Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:09, реферат
Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы - солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.
Введение. 3
1. Развитие идейно-теоретических и научных основ системы
физического воспитания и спорта. 4
2. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его
педагогическая деятельность. 8
2.1.Научные труды. 10
2.2. Педагогическая деятельность. 12
Заключение. 15
Список литературы.
Оглавление.
Введение. 3
физического воспитания и спорта. 4
педагогическая деятельность. 8
2.1.Научные труды.
2.2. Педагогическая деятельность. 12
Заключение. 15
Список литературы.
3
Введение.
Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы - солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.
Вторая половина 19 в – 1917 г. – небольшой по времени, но насыщенный важными историческими свершениями период в области физического воспитания и спорта. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования), развитие современных видов спорта и становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях.
В начале второй половины 19 века феодально-крепостническая
система переживала глубокий экономический,
политический и военный кризис. Правительство
вынуждено было пойти на проведение некоторых
реформ. После отмены крепостного права
(1861) и проведения земской (1864), военной
(1974) и школьных (60-80-е гг.) реформ быстрыми
темпами началось развитие капитализма
в России. На этой основе шло оформление
новой для страны системы физического
воспитания и спорта, ее организационных,
методических и идеологических основ.
Эта система формировалась как часть русской
национальной культуры.
4
Во второй половине 19 века вопросы физического воспитания как составной части общего образования и всестороннего развития личности широко и глубоко рассматривались в философской, педагогической и научной литературе.
Особенно большое влияние на этот процесс оказали труды и деятельность русских революционных демократов Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) и Николая Александровича Добролюбова (1836-1861). В своих философских и педагогических сочинениях они развивали учение о единстве человеческого организма и психики, выступали против дуализма, защищали идею гармонического воспитания человека. Добролюбов писал, что «под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное гармоническое развитие всего организма и правильное совершенствование всех его отправлений».
Чернышевский и Добролюбов подвергли резкой критике официальную педагогику и систему воспитания в крепостнической России. Им принадлежит главная заслуга в разработке новой педагогики и ее основных принципов – демократизма, народности и гуманизма. Революционные демократы указывали, что целью воспитания должна быть подготовка нового человека, близкого к народу, настоящего патриота Родины. Такой человек представлялся им всесторонне духовно и физически развитым, закаленным нравственно и морально, воспитанным защитником народных интересов.
Чернышевский и Добролюбов считали, что гармоническое развитие человека должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Говоря о средствах физического воспитания, о гигиене занятий физическими упражнениями, они были сторонниками народных физических упражнений, подвижных игр, прогулок, закаливания.
5
Полезным средством физического развития они считали физический труд. Отстаивая народные средства физического воспитания. Чернышевский и Добролюбов подвергли справедливой критике тех деятелей, которые старались подражать всему иностранному и насаждали в России иностранные методы гимнастики.
Значительный вклад в развитие теории физического воспитания внес крупнейший русский критик-публицист Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). В своих сочинениях он поднимал важные вопросы о пользе и необходимости физического воспитания детей. Физическое воспитание, по его мнению, прежде всего должно содействовать оздоровлению и закаливанию организма.
Большой вклад в педагогическую теорию обучения, воспитания и образования внес великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Основы его педагогической системы составляли принципы народности и гармоничности. В своем сочинении «Человек как предмет воспитания» Ушинский обосновал воспитательную и образовательную деятельность учителя, указал на необходимость учитывать возраст учеников, их стремления и интересы. Он рекомендовал педагогу изучать психологию и физиологию, чтобы знать организм человека во всех его проявлениях. Определяя средства физического воспитания детей и подростков, Ушинский также придерживался принципа народности. Он считал, что народные игры и физические упражнения в сочетании с трудом должны составлять основу физического воспитания. Особенно им ценились игры, имеющие общественную направленность, отражающие трудовую и бытовую жизнь народа.
В числе средств физического воспитания великий педагог называл и гимнастику. Он считал ее полезной и нужной для привития определенных навыков и умения правильно оценивать свои силы. Взгляды Ушинского не были свободны от недостатков. Его мировоззрение отличалось средством
6
материалистических
и идеалистических элементов. Вопросы
физического воспитания им трактовались
с чисто биологической позиции.
