Создание в России системы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:09, реферат

Описание работы

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы - солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.

Содержание работы

Введение. 3
1. Развитие идейно-теоретических и научных основ системы
физического воспитания и спорта. 4
2. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его
педагогическая деятельность. 8
2.1.Научные труды. 10
2.2. Педагогическая деятельность. 12
Заключение. 15
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Создание в России системы физического воспитания.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

2.1.Научные труды.

         В двухтомном труде «Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста» (1888 и 1901) Лесгафт научно обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе. В основу системы физического воспитания он положил дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, доступности, постепенности и последовательности, которые следовало неукоснительно соблюдать при занятиях физическими упражнениями. Лесгафт рекомендовал строго придерживаться возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся. Основываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, он разработал классификацию физических упражнений и игр, состоявшую из четырех основных отделов. В первый вошли простые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями) и сложные (ходьба, бег, метания). Второй отдел состоял из упражнений с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метание деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазание и др.). В третьем были представлены упражнения, связанные с изучением пространственных и временных  отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на

11

определенное  расстояние и т.п.) Четвертый отдел  включал в себя систематические  упражнения в виде сложных действий (игры простые и сложные, бег на коньках и на лыжах, фехтование, походы и экскурсии).

        В методике проведения занятий по физическому образованию можно выделить следующие особенности… В основу физического образования должна быть положена связь физического и духовного: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь… умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

        Лесгафт стремился через ощущения и их проверку создать правильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и т.п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелы, в виде шара, куба и т.п. Предпочтение отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа.

        П.Ф. Лесгафт был первым ученым в России, начавшим изучать процесс физического воспитания с помощью методов научного исследования. Им было создано особое педагогическое направление в этой области. Целью всякого воспитания, в том числе и физического, ученый считал подготовку человека к творческому труду, с тем чтобы использовать свои силы с наименьшей тратой энергии для достижения наилучших результатов. Он считал, что в выборе движений человек должен исходить из осознания целесообразности каждого отдельного человека по принципу «сначала мысль – потом действие». Чтобы заставить ученика мысленно работать, он даже отказался от показа упражнений, лишь объясняя их. Кроме того,  П.Ф.Лесгафт считал упражнения на гимнастических снарядах не соответствующими анатомическому строению человека и потому не пригодными для детей. 

12

         В своих трудах Лесгафт уделил большое внимание методам обучения физическим упражнениям. Он впервые в России создал учение о методах «слова» и «показа» в процессе физического воспитания. Ученый требовал, чтобы каждое упражнение было предварительно четко и кратко объяснено. Ученики, в свою очередь, должны были выполнять упражнение осознанно, а не механически. Лесгафт не отрицал показа, но считал, что его надо применять после того, как упражнение осознанно занимающимися.

         Высокие требования Лесгафт предъявлял к преподаванию физического воспитания. Он отмечал, что педагог должен отлично знать свой предмет, обладать достаточными знаниями по анатомии, физиологии и психологии. По его мнению, хороший преподаватель отличается дисциплинированностью, сдержанностью, любовью к ученикам, внешней опрятностью, изящностью в движениях.

2.2. Педагогическая деятельность.

        В педагогической деятельности Лесгафта важное место занимала подготовка педагогических кадров физического воспитания. В 1877-1882 гг. он возглавлял созданные им учебно-гимнастические курсы руководителей физической подготовки военно-учебных заведений и армии. В 1896 г. По образцу этих курсов Лесгафт открыл Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Он выступал как поборник высшего женского образования. Его Высшие курсы считались наиболее прогрессивным учебным заведением. При поступлении на курсы не требовалось никаких справок о политической благонадежности. Преподавание на курсах вели многие крупные ученые: В.Л.Комаров, Е.В.Тарле, А.А.Ухтомский. Выпускницы курсов, получившие теоретическую и практическую подготовку, трудились во многих городах России. В 1905 году были закрыты из-за участия их слушателей в событиях 9 января. Вместо курсов Лесгафт организовал Высшую вольную школу. В годы первой русской революции помещение школы использовалось для проведения

13

политических  сходок, бесед, различных общеобразовательных  курсов. Школа подверглась преследованию  со стороны царского правительства и в 1907 г. была закрыта. Благодаря энтузиазму деятелей прогрессивной русской педагогики Высшие курсы Лесгафта возобновили.

