускаемых высшей школой,
роста заболеваемости в процессе профессиональной
подготовки, последующим снижением работоспособности.
Необходимо отчетливо представлять, что
не существует здорового образа жизни
как некой особенной формы жизнедеятельности
вне образажизнивцелом.
Здоровый образ жизни отражает обобщенную
типовую структуру форм жизнедеятельности
студентов, для которой характерно единство
и целесообразность процессов самоорганизации
и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития,
направленных на укрепление адаптивных
возможностей организма, полноценную
самореализацию своих сущностных сил,
дарований и способностей в общекультурном
и профессиональном развитии, жизнедеятельности
в целом. Здоровый образ жизни создает
для личности такую социокультурную микросреду,
в условиях которой возникают реальные
предпосылки для высокой творческой самоотдачи,
работоспособности, трудовой и общественной
активности, психологического комфорта,
наиболее полно раскрывается психофизиологический
потенциал личности, актуализируется
процесс ее самосовершенствования. В условиях
здорового образа жизни ответственность
за здоровье формируется у студента как
часть общекультурного развития, проявляющаяся
в единстве стилевых особенностей поведения,
способности построить себя как личность
в соответствии с собственными представлениями
о полноценной в духовном, нравственномифизическомотношен
Содержание здорового образа жизни студентов
отражает результат распространения индивидуального
или группового стиля поведения, общения,
организации жизнедеятельности, закрепленных
в виде образцов до уровня традиционного.
Основными элементами здорового образа
жизни выступают: соблюдение режима труда
и отдыха, питания и сна, гигиенических
требований, организация индивидуального
целесообразного режима двигательной
активности, отказ от вредных привычек,
культура межличностного общения и поведения
в. коллективе, культура сексуального
поведения, содержательный досуг, оказывающий
развивающее воздействие наличность.
Организуя свою жизнедеятельность, личность
вносит в нее упорядоченность, используя
некоторые устойчивые структурные компоненты.
Это может быть определенный режим, когда
студент, например, регулярно в одно и
то же время питается, ложится спать, занимается
физическими упражнениями, использует
закаливающие процедуры. Устойчивой может
быть и последовательность форм жизнедеятельности:
после учебной недели один выходной день
посвящается общению с друзьями, другой
— домашним делам,третий—
Эти характеристики здорового образа
жизни устойчивы по отношению к постоянно
меняющимся, многочисленным воздействиям
окружения человека. Они образуют своего
рода барьеры, ограждающие его от необходимости
все время реагировать на многообразие
существующих вокруг суждений, мнений,
оценок, требований. Внутри этих границ
студент волен регулировать свои действия,
опробовать новые образцы поведения. С
одной стороны, устойчивые и повторяющиеся
компоненты жизнедеятельности обращены
к личности, связаны с ее индивидуальными
предпочтениями, с другой — они не являются
ее изобретением, а складываются и приобретают
культурное значение в процессе общения
людей,в ходеихповседневнойпрактики.
Здоровый образ жизни характеризуется
направленностью, которая объективно
выражается в том, какие ценности им производятся,
какие общественные потребности им удовлетворяются,
что он дает для развития самой личности.
Между реальным образом жизни и порождаемой
им системой субъективных отношений возникают
противоречия, в процессе разрешения которых
происходит перестройка, развитие и совершенствование
образа жизни, система отношений в нем.
Важно не только то, как студент живет,
но и то, ради чего он живет, чем гордится
и против чего борется. Так здоровый образ
жизни приобретает оценочное и нормативное
понятие.
Здоровый образ жизни во многом зависит
от ценностных ориентации студента, мировоззрения,
социального и нравственного опыта. Общественные
нормы, ценности здорового образа жизни
принимаются студентами как личностно
значимые, но не всегда совпадают с ценностями,
выработанными общественным сознанием.
Так, в процессе накопления личностью
социального опыта возможна дисгармония
познавательных (научные и житейские знания),
психологических (формирование интеллектуальных,
эмоциональных, волевых структур), социально-психологических
(социальные ориентации, система ценностей),
функциональных (навыки, умения, привычки,
нормы поведения, деятельность, отношения)
процессов. Подобная дисгармония может
стать причиной формирования асоциальных
качеств личности. Поэтому в вузе необходимо
обеспечить сознательный выбор личностью
общественных ценностей здорового образа
жизни и формировать на их основе устойчивую,
индивидуальную систему ценностных ориентации,
способную обеспечить саморегуляцию личности,
мотивацию ее поведения и деятельности.