Несмотря на некоторые слабые стороны
его педагогической системы, Ушинский
являлся выразителем
Богатое педагогическое наследство оставил великий русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Протестуя против существовавших в то время методов обучения и воспитания, Толстой создал своеобразную теорию «свободного воспитания», направленную, по его утверждению, на развитие активности детей, привитие им сознательности, честности, любви к народу, правдивости. В его педагогической деятельности и взглядах нашли свое отражение и вопросы физического воспитания. В Яснополянской школе, открытой Толстым, в большой комнате были устроены перекладины и ввернуты кольца, имелись гири двухпудовые, словом, все принадлежности для гимнастических упражнений. В соответствии с методами «свободного воспитания» никто фактически не руководил занятиями физическими упражнениями. За долгую жизнь Толстой выработал нечто вроде кодекса здоровья. Испытав на себе благотворное занятие различными физическими упражнениями и физическим трудом, он твердо был уверен, что все это необходимо для развития человеческих способностей.
Большое влияние на развитие естественнонаучных основ физического воспитания оказали представители прогрессивной русской медицины и физиологии. В работах выдающегося русского ученого, врача, педагога и общественного деятеля Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) была обоснована идея о зависимости строения органов тела человека от их функций. Это положение дало возможность выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела человека. В дальнейшем на этой основе были разработаны принципы функциональной анатомии.
7
Выдающийся русский физиолог Иван Михайлович
Сеченов (1829-1905) первым в мировой физиологической
науке показал наличие прочной связи между
деятельностью центральной нервной системы
и мышечными движениями. Труды Сеченова
заложили основы изучения физиологии
трудовых движений и физических упражнений.
Они создали материальные предпосылки
для выяснения процессов формирования
двигательных навыков человека в труде
и спорте, положили начало изучению проблем
утомления и активного отдыха при мышечной
деятельности человека.
8
2. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его педагогическая деятельность
Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) вошел в историю отечественной науки как крупнейший ученый в области анатомии и педагогики. Научная теория физического воспитания. Свои глубокие знания по анатомии и физиологии он положил в основу создания научной теории физического воспитания. В 1974 году Лесгафт опубликовал работу «Основы естественной гимнастики», которая привлекла внимание русской педагогической общественности и заинтересовала военное ведомство России. Он был приглашен на работу в Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) для руководства физической подготовкой слушателей.
В системе ГУВУЗа Лесгафт проработал 12 лет. Им было разработано и написано «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Кроме того, он организовал курсы офицеров-руководителей физической подготовки русской армии.
Лесгафту снова разрешили заниматься педагогической деятельностью. Он разработал систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. В своей педагогической и общественной деятельности Лесгафт поддерживал все прогрессивное и передовое. В науке и практике Лесгафт стоял на позициях естественного материализма. В основе его педагогической системы лежит учение о единстве духовного и физического развития человека. Основной целью педагогической системы Лесгафта является «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма», под которым он понимал систематическое умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. В результате такого воспитания у ребенка развивается любовь к труду и он подготавливается к любой элементарной работе.
9
Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, насилия и угнетения.
Исходя из того, что главной задачей школы является образование, т.е. приобретение знаний и умений, свою систему П.С.Лесгафт назвал системой физического образования, которую строил исходя из достижений современной ему науки. Его труды в области анатомии, педагогики, биологии, истории не потеряли своего значения до настоящего времени.
Основные положения теории физического образования сводятся к следующему:
- как умственное, так и физическое образование должно способствовать подготовке человека к высокопроизводительному труду на благо всего общества;
- творческая активность как умственной, так и физической деятельности человека возможна лишь при сознательном выборе средств для достижения поставленных целей. Поэтому одной из важных задач физического образования П.Ф. Лесгафт считал выработку умения сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а также анализировать их;
- к наиболее высокой производительности и продуктивности труда способны только гармонично развитые люди, обладающие «идеально-нормальным организмом»;
- под гармоничным развитием П.Ф.Лесгафт понимал правильное сочетание развития умственных и физических сил человека;
- гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принципа постоянности и последовательности усложнения упражнений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей физического развития каждого человека;
10
- правильное физическое развитие может быть осуществлено только с помощью научно обоснованной системы физического образования;
- сама система физического образования должна состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в различных условиях и в различной форме, постепенно усложняющихся в зависимости от педагогических задач.
Особое внимание Лесгафт обращал на использование народных игр. Он видел в них большое воспитывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свободных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время.
Информация о работе Создание в России системы физического воспитания