        Лесгафт был педагогом-общественником. В 1893 г. в Петербурге было создано общество содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ), в деятельности которого Лесгафт принял активное участие. По примеру этого общества возникли его отделения в других городах России – Москве, Киеве, Одессе и др. В результате деятельности ОСФРУМа были открыты площадки для игр, стали проводиться экскурсии и походы за город, в лес, организовывались катания на коньках и другие формы отдыха и развлечений, в основном для детей и подростков из малоимущих  семей. Царское правительство преследовало Лесгафта за его прогрессивную деятельность. Он постоянно находился под надзором полицейской охранки. В 1901 г. за выступления в защиту студентов-демонстрантов Лесгафта арестовали и выслали из Петербурга в Финляндию на целый год. Лесгафт вел постоянную борьбу с реакционными теориями в биологии, медицине и педагогике. Ученый подверг научной критике зарубежные методы физического воспитания. Особенно он критиковал немецкую и шведскую гимнастики за отсутствие в них научно-педагогического подхода к подбору упражнений и использованию спортивных снарядов.

        Имя Лесгафта, его научно-теоретическая и педагогическая деятельность заняли достойное место в отечественной науке и педагогике. Несмотря на ряд недостатков «отнесение педагогики к разделу биологии, отрицание спортивных соревнований и упражнений на гимнастических снарядах и некоторые другие», созданная им система физического образования отличалась оригинальностью и была передовой для своего  времени. Многие научные труды Лесгафта не потеряли своего значения и в настоящее время. Его именем был назван один из крупнейших специальных институтов –

14

Государственный институт физической культуры в Ленинграде, ныне Санкт-Петербургская Академия физической культуры имени П.Ф.Лесгафта.

        Система Лесгафта не стала в России основой национальной системы физического воспитания из-за отсутствия в стране квалифицированных педагогов. К тому же по своей идее система не соответствовала интересам царского правительства и русской буржуазии. У самого П.Ф.Лесгафта было немало ошибочных положений, вытекающих из его формально-логического мировоззрения. Однако многие положения его системы, оправдавшие себя на практике, вошли в качестве элементов в советскую систему физического воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15

Заключение.

        Во второй половине 19 – начале 20 века появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественно-научных основ физического воспитания.

        Создается одна из лучших для того времени система физического образования – система, разработанная П.Ф.Лесгафтом. Им были сформулированы и научно обоснованы основные компоненты системы физического воспитания: цель, задачи, основы, принципы, направления, подготовка специалистов для работы по физическому воспитанию, начинают складываться организационные формы физического образования, материально-техническое и финансовое обеспечение физического воспитания. П.С.Лесгафтом создается и начинает функционировать специальное учебное заведение, по сути высшее педагогическое, по подготовке преподавателей по физическому воспитанию. С научно-педагогической деятельностью Лесгафта связывают становление в нашей стране одной из основных закономерностей физического воспитания – его научной обоснованности. 

     П.Ф. Лесгафт впервые в отечественной  и мировой практике доказал, что  уровень "Физического образования" детей школьного возраста неотделим  от системы образования в любом  обществе и ценностей в общественном сознании; он отмечал, что движущей силой социально-экономического и  технического прогресса является наука, и рекомендовал зарубежные командировки будущим ученым, учителям в лучшие вузы и образовательные школы. 
 
 
 

16

Список  литературы.

 
  1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и  спорта. Москва, 2001.
  2. Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.
  3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.
  4. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт.1 и 2. - М.:ФиС, 1951 и 1952.
  5. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт. 4 и 5 - М.: ФиС, 1953 и 1954.
  6. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю.  История физической культуры и спорта. Москва, 2001.
  7. История физической культуры и спорта. Под редакцией Столбова В.В. Москва, 1983.

Информация о работе Создание в России системы физического воспитания