Для студента с высоким уровнем развития
личности характерно не только стремление
познать себя, но желание и умение изменять
себя, микросреду, в которой он находится.
Путем активного самоизменения и формируется
личностью ее образ жизни. Самосознание,
вбирая в себя опыт достижений личности
в различных видах деятельности, проверяя
физические и психические качества через
внешние виды деятельности, общение, формирует
полное представление студента о себе.
Одновременно с этим в структуру самосознания
включаются идеалы, нормы и ценности, общественные
по своей сути. Они присваиваются личностью,
становятся ее собственными идеалами,
ценностями, нормами, частью ядра личности
— ее самосознания.
3.Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.
Охрана
и укрепление здоровья студенчества
в основном определяется образом
жизни. Повышенное внимание к нему проявляется
на уровне общественного сознания, в сфере
культуры, образования, воспитания.
Образ жизни студента есть не что иное,
как определенный способ интеграции его
потребностей и соответствующей им деятельности,
сопровождающих ее переживаний. Структура
образа жизни выражается в тех отношениях
субординации и координации, в которых
находятся разные виды жизнедеятельности.
Это проявляется в той доли бюджета времени
личности, которая на них тратится; в том,
на какие виды жизнедеятельности личность
расходует свое свободное время, каким
видам отдает предпочтение в ситуациях,
когда возможен выбор. Если образ жизни
не содержит творческих видов жизнедеятельности,
то его уровень снижается. Одни студенты
больше используют свободное время для
чтения, другие — для занятий физическими
упражнениями, третьи — на общение. Сознательно
планируя затраты времени и усилий, студент
может либо включаться в широкую сеть
таких связей,либообособляться.
Образ жизни студенту нельзя навязать
извне. Личность имеет реальную возможность
выбора значимых для нее форм жизнедеятельности,
типов поведения. Обладая определенной
автономностью и ценностью, каждая личность
формирует свой образ действий и мышления.
Личность способна оказывать влияние
на содержание и характер образа жизни
группы, коллектива,
Выражением саморегуляции личности в
жизнедеятельности является ее стиль
жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся
определенным постоянством составляющих
ее компонентов и включающая приемы поведения,
обеспечивающие достижение студентом
намеченных целей с наименьшими физическими,
психическими и энергетическими затратами.
Становясь привычкой, стиль жизни приобретает
некоторую свободу от сферы сознательного
контроля. Но для сферы самоуправления
личности могут быть характерны и целенаправленные
волевые акты самовоздействия. Этот уровень
саморегуляции становится возможен при
развитости иерархии мотивов личности,
наличии мотиваций высокого уровня, связанного
с общей направленностью интересов и ценностных
ориентации, обобщенных социальныхустановок.
Анализ фактических материалов о жизнедеятельности
студентов свидетельствует о ее неупорядоченности
и хаотичной организации. Это отражается
в таких важнейших компонентах, как несвоевременный
прием пищи, систематическое недосыпание,
малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная
двигательная активность, отсутствие
закаливающих процедур, выполнение самостоятельной
учебной работы во время, предназначенное
для сна, курение и др. В то же время установлено,
что влияние отдельных компонентов образа
жизни студентов, принятого за 100%, весьма
значимо. Так, на режим сна приходится
24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим
двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь
в течение учебного года, негативные последствия
такой организации жизнедеятельности
наиболее ярко проявляются ко времени
его окончания (увеличивается число заболеваний).
А так как эти процессы наблюдаются в течение
5—6 лет обучения, то они оказывают существенное
влияние на состояние здоровья студентов.
Так, по данным обследования 4000 студентов
МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение
состояния их здоровья за время обучения.
Если принять уровень здоровья студентов
I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось
в среднем до 91,9%, на III — до 83,1, на IV курсе-до75,8%.
Эти факты позволяют сделать вывод, что
практические занятия по физическому
воспитанию в вузе не гарантируют автоматически
сохранение и укрепление здоровья студентов.
Его обеспечивают многие составляющие
образа жизни, среди которых большое место
принадлежит регулярным занятиям физическими
упражнениями, спортом, а также оздоровительным
факторам